Анализ современных тенденций вокальных приемов и техник

Анализ современных тенденций вокальных приемов и техник

Авторы публикации

Рубрика

Музыка

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 26 (124), Июль ‘23

Дата публикации 21.06.2023

Поделиться

В данной статье будет уделено внимание современным вокальным техникам и приемам, а также электронным технологиям, которые часто используются как зарубежными, так и русскоязычными исполнителями и создают уникальные эффекты, дополняя человеческий голос.

Современные вокальные техники и приемы могут быть описаны как синтез традиционных методов и новых тенденций в музыке. Они отражают стремление вокалистов к экспериментам и инновациям, а также желание выразить свою индивидуальность и музыкальную идентичность.

Среди вспомогательных средств в исполнении той или иной композиции служит микрофонный контроль: современная технология позволяет вокалистам использовать микрофон для создания различных эффектов, таких как динамический контроль, эхо, реверберация и другие. Это позволяет вокалистам добиться широкого диапазона эмоций и тонов в своих выступлениях.

Одним из популярнейших эффектов, который используется в вокальной практике, является автотюн (Auto-Tune) - программа для цифровой обработки звука, которая используется для исправления и изменения высоты звука вокала. Она была разработана в конце 1990-х годов компанией Antares Audio Technologies и быстро стала популярной в индустрии звукозаписи.

Автотюн работает путем анализа звуковых данных и автоматического корректирования высоты звука вокала. Это позволяет исправлять небольшие ошибки в исполнении, такие как незначительные отклонения от нужной ноты. Кроме того, автотюн может использоваться для создания эффектов, таких как гармонии и эффекты роботического голоса, что делает его популярным инструментом в электронной и танцевальной музыке.

Однако, использование автотюна не остается без критики. Некоторые музыканты и зрители считают, что это лишает музыку естественности. Также некоторые критики утверждают, что автотюн может быть использован для скрытия недостатков исполнения, что приводит к созданию ненастоящих вокальных записей.

В целом, автотюн является полезным инструментом для исправления небольших ошибок в исполнении и создания эффектов, но его использование должно быть ограничено, чтобы сохранить естественность и человечность вокального исполнения. Это технология, позволяющая исправлять небольшие ошибки в пении, используется для создания эффекта "чистого" звучания голоса в студии звукозаписи и на живых выступлениях. Данный прием может помочь вокалистам добиться более профессионального звучания. Часто автотюн, как и любой вспомогательный эффект, созданный с помощью электронного носителя, используется в электронной и танцевальной музыке. Одной из популярнейших песен, в которой присутствует автотюн в вокальной партии, является “Believe” американской певицы Шер.

Конечно, любой современный вокалист стремится к универсальности, поэтому использует множество различных стилей пения, включая классический, оперный, рок, поп, рэп, R&B и многие другие. Каждый стиль имеет свои уникальные характеристики, которые вокалисты могут использовать для выражения своей музыкальной идентичности.

Современные вокалисты обычно стремятся расширить свой диапазон, чтобы иметь возможность исполнять более высокие или более низкие партии в песнях. Это может быть достигнуто благодаря различным вокальным техникам, таким как гроулинг, штробас, свистковый регистр, вибрато, бэлтинг и другие.

Вокальные приемы новой школы включают в себя широкий спектр техник, которые помогают вокалистам добиться желаемого звучания и эмоциональной выразительности. Некоторые из них:

Гроулинг и скриминг. Эти приемы используются в жанрах тяжелой музыки, таких как метал и хардкор, чтобы создать более агрессивный звук. Гроулинг — это способ пения, в котором голосовой аппарат используются для создания низких “рычащих” звуков. Скриминг — это техника, при которой вокалист использует высокий, пронзительный голос, похожий на крик.

Фальцет (falsetto) — это вокальная техника, при которой певец практически достигает границ своего голосового диапазона и переходит в использование более высоких регистров голоса. Таким образом, фальцет позволяет вокалисту петь ноты, которые обычно недоступны в его естественном голосовом диапазоне. При использовании фальцета голос певца звучит более тонко и воздушно, с более ярко выраженными высокими частотами. Эта техника широко используется в жанрах поп-музыки, R&B, соул, диско и др. Однако, использование фальцета может быть технически сложным и требует хорошего контроля над голосом. Кроме того, принудительное использование фальцета на длительных высоких нотах может негативно повлиять на здоровье голосовых связок. Пример фальцета можно услышать в композиции “This Woman’s Work” американского R&B-исполнителя Максвелла.

Микст. Этот прием позволяет вокалистам создавать более плотный звук, смешивая голосовые регистры. При таком виде голосообразования в колебаниях связок одновременно присутствуют грудной и фальцетный механизмы работы, задействованы и грудные и головные резонаторы, что на выходе позволяет голосу звучать монолитно благодаря выработанной тембральной ровности. Часто микстом пользуется Сэм Смит, например, в припеве песни “Dancing with a Stranger”.

Мелизмы (melisma) — это вокальная техника, при которой певец исполняет несколько нот на одном слоге текста. Эта техника широко используется в жанрах популярной музыки, R&B, соул, джаз и других. Мелизмы могут быть длинными или короткими, и могут содержать от нескольких нот до нескольких десятков. Они могут добавлять глубину и эмоциональную выразительность вокальному исполнению, а также позволяют певцу проявлять свои вокальные возможности и техническое мастерство. Однако, избыточное использование мелизмов может вызвать критику за их неуместное применение или недостаточное отображение вокальных навыков певца. Кроме того, наличие мелизмов может усложнить понимание текста песни. Использование мелизмов широко распространено в современной вокальной музыке как среди зарубежных артистов (Ариана Гранде, Тори Келли), так и российских исполнителей (Александр Панайотов, Доминик Джокер).

Субтон. Под субтоном подразумевается “вокальный шепот”. Эта техника эстрадного вокала заключается в контроле потока воздуха, который добавляется в голос помимо звука. Специфика пения субтоном заключается в сильном напряжении голосовых связок, выталкивающих воздух. В изучении этой техники делается упор на пение на опоре и глубокое дыхание. Примеры использования субтона можно найти у Анжелики Варум и группы Sade.

Тванг. Подразумевает звонкое и резкое звучание голоса. У детей обучение этому приему начинается с задания изобразить звуки живой природы – кошки, лягушки и т.д., чтобы найти резонанс. Для тванга характерно поднятие гортани и языка во время пения, сжатие гортани, короткие выдохи. Различают оральный, во время которого звук резонирует во рту, и назальный, когда резонатором выступает носоглотка. Этот прием используется многими исполнителями, среди которых такие мировые звезды как Рианна (назальный тванг) и Кристина Агилера (оральный тванг).  Часто тванг можно услышать в манере исполнения российских рок-музыкантов - Би-2 (Лева) и Аффинаж (Эм Калинин).

Импровизация в эстрадном вокале — это способность певца выходить за рамки заданного музыкального материала и создавать новые мелодии, тексты и фразы на ходу, основываясь на его музыкальном опыте, вкусе и чувстве ритма.

Импровизация может быть использована как во время живых выступлений, так и при записи песен. Она может проявляться в виде изменений мелодии, добавления новых акцентов и украшений, изменения текста песни, использования новых ритмических и гармонических идей и т. д.

Импровизация в эстрадном вокале может помочь певцу подчеркнуть свои технические и творческие возможности, а также создать уникальное исполнение, которое будет отличаться от оригинальной версии песни. Кроме того, импровизация может быть важным элементом взаимодействия певца с аудиторией, что помогает создать более эмоциональную и живую атмосферу на концертах.

Однако, использование импровизации в эстрадном вокале также может вызвать критику, если оно не соответствует музыкальному материалу или импровизирование становится избыточным. Кроме того, использование импровизации может требовать хорошего контроля над голосом и музыкальной техникой.

В целом, использование импровизации в эстрадном вокале может помочь певцу выразить свою индивидуальность и техническое мастерство, а также создать более эмоциональное и живое исполнение. Однако это должно соответствовать жанру и стилю музыки, чтобы не перегрузить вокальное исполнение и сохранить понимание текста песни.

Современные тенденции в вокальных приемах и техниках отражают стремление вокалистов к экспериментам и инновациям, а также позволяют вокалистам добиться большей эмоциональной выразительности и индивидуальности в своих выступлениях. Однако важно помнить, что правильная техника пения и забота о голосе являются ключевыми факторами для сохранения здоровья голосового аппарата и длительности карьеры вокалиста.

Список литературы

  1. Эстрадный вокал: основные техники и приемы эстрадного пения [Электронный ресурс]. URL: https://blog.art-fa.ru/ehstradnyj-vokal/ (дата обращения: 14.02.2023)
  2. Микст вокал, понятие микстового звучания [Электронный ресурс]. URL: https://singlikeme.ru/blog/mikst-v-vokale/ (дата обращения: 06.03.2023)
  3. Как расширить диапазон голоса [Электронный ресурс]. URL: https://music-education.ru/kak-rasshirit-svoy-diapazon-golosa/ (дата обращения: 14.03.2023)
  4. Самые востребованные вокальные приемы. Микст, бэлтинг, мелизматика [Электронный ресурс]. URL: https://www.staccatoschool.com/samye-vostrebovannye-vokalnye-priemy-mikst-belting-melizmatika/ (дата обращения: 14.03.2023)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary