БЕЗОПАСНЫЕ МЕТОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ВДОЛЬТРАССОВОГО ПРОЕЗДА НЕФТЕПРОВОДА

БЕЗОПАСНЫЕ МЕТОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ВДОЛЬТРАССОВОГО ПРОЕЗДА НЕФТЕПРОВОДА

Авторы публикации

Рубрика

Инженерия

Просмотры

22

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 52 (97), Декабрь ‘22

Дата публикации 24.12.2022

Поделиться

Вдольтрассовые проезды являются неотъемлемой частью магистральной части нефтепровода и обеспечивают его строительство и эксплуатацию. При строительстве вдольтрассовых проездов осуществляют изыскательские, подготовительные работы, а также инженерную подготовку и строительные работы. Все виды работ сопряжены с эксплуатацией дорожно-строительной техники. На каждом этапе работ существуют определенные производственные риски, которые могут привести к не только к ущербу для здоровья работников, но и к материальным издержкам. Для снижения риска возникновения аварийных ситуаций предложен ряд мероприятий, направленных на снижение производственных рисков.

Строительство вдольтрассовых проездов относится к подготовительным работам [1]. Согласно [2] вдольтрассовые проезды предназначены для организации перевозок строительных грузов вдоль трассы сооружаемого трубопровода. Также вдольтрассовые проезды используются для перебазировки строительных подразделений, транспортировки грузов к строящимся наземным объектам, перевозки рабочих, связи между объектами и оперативного контроля за ходом работ. Вдольтрассовая дорога располагается в непосредственной близости от трассы трубопровода на всем его протяжении, имеет необходимое количество съездов к трассе трубопровода.

Как и любой объект капитального строительства, вдольтрассовые проезды строятся на основании технического проекта. При этом предварительно проводится комплекс работ по инженерным изысканиям (инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-экологические и т.д.). На основании изысканий определяют тип грунта, устанавливают геодезические отметки, определяют природоохранные мероприятия. Перечень природоохранных мероприятий разрабатывается в зависимости от специфики производственных процессов и природно-климатических условий района строительства. Как отмечают некоторые авторы, зоны косвенного влияния трасс линейных объектов в несколько раз превышают площади фактически занятые ими. [3]

Неотъемлемой частью строительства вдольтрассовых проездов является комплекс подготовительных работ, который включает расчистку территории, инженерную подготовку территории и непосредственно сооружение проезда.

Расчистка строительной полосы от леса включает следующие операции:

- натурную разметку границ ширины строительной полосы и трелевочного волока визирами (сигнальной лентой на деревьях и вешками);

- уборку сухостоя, повисших деревьев;

- валку деревьев и срезку кустарника;

- обрубку сучьев и раскряжевку хлыстов;

- погрузку, транспортирование, разгрузку и складирование леса;

- корчевание, уборку и захоронение пней и т.д.

Инженерная подготовка включает вертикальную планировку территории, а именно срезку косогоров и бугров, склонов оврагов и подсыпку низинных мест. Планировка строительной полосы включает в себя срезку косогоров и бугров, склонов оврагов и балок с одновременной подсыпкой низинных мест местным или привозным грунтом и планировку микрорельефа с геодезическим контролем на полосе рытья траншеи, благодаря которой обеспечивается профиль траншеи, соответствующий упругому изгибу трубопровода при его укладке. Все работы по вертикальной планировке территории производится в составе общих планировочных работ по всей строительной полосе.

Спланированная поверхность должна быть ровной, без резких перепадов по высоте, вызывающих наклоны и перекосы ходовой части экскаватора. При срезке склонов балок и оврагов разработанный грунт должен удаляться в места, предусмотренные проектом.

Планировка строительной полосы выполняется бульдозером.

В состав работ по устройству временного вдольтрассового проезда входит сооружение переездов через действующие трубопроводы, переходы через реки и ручьи.

Технологический набор единичных видов работ при подготовке строительной полосы для прокладки магистральных трубопроводов в различных природных условиях зависит:

- от технологии прокладки, предусмотренной проектом производства работ (ППР);

- от сезона строительства трубопровода (летний, зимний, переходный);

- от прилегающего рельефа местности.

Вдольтрассовые проезды трубопроводов должны иметь следующие технические параметры (в частности, для болот 2 типа глубиной слабого основания до 2 метров):

- ширину проезжей части – 4 – 12 м.;

- минимальный радиус поворота в плане при перевозке длинномерных грузов (плетей труб) – 120 м;

- критический уклон дна 1:15;

- предельный продольный уклон дороги – 8% [4].

Трудоемкость работ по строительству вдольтрассовых проездов определяется преимущественно типом грунта. В частности, органические и органоминеральные грунты предполагают определенные требования по технико-эксплуатационным показателям трассы. В таких случаях предъявляют особые требования к земельному полотну: должно быть устойчивым, т.е. деформации выпора или выдавливания слабого грунта из-под насыпи не должны допускаться. В соответствии с [1] при строительстве вдольтрассовых дорог и проездов на слабонесущих грунтах следует использовать геосинтетические материалы.

Таким образом, учитывая, разноплановость строительных работ при сооружении вдольтрассовых проездов, можно определить масштабы производственных и подготовительных работ. Все технологические процессы предполагают эксплуатацию строительной или дорожно-строительной техники, эксплуатация которой является основным фактором риска на строительных площадках.

Как известно, строительная отрасль занимает лидирующие позиции по количеству производственного травматизма. В связи с чем необходимо соблюдение всех требований по обеспечению производственной безопасности.

Основными факторами риска для работников при производстве строительных работ являются: повышенный уровень шума и вибрации, запыленность и загазованность рабочей зоны и неблагоприятные климатические условия [5]. Для нивелирования данных неблагоприятных производственных факторов целесообразно использовать средства индивидуальной защиты, а также периодически проводить специальную оценку условий труда.

Производственная безопасность предполагает снижение рисков возникновения аварийных и внештатных ситуаций, связанных с эксплуатацией дорожно-строительной техники. При этом опасными зонами являются зоны перемещения машин или оборудования, а также места, над которыми происходит перемещение грузов кранами [5]. Дополнительным источником риска является эксплуатация неисправной техники и оборудования, допуск неквалифицированных специалистов к работе (не имеющих соответствующего образования, наряда-допуска, наличие медицинских противопоказаний и т.д.).

Строительное производство при проведении работ по вертикальной подготовке может привести к обрушению стенок выемок в местах производства земляных работ. В результате чего может пострадать как строительная техника, так и работники.

 Применение землеройных машин в местах пересечения выемок с действующими трубопроводными или кабельными сетями является еще одним фактором производственного риска. В результате может наступить аварийная ситуация на коммунальных сетях, выход из строя строительной техники, поражение электрическим током работников и т.д. Поэтому на этапе проведения инженерных изысканий следует производить обследование территории с целью поиска подземных коммуникаций.

Следует отметить, что все описанные факторы риска неизбежно приводят не только к возможным негативным последствиям для здоровья работников, но и к материальному ущербу. Поэтому, до начала строительных работ по устройству вдольтрассового проезда необходимо выполнить комплекс подготовительных работ и организационно-технических мероприятий, в том числе:

- назначить ответственных за производство работ и безопасную эксплуатацию кранов;

- проинструктировать членов бригады по технике безопасности;

- разместить в зоне производства работ необходимые механизмы, такелаж, инструменты и приспособления;

- обеспечить работающий персонал телефонной связью, средствами первой медицинской помощи;

- оборудовать стрелы трубоукладчиков, крюки торцевых захватов и траверс, ложементы на плетевозах защитными приспособлениями в виде эластичных накладок, предохраняющими изоляционное покрытие труб от непосредственного контакта;

- обустроить подъездные пути с дорожными знаками «въезд», «выезд», «разворот», «ограничение скорости» и т.п.

Таким образом, строительство вдольтрассовых проездов представляет собой сложный технологический процесс, при котором отмечается целый ряд производственных рисков. Безопасность строительного производства обеспечивается минимизацией всех рисков, в т.ч. экологических. Для этого разрабатывается целый ряд технических, организационных и технологических мероприятий.

Список литературы

  1. СП 86.13330.2014 "СНиП III-42-80 «Магистральные трубопроводы»
  2. ВСН 2–105–78 Инструкция по строительству временных дорог для трубопроводного строительства в сложных условиях (на обводненной и заболоченной местности) Миннефтегазстрой. – М., 1978. – 134 с.
  3. Лавыгина, О. Л. Экологические аспекты при строительстве линейных объектов / О. Л. Лавыгина // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. – 2014. – № 5(10). – С. 73-80
  4. Вдольтрассовые проезды. Электронный ресурс. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/469/Action469-467119.pdf (дата обращения: 20.12.2022)
  5. Приказ Министерства труда №883н от 11 декабря 2020 года «Правила по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте»
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее