ЭВОЛЮЦИЯ ХИП-ХОПА В РОССИИ

ЭВОЛЮЦИЯ ХИП-ХОПА В РОССИИ

Авторы публикации

Рубрика

Музыка

Просмотры

160

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 19 (169), Май ‘24

Дата публикации 17.05.2024

Поделиться

Хронологический анализ и обзор хип-хоп индустрии в России в целом, который ставит перед собой цель выявить некие закономерности и причинно-следственные связи в процессе постепенной эволюции хип-хопа, как полноценного жанра в индустрии российского шоу-бизнеса.

Мало кто знает, но истоки хип-хопа в России берут свои корни еще с начала 80-ых годов прошлого столетия. В первую очередь, это выражалось в приверженности молодых людей к субкультурам. В 1980-ые в СССР появились такие субкультуры, как граффити-художники, брейк-танцоры, диджеи. Парадоксально, но в то время органы власти, ответственные за мыслепреступления, активно отслеживали и наказывали рокерскую субкультуру, которая была на максимальном пике своего развития. В это время хип-хоп зарождался и спокойно существовал. Были даже зафиксированы случаи проведения хип-хоп фестивалей в СССР. Характерными чертами рэп-музыки того времени можно назвать простоту и наивность. Люди читали рэп о том, как они читают рэп, о том, как они гуляют по улицам и дружат с соседними ребятами. Согласитесь, что сейчас трудно представить песню в чартах с таким текстовым содержанием.

Рис. 1. Хип-хоп субкультуры СССР в 1980-ые.

Следующим этапом были закономерные 90-ые годы и серьезный уход в сторону, так называемого, андеграунда. По сравнению с прошлым периодом тут появляется серьезное развитие. В жанре появились новые профессии: продюсеры, арт-директора, сонграйтеры и другие… Характерной особенностью этого периода является выход из тени ранее табуированных тем: запрещенные вещества, половые контакты, афиширование нарушения законов, презрение власти. К самым ярким представителям этой эпохи можно отнести таких авторов, как: Лигалайз, 25/17, Дымовая завеса, Многоточие, 43 градуса.

Нулевые: выход из андеграунда. В начале нулевых четко прослеживаются два параллельно живущих мира хип-хопа – поверхностного, более тяготеющего к попсе (Black Star, Децл, «Многоточие»), к модному тогда гламуру, ротируемого по радио и центральным каналам, и закрытого андеграудного, предназначенного больше для «своих» внутри тусовки. Разницу между ними и их идеологиями можно проследить в конфликте между гламурным Тимати с его клубной эстетикой и исполнителем Севой, музыка которого была ориентирована на «пацанов из падика». Кроме того, популярность жанра порождает ряд проектов-подражаний, на грани рэпа и попсы – вроде «Дискотеки Аварии», «Отпетых Мошенников». Самые известные из андеграунда, ставшие известными в это время: «Каста», Krac, «Смоки Мо», «Ассаи», Баста, Center, Гуф, «Триада», NTL, «Бонч Бру Бонч», ST1M, ST, «Кровосток», «Рыночные отношения» и многие другие. Впрочем, старые исполнители вроде Лигалайза, Шеффа и «25/17» продолжали карьеру.

Десятые годы. Расцвет батл-рэпа в России и новая волна исполнителей и стилей. В 2012 году происходит значимое событие: открывается баттл-площадка Slovo. Позже запускается Versus Battle. Площадка обоснуется в питерском баре «1703». С 2015 года обретает популярность Cloud-рэп, более мягкий по звучанию, пошлый по текстам, рассчитанный на более молодой сегмент. Его представители – Kizaru, Pharaoh. Во второй половине нулевых слушателю становятся известны имена Скриптонита, Мияги, Эндшпиля, T-Fest, Федука. Основополагающей составляющей этого периода являются социальные сети, интернет, серьезные вложения в продакшн и промо. Хип-хоп – это уже не просто жанр музыки, а огромная бизнес индустрия, где существует конкуренция, компании-гиганты. В этот период о хип-хопе часто говорили по телевидению, в том числе даже на федеральных каналах.

Двадцатые годы. Новейшая история хип-хопа. Многие характерные особенности прошлого десятилетия остались и развились, например, вложения в промо и продакшн. Замечена тенденция перехода в более современный звук, то есть в автотюновый вокал, перегруженные биты. Смысл текста уходит на второй план. Хороший текст - это не умение рифмовать и доносить мысли, а умение вызвать эмоции. Причем неважно, какие это могут быть эмоции: грусть, смех, злость - неважно. Артист может просто издавать звуки на выдуманном языке под качественно спродюсированную фонограмму, но если это “качает”, то есть все шансы на успех среди массовой аудитории. Также, отмечена тенденция на усиление онлайн активностей. Практически вся коммуникация происходит онлайн.

Список литературы

  1. Эй, Диджей! История Хип-Хопа в СССР и России // История.РФ Главный исторический портал страны. [Электронный ресурс]. - URL: . Дата обращения: 10.05.2024
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее