Последствия управления транспортными средствами в состоянии опьянения

Последствия управления транспортными средствами в состоянии опьянения

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 50 (95), Декабрь ‘22

Дата публикации 12.12.2022

Поделиться

В данной статье описываются актуальные проблемы и последствия управления транспортным средством в состоянии опьянения. Кратко описываются понятие и признаки опьянения в действующем законодательстве. Кратко раскрывается история изменения законодательства Российской Федерации в данной области. Приводится краткая сравнительная характеристика законодательства Российской Федерации с иностранными государствами на примере конкретной страны: Япония. Описывается институт противодействия управлению транспортным средством в состоянии опьянения.

Ни для кого не секрет, что транспортное средство является источником повышенной опасности. Однако оно лишь инструмент в руках человека, по вине которого в той или иной мере происходят дорожно-транспортные происшествия.

За 2021 год на территории Российской Федерации зафиксировано 133 601 дорожно-транспортных происшествий.

Ежегодно в России происходит огромное количество ДТП по вине водителей, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения.

  Согласно п. 2.7 ПДД водителю запрещается:

    управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

    передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;

    употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования[1].

Алкоголь, наркотики — одни из самых коварных врагов водителя, так как делает его беззащитным перед лицом возможной опасности. Но основная опасность заключается в том, что нетрезвый человек не только не замечает этого, но и склонен завышать свои способности. Он считает, что стал умнее, сильнее, хитрее, удачливее. При управлении автомобилем в условиях интенсивного движения водитель нередко работает на пределе своих возможностей, поэтому даже незначительное нарушении психофизиологических функций после приема даже небольших доз алкоголя, наркотиков становится причиной ошибок и ДТП.

Управление транспортным средством водителя, находящегося в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, представляет повышенную угрозу, а ДТП с его участием, как правило, характеризуется высокой тяжестью последствий.

Алкоголь или наркотики убивают в человеке способность ясно мыслить и безопасно управлять транспортным средством и являются одной из главных причин большинства аварий с летальным исходом.           

Алкоголь и наркотики быстро попадают в кровь. В отличие от пищи и безалкогольных напитков, им не нужно перевариваться. Через несколько минут после употребления они достигают мозга и начинают влиять на человека. Главное последствие алкоголя и наркотиков – замедление и ослабление умственных и физических функций организма. Что бы вы ни делали, вы сделаете это хуже, если употребляли алкоголь или наркотики.

Но не только алкоголь и наркотики влияют на способности безопасно управлять транспортным средством, многие лекарства имеют побочные эффекты, которые также повышают риск управления транспортным средством. Также известно, что совместное воздействие алкоголя и какого-либо наркотика более опасно, чем их влияние по отдельности.                     

Успокоительные, седативные средства и транквилизаторы вызывают замешательство, плохую координацию, депрессию, неразборчивую речь, вспыльчивость. Стимуляторы, такие как кокаин, амфетамин и другие ослабляют такие способности и умения, как принятие решений на дороге, знание дороги, видение других машин, выбор скоростей и внимательное вождение. Марихуана изменяет в человеке восприятие времени и пространства и он начинает мыслить фрагментами. Увеличивается время реакции и ухудшается память. Это приводит к ухудшению знания дороги, ослаблению наблюдения, внимания к другим машинам, ночного видения, выбора скоростей, торможения, внимательного вождения и к маневрам уклонения, сонному состоянию, оцепенению и привыканию к наркотику. Все наркотики ослабляют все важные водительские навыки.

Управление автомобилем в состоянии опьянения – самый страшный проступок, который может совершить водитель; соответственно, и наказание за вождение в нетрезвом виде весьма суровое.

Если сотрудник Госавтоинспекции остановил водителя за пьяную езду впервые, это административное правонарушение (статья 12.8 КоАП). Наказание в таком случае — штраф 30 000 руб. и лишение прав на срок от полутора до двух лет. Аналогичные санкции ждут автомобилистов, которые решили передать управление своей машиной другому нетрезвому водителю.

Если же человек за рулем не только пьян, но еще и без прав (независимо от того, был горе-водитель их лишен или вообще не имел), ему грозит штраф 30 000 руб. или административный арест на срок от 10 до 15 суток. При этом не стоит забывать, что отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения также приравнивается к пьяной езде.

Только за 2021 год судами Российской Федерации по ст.12.8 ч.1, 3 КоАП РФ рассмотрено 221 248 административных дел, из которых:

-  2 255 лиц оправданы;

- 185 896 лиц подвергнуты административному наказанию (что составляет 84% от общего количества рассмотренных дел). Из указанного количества лиц подвергнуты наказанию в виде административного штрафа 185 082 человека, что означает, что если бы данная категория лиц добросовестно оплатила штраф за нарушение ими законодательства РФ, то в бюджет Российской Федерации поступило 5 602 553 рубля.

Кроме того, из общего количества лиц, признанных виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.8 КоАП РФ, лишены специального права управления транспортным средством 182 749 человек[2].

Также за 2021 года судами Российской Федерации рассмотрено 198 216 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.12.26 КоАП РФ (Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения), что не намного меньше количества дел, рассмотренных по делам именно за подтвержденное управление транспортными средствами в состоянии опьянения.

Из официальной статистики МВД Российской Федерации следует, что за 2021 год на всей территории Российской Федерации зафиксировано 15 719 ДТП с участием водителей с признаками опьянения, что составляет 11,7 % из общего количества ДТП[3].

Необходимо отметить, что из вышеуказанного количества ДТП значительное число человеческих жертв (3 886), что свидетельствует о том, что по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения, гибнут люди в каждом пятом ДТП.

Столь огромное количество случаев позволяет сделать вывод, что действующее законодательство далеко не всегда является сдерживающим фактором против данного правонарушения, влекущего смерти людей.

С 1 июля 2015 года статьей 264.1 УК РФ введена уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию.

Депутаты Государственной Думы неоднократно высказывались за усиление ответственности за повторное вождение в нетрезвом виде.

Так, Федеральным законом от 01.07.2021 № 258-ФЗ внесены изменения в ст.264.1 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым ранее административному наказанию либо имеющим судимость.

В прежней редакции статья предусматривала наказание как за управление транспортным средством лицом, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состоянии опьянения, так и лицом, имеющим судимость за совершение аналогичного преступления или преступления, предусмотренного ч.ч.2,4,6 ст.264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств).

При этом дифференциации наказания в отношении лиц, подвергнутых административному наказанию, и лиц, имеющих судимость, закон не предусматривал.

После вступления с 12 июля 2021 года указанных изменений в силу уголовная ответственность, а соответственно и наказание в отношении лиц, управляющих транспортными средствами и подвергнутых ранее административному наказанию за управление транспортом в состоянии опьянения или не выполнение требований о прохождении медицинского освидетельствования, предусмотрены ч.1 ст.264.1 УК РФ.

Ответственность лиц, управляющих автотранспортом, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и имеющих судимость за совершение аналогичного преступления или преступлений, предусмотренных ч.ч.2,4,6 ст.264 УК РФ, предусмотрена ч.2 ст.264.1 УК РФ. Наказание за совершение такого преступления ужесточено. Так, в санкцию статьи включены новые виды наказания - исправительные работы и ограничение свободы. Кроме того, размер или срок других видов наказания, ранее предусмотренных санкцией, увеличен, в том числе увеличен размер штрафа от 300 тысяч руб. до 500 тысяч рублей либо в размере заработной платы, иного дохода, осужденного за период от двух до трех лет, срок наказания в виде принудительных работ и лишение свободы увеличены до 3 лет. Значительно ужесточен срок дополнительного наказания, связанного с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами вплоть до 6 лет. Ранее данный вид дополнительного наказания назначался до 3 лет.

По мнению Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Вячеслава Володина, «Все эти шаги уменьшат аварии на дорогах и количество жертв из‑за пьяного водителя».

«Актуальность обозначенных изменений обусловлена увеличивающейся степенью общественной опасности при управлении транспортным средством в состоянии опьянения и необходимостью применения более строгих санкций за неоднократное его совершение», — сказано в пояснительной записке.[4]

Кроме того, Федеральным законом от 14.07.2022 № 258-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»[5] ч.1 ст.104.1 УК РФ дополнена подпунктом «д», согласно которому транспортное средство, принадлежащее обвиняемому и использованное им при совершении преступления, предусмотренного статьей 264.1, 264.2 или 264.3 УК РФ, на основании обвинительного приговора подлежит конфискации, то есть принудительному безвозмездному изъятию и обращению в собственность государства.

Законодательство в области дорожного движения, а в частности, управления транспортным средством в состоянии опьянения ужесточается регулярно. Связано это с тем, что, несмотря на принятый на законодательном уровне ряд мер по усилению ответственности за управление транспортными средствами в состоянии опьянения снижения основных показателей аварийности по вине «нетрезвых» водителей на дорогах нашей страны так и не происходит, более того, после принятых мер количество ДТП растет. Обуславливается это тем, что водители, боясь привлечения к ответственности, пытаются скрыться от преследования сотрудников полиции, в результате чего и совершают дорожно-транспортные происшествия, отличающиеся особой тяжестью наступающих последствий.

Резонансные истории типа аварии с участием нетрезвого актера Михаила Ефремова на время привлекают участие к проблеме, но о ней быстро забывают до следующего громкого дела. Однако понятно, что нужно найти новые эффективные подходы борьбы с практикой нетрезвого вождения.

По поручению, данному спикером палаты Вячеславом Володиным, Депутаты Государственной думы Ирина Яровая, Дмитрий Вяткин, Ярослав Нилов, Ирина Панькина, Николай Новичков и Дмитрий Певцов, внесли в нижнюю палату парламента поправки в Уголовный кодекс и КоАП, которые ужесточают наказание за нарушение правил дорожного движения (ПДД) водителями, лишенными права управления.

Документом предусматривается увеличить административное наказание для лиц, лишенных водительских прав и повторно севших за руль. Их предлагается штрафовать на сумму в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Также согласно поправкам, при управлении транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, выезде на встречную полосу или превышении скорости наступит уголовная ответственность. При этом отягчающим обстоятельством станет нарушение правил движения, повлекшее за собой тяжкий вред здоровью или смерть пешехода.

Кроме того, проект закона предполагает конфискацию автомобиля у злостных нарушителей, если водитель многократно попадался за рулем машины после лишения прав. Данная мера будет применяться тогда, когда водитель третий раз создает опасность на дороге, третий раз за год выезжает на встречную полосу или в третий же раз за год превышает скорость более чем на 60 км/ч к разрешенной или управляет автомобилем в состоянии опьянения и ранее уже получал административное наказание за езду в нетрезвом виде.

Необходимо отметить, что 16 ноября 2022 года депутаты Государственной думы РФ на заседании в первом чтении приняли законопроект, который временно запрещает сдавать экзамен на получение водительских прав после полученного ранее штрафа за вождение в пьяном виде.

Документ предполагает необходимость дополнить ст. 26 закона о безопасности дорожного движения пунктом 6. В нем говорится, что для людей, которые не имеют водительских прав и получили административное наказание за вождение в пьяном виде, будет установлен временный запрет на допуск к экзамену на получение прав. Он будет действовать только на время административного наказания.

Кроме того, хотелось бы провести краткую сравнительную характеристику опыта иностранного государства по привлечению к ответственности за управление транспортными средствами.

Успешные примеры других стран подтверждают, что данную проблему можно решить более эффективно. Благодаря ужесточению наказаний за нарушение правил дорожного движения, и в особенности за езду в нетрезвом виде, Япония за последние годы даже при стремительном росте количества автомобилей смогла значительно сократить смертность на дорогах: за период с 2000 года до 2019 года на 62 %, то есть почти в 3 раза. В 2019 году показатель смертности составил 3,1 на 100 000 человек, в то время как в Евросоюзе 5,12, а в России 11,63.

Уровень смертности в ДТП с употреблявшими алкоголь в Японии составил 4,9 %, что в 5–6 раз меньше, чем аналогичный показатель в России. Все потому, что за вождение в нетрезвом виде законом предусмотрено довольно грозное наказание – до 1 миллиона йен (650 000 рублей) и до 5 лет тюремного заключения в зависимости от уровня интоксикации.

Более того, в Японии установлены меры за безответственное поведение окружающих водителя граждан. За езду с нетрезвым водителем пассажир может быть наказан суммой до $5 000 и тюремным сроком до 3 лет. Наказание может понести даже сотрудник магазина или бармен, если он продаст алкоголь, зная, что клиент за рулем. Поэтому даже в элитных ресторанах в Японии официанты перед подачей алкоголя могут уточнить у клиентов, приехали ли они на автомобиле и кто их повезет, когда они поедут обратно.

 

Так какие же дополнительные меры необходимы для повышения эффективности действующего законодательства в области дорожного движения, устанавливающего ответственность за управление автомототранспортными средствами в состоянии опьянения?

Внедрение ответственности пассажира за езду под управлением нетрезвого водителя может стать эффективной мерой по следующим причинам:

  • лица, севшие в одно транспортное средство с пьяным водителем, таким образом одобряют и поощряют совершение им правонарушения;
  • они осознанно подвергают свою жизнь и здоровье опасности;
  • не сумев отговорить нетрезвого водителя и воспользовавшись его услугами, такие пассажиры становятся соучастниками преступления, исходя из моральных принципов.

При этом пассажиры общественного транспорта и такси должны иметь возможность избежать наказания, так как попросту могут не знать об употреблении алкоголя водителем.

Таким образом, налагая денежный штраф на пассажира за езду вместе с пьяным водителем, государство будет мотивировать пассажиров, чтобы они убеждали водителей воздерживаться от употребления алкоголя за рулем и от самой езды в нетрезвом виде, а также чтобы удостоверились в его трезвости перед поездкой.

Предлагаемые меры сократят число пострадавших от ДТП с участием нетрезвых водителей и поспособствуют сохранению жизней тысяч россиян, гибнущих из-за тех, кто не боится садиться пьяным за руль.

Кроме того, поскольку в соответствии с ч.1 ст.20 УК РФ, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, кроме ужесточения ответственности, с подростками и их родителями необходимо проводить профилактические беседы в учебных учреждениях.

Следует также развивать информационное обеспечение на телевидении, осуществлять пропаганду безопасности дорожного движения, рассказывать об ответственности за нарушение Правил дорожного движения. Кроме того, профилактические беседы необходимо проводить не только с потенциальными водителями, но и с другими участниками дорожного движения, а также с членами их семей. Целесообразно это делать для того, чтобы, если, увидев своего родственника, находящегося в состоянии опьянении и собирающегося сесть за руль транспортного средства, члены семьи могли его отговорить совершать данное правонарушение.

Информацию о последствиях управления транспортными средствами в состоянии опьянения и о предпринимаемых мерах необходимо доносить до всего населения. Ведь, если проходящий мимо человек увидит садящегося за руль человека в состоянии опьянения и вовремя сообщит об этом в правоохранительные органы, количество ДТП на дорогах может заметно сократиться.

Необходимо поднимать имидж сотрудников ГИБДД путем освещения в средствах массовой информации положительных примеров их деятельности. Нужно добиться взаимного уважения водителя и инспектора. Инспекторы должны проходить как обучение, так и повышение квалификации, которое позволит исполнять должностные обязанности на высоком уровне. Сотрудников правоохранительных органов необходимо не только учить правильно применять законодательство на практике, но и психологически готовить к различным ситуациям, которые могут возникнуть в процессе прохождения службы. В настоящее время особенно важно научить инспекторов ДПС правильному, грамотному общению как с водителями транспортных средств, так и с участниками дорожного движения в целом.

По моему мнению, все вышеперечисленное позволило бы повысить уровень безопасности дорожного движения, законопослушность водителей и участников дорожного движения.

Выводы:

Во-первых, как видно из данного исследования, вождение в состоянии опьянения является достаточно распространенным явлением и служит причиной ДТП с тяжелыми последствиями для всех участников дорожного движения.

Во-вторых, как подтверждает авторитетное мнение А.В. Майорова: «Профилактическое воздействие на виктимность участников дорожного движения со стороны отечественных правоохранительных органов незначительно, и Россия уступает зарубежным странам в организации этой деятельности»[6].

В-третьих, на основе позитивного опыта «противодействия вождению в состоянии опьянения» в зарубежных странах, важно усилить профилактическую составляющую и превентивные меры (просветительские, социально-психологические, технические, медицинские и др.) в комплексном решении данной проблемы, что действительно приведет к эффективному результату.

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ ((ред. от 04.11.2022, с изм. от 24.11.2022) // Электронный ресурс «Консультант+».
  2. Федеральный закон от 14.07.2022 № 258-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Электронный ресурс «Консультант+».
  3. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Электронный ресурс «Консультант+».
  4. Майоров А.В. Виктимологическое обеспечение безопасности в области дорожного движения // Право и безопасность. – 2009. - №2. – с.86-88.
  5. Официальная статистика дел об административных правонарушениях, рассмотренных судами Российской Федерации, по ст.12.8 ч.1, 3 КоАП РФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт судебной статистки России. – Режим доступа: https://stat.xn----7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/adm/t/31/s/72.
  6. Официальная статистика ДТП, совершаемых водителями в состоянии опьянения [Электронный ресурс] // Официальный сайт ГИБДД МВД России. – Режим доступа: http://stat.gibdd.ru/.
  7. Официальный сайт Государственной Думы [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/51576/
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary