Теоретическое обоснование взаимодействия эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности

Теоретическое обоснование взаимодействия эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности

Статья посвящена исследованию понятий эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность в контексте их взаимосвязи. Особое внимание обращено на то, что проблема изучалась как в отечественной, так и в зарубежной науке. Проведен анализ различных теоретических подходов к изучению явлений эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности. В публикации выделено понятия эмоционально интеллекта и эмоциональной креативности. Отражена проблема взаимосвязи эмоциональной креативности и эмоционального интеллекта. Рассмотрен и предложен диагностический инструментарий для определения взаимосвязи между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 51 (96), Декабрь ‘22

Дата публикации 19.12.2022

Поделиться

Понятие «эмоциональный интеллект» возникло в психологической науке в середине XX века благодаря работам М. Белдока и Б. Лейнера. Первоначально эмоциональный интеллект рассматривался учеными исключительно как компонент лидерства или как характеристика лидера. Кроме того, эмоции изучались отдельно от непосредственно интеллекта, однако ученые предполагали наличие корреляции между этими компонентами. В тоже время  сам эмоциональный интеллект первично связывали с социальным интеллектом. Тем не менее, в современной психологии термин приобрел более широкое толкование и значение: эмоциональный интеллект как система умений, направленная на распознавание своих и чужих эмоций, управление собственными эмоциями. Важно отметить, что умение как таковое исключает автоматизированный механизм действия, в отличие от навыка, и потому развитие эмоционального интеллекта так же требует активизации внимательности, эмпатии, интуиции и др. То есть, предполагает активное оперирование перечисленными категориями. Однако все эти проявления основываются на общих знаниях об эмоциях и стратегиях взаимодействия с ними.

В отличие от эмоционального интеллекта, основу эмоциональной креативности составляет творчество как процесс создания качественно нового. Развитие эмоциональной креативности исключает шаблонность и правила, и, вероятно, именно поэтому в современной психологии отсутствуют типовые организованные системы воздействия на этот показатель. По мнению И. Н. Андреевой: «эмоциональная креативность естественным образом формируется у людей с высокой потребностью в социализации и социальных контактах, у людей с активной жизненной позицией, у эмпатов и лидеров. Эти люди более опытны в общении». Однако интроверты не менее других людей нуждаются в эффективном и позитивном взаимодействии.

Стоит отметить, что в процессе поиска способов развития эмоциональной креативности, необходимо исходить из взаимосвязи между нею и эмоциональным интеллектом. А. В. Карпов считает, что взаимодействие между понятиями обусловлено их единой физиологической природой и оценочной сущностью субъективного плана. А. С. Петровская, указывая на их взаимосвязь, констатирует, что эмоциональный интеллект включает в себя эмоциональную креативность, так как интеллект является общим знанием об эмоциях, а креативность следствием результативного применения этих знаний на практике.

По мнению Ю. Ю. Голубиной, исходные понятия взаимодополняют друг друга, а развитие одного показателя приводит к развитию другого. Такой же точки зрения придерживается Дж. Эверелл. По его мнению, эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность взаимосвязаны друг с другом в двух направлениях. С одной стороны, знание о природе эмоций и эмоциональных стратегиях способствует эффективному мышлению и креативности. С другой стороны, эмоции могут образовывать различные комбинации и выражаться в необычных формах, которые требует адекватной интерпретации. Исходя из этого, необходимо считать, что эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность – понятия одного концептуального поля.

Тем не менее, у исследуемых понятий есть ряд существенных отличий. Так, уровень развития эмоционального интеллекта в силу широты понятия частично принято связывать с наследственностью, в то время как «эмоциональная креативность» формируется с опытом. Эмоциональная креативность предполагает развитие в процессе жизни и взаимодействия личности с другими людьми. Кроме этого, объектом эмоционального интеллекта является распознавание эмоций, в то время как предназначение эмоциональной креативности заключается в решении творческих задач на уровне эмоций, т. е. «в преобразовании неконструктивных, стереотипных реакций и эмоциональных решений в конструктивные и эффективные для данной ситуации». Также функцией эмоциональной креативности является создание новых и полезных эмоций вне зависимости от происходящего и его влияния на личность.

Для определения взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и эмоциональной креативностью в зависимости от поло-возрастных и социальных особенностей испытуемых рекомендуется следующий диагностический инструментарий: диагностика эмоционального интеллекта Н. Холла; тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина; тест П. Локмана на определение эмоций по микропереживаниям; тест на эмоциональный интеллект Дж. Саловея и Д. Карузо; диагностика эмоциональной креативности Дж. Эверелла и др. С целью установление качественной взаимосвязи между понятиями необходимо использовать метод определения коэффициента ранговой корреляции Спирмена и шкалу Чеддока для оценки полученных результатов.

Список литературы

  1. Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конференция, 26–27 ноября 2004 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск, 2004.C.35-37.
  2. Березина Т.Н. Интеллектуальные и творческие способности человека.  В 2 книгах. М.: РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2019.
  3. Голубина Ю.Ю. Взаимосвязь между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом. [Электронный ресурс] //Педагогика и психология образования. 2013. URL: (дата обращения: 20.05.2022).
  4. Карпов А. В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография / А. В. Карпов, А. С. Петровская; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2008. – 344 с.
  5. Averill, J. R. Emotional creativity / J. R. Averill, C. Thomas-Knowles // International review of studies on emotion: in 2 vol. / ed. K. T. Strongman.  Chichester, 1991. Vol. 1. P. 269—299.

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary