Слуховой самоконтроль исполнителя при работе с микрофоном в классе эстрадного вокала.

Слуховой самоконтроль исполнителя при работе с микрофоном в классе эстрадного вокала.

Авторы публикации

Рубрика

Музыка

Просмотры

91

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 52 (97), Декабрь ‘22

Дата публикации 22.12.2022

Поделиться

Данная статья посвящена вопросам слухового самоконтроля вокалистов-исполнителей в работе с преподавателем и/или при самостоятельной работе в классе эстрадного вокала, также в статье освещены вопросы марок, характеристик и видов вокальных профессиональных микрофонов.

Прежде всего, разберем, что такое слуховой самоконтроль профессионального вокалиста. Каждый исполнитель имеет свой тембр голоса. Тембр подобен отпечаткам пальцев. Он – индивидуален для каждого вокалиста, невзирая на классификацию голоса: сопрано, меццо сопрано, тенор, альт, баритон. Тембр определяется по основному тону плюс октавный обертон. Вот в этом обертоне и состоит отличие тембрового звучания голоса. Октавный обертон может отстраиваться и звучать в головном,  или в грудном регистрах. Поэтому два вокалиста с диапазоном сопрано (например) будут отличаться по тембру в звучании. Профессиональные вокалисты, зная свой октавный обертон, будут руководствоваться этим при выборе микрофона разных частот, низких или высоких, чтобы у слушателя было представлении об эталоне вокального звука, интегрирующее слуховые, мышечные и вибрационные ощущения. 

 Вокалисты-исполнители в своей творческой деятельности не смогут отказаться от микрофонов, поэтому важно уметь правильно с ними взаимодействовать. Для начала, исполнителю необходимо знать правила работы с микрофоном, а уже потом приобретать навыки работы и доводить их до автоматизма. 

Вот некоторые правила работы с микрофоном:

- Всегда нужно петь четко в микрофон, а он, в свою очередь, должен четко и ясно улавливать звук из его источника. 

- Окраска тембра голоса прямо пропорциональна расстоянию. А это значит, нужно, чтобы микрофон находился как можно ближе ко рту. Это расстояние рассчитывается в поставленную ребром кисть (большой палец кисти касается губ, а безымянный - микрофона). Таким образом, артикуляция более разборчива.

- При исполнении нот в высокой тесситуре нужно увеличивать промежуток между ртом и микрофоном.

- Не стоит направлять микрофон (опускать вниз) на динамики системы звукоусиления (мониторы). Когда мембраны микрофона и динамика направлены друг на друга, они вступают в резонанс и раздается свист.

- При пении необходимо делать вдох беззвучным (если подобного не предполагает специфика произведения).

- На репетициях нужно много работать с микрофоном, чтобы на выступлениях не было лишних заминок.

- Желательно оттачивать работу с микрофоном у зеркала, так вы сможете визуально контролировать и оттачивать как движения корпуса, так и правильное расположение микрофона. 

- Необходимо тщательно контролировать певческую постановку и движения корпуса, свободное положение локтя и руки, также не стоит поднимать плечи. 

- За пару секунд до начала пения микрофон следует поднести к губам, чтобы не было обрывков фраз.[1]

Одним из основных условий успешной деятельности вокалиста является идентичность слуховых представлений и певческих ощущений при взаимосвязи со звукоусиливающей техникой. Профессиональная передача интонируемого образа вокального произведения зависит не только от совершенства технического мастерства певца и его музыкальности, умения эмоционально чувствовать и художественно переживать музыку, но и технического оснащения, которое участвует в подаче звука и его обработке. 

Согласно теории мульти интеллекта Хауэрда Гарднера, существует 9 видов интеллекта, один (или несколько) из которых у того или иного человека преобладает: 

 

  • Лингвистический
  • Логико-математический
  • Визуально-пространственный
  • Телесно-кинестетический
  • Интраличностный
  • Интерличностный
  • Натуралистический
  • Экзистенциальный
  • И, внимание, музыкальный

     Музыкальный интеллект – данное от природы понимание звуковой организации, принципов связи звуков, закономерностей их слияния в более крупные структуры. Тот, кто обладает таким интеллектом, воспринимает все виды иерархического соподчинения звуков. Он может объединять их друг с другом согласно определенным правилам. Ему дано усваивать разные способы звукоорганизации, ему ясны разные принципы взаимного притяжения и отталкивания звуковых структур: он знает, как составить из разных звеньев музыкально-осмысленное целое. Музыкальный интеллект является одной из составляющих музыкального таланта и наличие слухового самоконтроля. 

Взяв за основу профессиональный слуховой самоконтроль, исполнитель может решительно воплотить в жизнь свой вокальный потенциал в его дальнейшей музыкально-педагогической деятельности.

Определены педагогические условия (индивидуальный подход, опора на музыкальность и др.), которые помогают повысить уровень профессиональной певческой подготовки. 

Слуховой самоконтроль оказывает существенное влияние на развитие таких качеств, как умение креативно подходя к вопросам вокальных задач, к образованию качеств педагога-исследователя, которые помогают стимулировать и мотивировать самостоятельность в обучении и дальнейшем самообразовании и самовоспитании.[2]

Вокалистам для хорошего звука мало уметь грамотно и правильно петь, техническое оснащение также должно быть на должном уровне. И, конечно же, одним из важнейших элементов технического оснащения являются микрофоны. Голос каждого исполнителя является индивидуальным, так же индивидуальны его тембр и высота. А из этого следует, что универсального микрофона, точно подходящего всем певцам одинаково, не существует. 

Вокалистам остается только практический подбор микрофона  конкретно и отдельно для каждого, исходя из индивидуальных особенностей голоса, либо использование известной модели. Многие профессиональные исполнители в процессе своего становления привязываются к какой-то конкретной марке микрофонов. Привычный микрофон даже умудренному опытом профессионалу дает чувство постоянства и уверенности в себе.

Начнем характеризовать микрофоны с самых популярных марок профессиональных микрофонов для вокалистов.

Одной из самых ярких марок вокальных микрофонов, что можно встретить в райдерах профессиональных исполнителей является SHURE BETA 58A. Дата появления этого микрофона приходится на 1989 год, а в 1996 он получил престижную премию (TEC) за техническое совершенство. Данная марка любима многими вокалистами, но особое признание получила у рок-исполнителей. Данный микрофон имеет суперкардиоидную направленность и большой диапазон частот. 58 А естественно передает голос вокалиста, у этого микрофона прекрасный и разборчивый звук.

Следующим, но ничуть не худшим микрофоном для профессионального вокала является Beyerdynamic M 88 TG, который был выпущен в 1962 году, с тех пор она полюбилась очень многим музыкантам благодаря высокому качеству. M 88 TG универсален, выделяется высоким качеством на низких частотах, точно передает весь диапазон вокала и оформлен в современном стиле. Для певцов с низким голосом M 88 TG подходит идеально. Очень интересно, что кроме вокала, данный марка вокального микрофона превосходно подходит в качестве инструментального для духовых и струнных инструментов.

SHURE BETA 58A и Beyerdynamic M 88 TG – динамические вокальные микрофоны. А ярким представителем конденсаторных микрофонов (с присущей им чувствительностью) является Neumann KMS 104 D. Микрофон, как представитель конденсаторных, имеет систему высокоэффективной защиты от лишних шумов. Вся серия этих микрофонов целенаправленно создавалась инженерами Neumann для качественной фиксации вокала при выступлении артиста на сцене (часто этот микрофон рекомендуют для женского вокала).[3]

У вокальных микрофонов существуют еще и различные характеристики, которые важны при выборе.

Так, главными требованиями или характеристиками являются:

  • Направленность микрофона (суперкардиоидная – кардиоидная). Именно направленность микрофона обеспечивает изолирование голоса вокалиста от многих посторонних звуков из окружающего пространства. Также, от диаграммы направленности зависит защищенность микрофона от появления фидбека от мониторной акустики на сцене;
  • Ветрозащита хорошего качества. Кроме ветра, она защищает еще и от некоторых звуков в нашей речи, которые называют «взрывными» (например, «п» или «б»);
  • Частотный диапазон. У вокального микрофона, нацеленного на человеческую речь, частота колеблется от 50-80 Гц до 15 кГц;
  • Тип микрофона. Например, для выступлений на сцене чаще всего используют динамический, а для студии используются очень чувствительные конденсаторные микрофоны;
  • Качественная помехоустойчивость, наличие хорошей радиосвязи между микрофоном и базой, отсутствие искажений;
  • Чувствительность микрофона. Соотношение выходного сигнала и звукового давления, говоря проще, это показатель, насколько тихий звук способен зафиксировать и преобразовать в сигнал микрофон;
  • Предельный уровень давления звука. Это характеристика максимальной громкости звука, который способен снять микрофон;
  • Кривая амплитудно-частотной характеристики. Она показывает, как и насколько изменяется чувствительность микрофона на различных частотах в пределах своего рабочего диапазона;
  • Сопротивление.

Также, существуют различные модели и виды микрофонов. Чаще всего артисты сталкиваются с таким выбором: шнуровой микрофон или радиомикрофон?

Главным отличием является удобство. В большинстве случаев артистам, которые привыкли много двигаться, не подойдут шнуровые микрофоны. Будет слишком неудобно выступать на сцене. С радиомикрофоном артист не скован в движениях. 

Радиомикрофон  состоит из микрофона, радиопередатчика и радиоприемной станции. Его  используют  только в качестве концертного. На студиях беспроводных микрофонов для вокала не встретить: они не подходят для звукозаписи из-за сокращенного спектра частот. 

Стоит заметить, что многие исполнители и звукорежиссёры предпочитают шнуровые микрофоны из-за простоты подключения и использования. Никогда не приходится иметь дело с выбором частоты или временем работы батареи. Радиомикрофоны очень сильно зависят от батареек или аккумуляторов. К примеру, одной батарейки хватает всего на 1,5 часа. Из-за чего оборудование может отключиться внезапно. Не исключено, что в самый неподходящий момент. А при возникновении проблем со шнуровым микрофоном, устранение неполадок не составляет труда. В большинстве случаев, нужно просто поменять XLR-провод или проверить звуковой тракт.

Разобравшись в отличиях, можно сделать вывод, что нужно опираться полностью на предпочтения и деятельность артиста. Чем тщательнее продумываете техническую сторону выступления, тем яснее будет понимание каким микрофоном стоит воспользоваться.

К важным критериям в выборе микрофонов относятся принцип работы, амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) и направленность, также электрические параметры и конструктивное исполнение.[5]

Принцип  работы вокальных микрофонов зависит от  типа преобразователя, также от того, как микрофон воспринимает и передает звук.[5]

 По типу преобразователя микрофоны классифицируются на угольные, конденсаторные, ленточные, пьезоэлектрические, динамические и электронные. Подробнее разберем самые распространенные из них: динамические и конденсаторные микрофоны.[5]

В 1917 году ученый по имени Эдуард Венте изобрел первый конденсаторный микрофон, который использовался только в измерительных целях. В нём звук оказывал действие на тонкую металлическую мембрану, при этом изменяя расстояние между мембраной и металлическим корпусом. Благодаря этому в конденсаторном микрофоне меняется емкость. [4]

Конденсаторные микрофоны часто применяются в студиях. Их часто используют для записи вокала и акустических инструментов. Такие устройства на своих живых концертах любят использовать джазовые музыканты. Исполнители ценят этот тип за естественный объемный вокал. [7]

Конденсаторные  микрофоны обладают рядом преимуществ: низкий уровень переходных искажений (из-за малой массы диафрагмы), широкий частотный диапазон, малая чувствительность к магнитным помехам. Однако они  требуют дополнительного напряжения поляризации и имеют более высокую стоимость, также не так устойчивы к перепадам температуры и влажности, в отличие от динамических микрофонов.[5]

Первый динамический микрофон  был изобретен  в 1924 году немецкими учёными Э. Герлахом и В. Шоттки. Сейчас  современный динамические микрофоны включают в себя сборку из диафрагмы, голосовой катушки и магнита, которые образуют миниатюрный электрогенератор со звуковым приводом.[7] По сравнению с другими типами микрофонов, он более прост и может обеспечить отличное качество  звука. Также к преимуществам динамического микрофона можно отнести его низкую стоимость, механическую прочность. Он широко используется тележурналистами, а также на концертных выступлениях. Отличаются меньшей чувствительностью и меньшей восприимчивостью к эхо, чем в емкостные устройства. Его основным достоинством является прочность и низкая цена.

Также нужно учитывать характер направленности, что является также важным фактором в выборе микрофона. Он определяет пространство, на которое распространяется звук. Микрофоны по характеру направленности бывают: однонаправленные, двунаправленные и разнонаправленные.

Однонаправленные микрофоны улавливают звук, который исходит от источника очень близко. Их подразделяют также на кардиоидный, суперкардиоидный, гиперкардиоидный. Их различают по уровню чувствительности, а также к точной записи звуков от источников по бокам и сзади микрофона.[6]

Двунаправленные микрофоны (их ещё называют «восьмеркой») улавливают звуки, которые идут спереди и сзади. Чувствительность к волнам спереди немного выше.[6]

Разнонаправленный микрофон улавливает звук со всех сторон.

При выборе микрофона нужно обязательно учесть такие параметры, как: применение, чувствительность, частотный диапазон, собственный шум и разъем.

Вывод: Вокалисты – исполнители должны знать характеристику и особенности звучания своего голоса, обладать музыкальным интеллектом, художественным вкусом, профессиональной подготовкой и слуховым самоконтролем при работе со звукоусиливающей аппаратурой.

Список литературы

  1. Сухинина Е.В., Памятка по работе вокалиста с микрофоном, г. Керчь, 2018.
  2. Павлова М.А., диссертация на тему: «Формирование вокально-слухового самоконтроля у студентов музыкально-педагогического факультета на занятиях по постановке голоса», 2002, 1с., 143с.
  3. Выбор вокального микрофона для профессионала, URL: http://cridex.ru/blog/tekhnologii-/vybor-vokalnogo-mikrofona-dlya-professionala/
  4. История развития микрофона, URL: https://www.sites.google.com/site/ystroisnvavvoda/home/istoria-razvitia-mikrofona
  5. Общие сведения о микрофонах, URL: https://www.escortpro.ru/page/article/article99.htm
  6. И. Алдошина, статья «Микрофоны», 2010.
  7. Выбираем микрофон для вокала, URL: https://fishbones.me/vokal/vyibiraem-mikrofon-dlya-vokala.html
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее