ВЛИЯНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

66

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 51 (96), Декабрь ‘22

Дата публикации 18.12.2022

Поделиться

В статье рассматривается влияние интерактивных заданий на формирование познавательной активности учеников 4-х классов. Проведён и описан эксперимент по повышению уровня познавательной активности на базе общеобразовательной школы.

Известно, что школа – очень важный и ответственный этап в жизни каждого человека, который накладывает свой отпечаток на формирование личности: в школе не только дают знания, но и учат общаться друг с другом, преодолевать различные жизненные трудности, открывать для себя все возможности нашего мира. И перед любым педагогом всегда стоит одна из важнейших задач – сохранить и развить познавательную активность, которая способствует проявлению стремления в учёбе, помогает решать учебные задачи и получать максимальное удовлетворение от пребывания в учебном заведении.

Следовательно, необходимо выяснить, а что такое сам термин «познавательная активность».

Проблему интереса в обучении затрагивали многие великие педагоги. Так, Ушинский К.Д. – родоначальник научного подхода к педагогике в России – считал, что «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет… [3]

Амонашвили Ш.А., видный советский, грузинский и российской педагог, тоже работал над проблемой интереса учеников. Он полагал, что «духовный мир ребёнка может обогащаться … через познавательный интерес», и насильное убеждение в необходимости знаний «равносильно тому, что злонамеренно сажать райские яблони в отравленную почву», показывая всем, что интерес, исходящий добровольно от ребёнка, способен обогатить его внутренний мир. И наоборот, отсутствие познавательного интереса способно этот мир разрушить [2].

Щукина Г.И., советский и российский учёный в области педагогики, целенаправленно изучала познавательную активность учащихся. У неё сложилось мнение, что «познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [4].

Таким образом, необходимо понимать, что уровень познавательной активности учащихся напрямую влияет эффективность обучения. Более того, в нашем быстро меняющемся мире не менее важно научить детей самостоятельно добывать знания, и это умение и желание самосовершенствоваться и самообразовываться должны остаться с ними на всю жизнь. Следовательно, перед каждым педагогом стоит задача применять такие методы при обучении, которые способны повышать уровень познавательной активности учеников.

С уверенностью можно сказать, что одним из таких методов является применение на занятиях интерактивных заданий. Само слово «интерактивный» состоит из английской приставки «inter» – взаимный и глагола «act» – действовать, поэтому и означает умение взаимодействовать с человеком или компьютером. Необходимость включения таких заданий в уроки английского языка объясняется тем, что любой человек запоминает 10% услышанного, 30% увиденного и около 90% того, что сделал сам, и, соответственно, проработав самостоятельно или «поиграв» с каким-либо упражнением есть вероятность лучшего усвоения материала и повышения интереса на занятиях.

Какие же интерактивные задания можно применять на уроках английского языка в начальной школе, развивая познавательный интерес обучающихся и способствуя лучшему усвоению материала?

К таким заданиям относятся, например, те, которые созданы с помощью различных сервисов в Интернете: Etreniki.ru, Learningapps.org, Wordwall.net, – эти и другие сервисы помогают педагогам достаточно быстро создать интерактивное задание, которое потом можно будет провести в классе. Из технических средств понадобится 1 компьютер (ноутбук), проектор, мышка (желательно, беспроводная: она отдаётся ученику для выполнения необходимых действий). Пример такого упражнения представлен в рисунке 1.

 

Рисунок 1. Пример интерактивного задания (сервис Etreniki.ru).

 

Взаимодействуя с заданием, ученики самостоятельно ищут информацию, распределяют по категориям, убирают лишнее и т.д. Это помогает снизить повышенную учебную и умственную нагрузку, позволяет легче усваиваться материалу; развивает творческие и коммуникативные навыки. Одно из главных условий для получения вышеперечисленных плюсов интерактивных заданий – это подбирать задание согласно возрасту и подготовке класса. Тогда успех от реализации интерактивной технологии педагогу обеспечен.

Чтобы убедиться в эффективности интерактивных заданий, на базе МОУ СОШ № 13 г.о. Павловский Посад с сентября по ноябрь 2022 года было проведено исследование по повышению уровня познавательной активности, в котором участвовало два класса – 4 «А» и 4 «Б» (по 1 подгруппе из каждого). Исследование включало в себя:

– констатирующий этап (проведение первичного анкетирования, определение контрольного и экспериментального классов);

– формирующий этап (проведение эксперимента по внедрению интерактивных заданий в уроки);

– контрольный этап (проведение контрольного анкетирования, сравнение и анализ полученных данных).

Первичное и вторичное анкетирование проводилось по методике А.А. Горчинской «Познавательная активность младшего школьника», где прописаны 5 вопросов с простыми ответами [2]. Ученикам были выданы вопросы с ответами на листочках, анкетирование было анонимным. Результаты, показывающие уровень познавательной активности, отображены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Результаты констатирующего этапа

 

Видно, что результаты 4 «Б» класса несколько ниже, чем 4 «А» класса: в 4 «А» в 2 раза больше учеников показали высокий уровень, а средний и низкий уровень оказались в равных значениях. Вместе с тем, в 4 «Б» классе результат 62% подгруппы – это низкий уровень познавательной активности. С этим классом и была проведена экспериментальная работа.

Согласно учебной программе, количество часов английского языка в неделю – 2. И было принято решение 1 раз в неделю в занятия включать интерактивные задания по темам из учебного плана.

Через 2,5 месяца работы было проведено контрольное анкетирование обоих классов с целью проследить динамику. Результаты отображены на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Результаты контрольного этапа

 

По данным рисунка 3 можно сделать следующие выводы:

– высокий уровень показали одинаковое количество % в каждом классе (в 3 раза улучшились показатели экспериментального 4 «Б» класса);

– количество учеников 4 «Б», имеющих низкий уровень познавательной активности, уменьшился на 39%, и теперь большая часть группы имеет средний уровень, как и есть в 4 «А» классе.

И самый главный вывод данного эксперимента – включение интерактивных заданий в обучение младших школьников действительно способствует повышению уровня познавательной активности, что благотворно влияет и на обстановку в классе, и на качественные результаты обучения по английскому языку.

Список литературы

  1. Амонашвили, Ш.А. Как живёте, дети? // Литмир: электронная библиотека. URL: https://www.litmir.me/bd/?b=560096 (дата обращения: 23.09.2022).
  2. Горчинская, А.А. Познавательная активность младшего школьника [Электронный ресурс] / А.А. Горчинская. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2022/01/30/poznavatelnaya-aktivnost-mladshego-shkolnika (дата об­ращения 15.11.2022).
  3. Ушинский, К.Д. Материалы к 3-му тому «Педагогической антропологии» / К.Д. Ушинский. – М: 1950, 429 с.
  4. Щукина, Г.И. Педагогическая проблемы формирования познаватель­ного интереса учащихся / Г.И. Щукина. – M.: Педагогика, 1988. – 203 с.