Товарный знак – первое средство индивидуализации, получившее правовую охрану. Он широко используется в коммерческом обороте ещё с давних времен. Однако изначально цель таких знаков не заключалась в помощи ведение торговли, а использовалась для указания собственника.
Согласно истории, одним из первых прообразов товарного знака были «тамга» и «клеймо», помечавшие собственность и своё владение. Фермеры клеймили ими свой скот, купцы маркировали свои товары перед морской отправкой. Такие маркировки помогали найти собственника товара, а клейма на животных – отличить свой скот, от скота другого фермера.
С развитием торговой деятельности и ремесла сущность клейма постепенно менялось. Оно становилось знаком, индивидуализирующим продукцию на рынке и указывающее на определенное известное покупателям качество продукции. Процесс этот происходил из-за желания покупателей приобретать продукцию определенных мастеров, чье качество изделий их больше привлекало.
Впервые, товарные знаки стали объектом законодательного регулирования как средство идентификации производимой продукции, с начала второй половины XIX века. Это связано с принятием в некоторых странах специальных законов о товарных знаках. К таким странам относились: Франция, Италия, Великобритания, Бельгия.
Легализация товарного знака в качестве юридической и законодательной категории в России произошло значительно позже, лишь в 1896 году, когда был принят Закона «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)». Товарный знак стал заменой промышленного знака и заводского клейма.
Первым законодательным актом, регулирующим правовые отношения о средствах индивидуализации в России, был Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» № 3520-1от 23 сентября 1992г.
Сегодня регулирование отношений в области правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания мы можем найти в четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (Раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»).
С развитием института товарного знака, формировались всё новые подходы к его определению, как к средству индивидуализации.
Так, у Г.Ф. Шершеневича мы можем найти описание товарного знака как: «внешний знак, с помощью которых торговец стремится отличить свой товар от товаров любого другого торговца в глазах потребителей».
С.И. Раевич рассматривал товарные знаки как постоянные знаки, которые "все еще являются чем-то прикрепленным извне, прикрепленным к товару, но ни в коем случае не являющимся частью его самого".
В недавних научных исследованиях, авторы предлагают более подробное определение товарного знака, например, в работе А.П. Рабеца товарным знаком (знак обслуживания) считается обозначение, отвечающее требованиям новизны и отличительного характера, предъявляемым законодательством и зарегистрированное в установленном порядке с целью рекламы и индивидуализации товаров (услуг) конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя среди аналогичных товаров (услуг) других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Если говорить о законодательном определении, то оно содержится в п.1 ст. 1477 ГК РФ, в которой сказано, что товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Анализируя научную литературу и наше законодательство, можно выделить функции товарного знака, как средства индивидуализации. К ним относятся: индивидуализирующая, гарантийная, рекламная и охранительная, информационная функции. Вспоминая другие средства индивидуализации, можно сказать, что функция индивидуализации относится и к другим средствам индивидуализации, в то время как оставшиеся функции в большей степени относятся именно к товарному знаку.
Как основную функцию, можно выделить – индивидуализирующую, поскольку только она имеет юридическое значение. Без неё, в отличие от других функций, существование товарного знака невозможно. Её задача - обеспечить отличие и выделение в гражданском обороте продукции одного производителя из массы других аналогичных товаров других производителей.
Следующая функция – гарантийная. Она обеспечивает потребителю гарантию качества, наличия определенных полезных свойств продукта. Функция гарантии появляется в товарном знаке, когда продукт, отмеченный им, приобретает определенную известность и репутацию на рынке.
Отличительная функция (она же – индивидуализирующая) и гарантийная тесно связаны между собой и составляют основу товарного знака.
Так, Ю.Т. Гульбин отмечает, что «товарные знаки имеют ценность... в силу ассоциации с производителем и уровня качества его товаров, которые через потребление товаров предоставляют потребителю определенные преимущества технического, эстетического характера».
Некоторые авторы отмечают, что товарный знак является одновременно знаком происхождения товара и знаком, гарантирующим постоянство, который несет в себе предполагаемую уверенность в качестве товара.
Рекламная функция помогает продукту стать известным среди потребителей с помощью товарного знака. Хорошо зарекомендовавший себя товарный знак повышает репутацию производителя и влияет на прибыль.
Защитная функция (она же охранительная) товарного знака заключается в информировании третьих лиц о запрете использования ими зарегистрированного обозначения без разрешения правообладателя.
Следующая функция товарного знака - информационная. Она заключается в доведении до потребителей информации о характеристиках и назначении маркированных ими товаров.
Анализ норм гражданского законодательства о товарных знаках позволяет выделить следующие признаки товарного знака, характеризующие его как самостоятельный объект гражданских прав: 1) обозначение;
2) новизна; 3) отличительность; 4) регистрация в установленном порядке.
Согласно ст. 1477 ГК РФ первым признаком товарного знака является то, что он является обозначением. Гражданский кодекс предусматривает, что в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы обозначения различных форм: словесные, графические, трехмерные и другие обозначения или их комбинации.
Однако, согласно действующему законодательству, не каждое обозначение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, так как они должны отвечать определенным требованиям. Одно из первых требований – это новизна. Это означает, что обозначение, выбранное предпринимателем для регистрации в качестве товарного знака, не должно уже подаваться на регистрацию или быть зарегистрированным в пользу другого лица в качестве товарного знака для тех же классов (типов) товаров, в отношении которых первый решил зарегистрироваться.
Следующей важной особенностью товарного знака является его отличительная способность. Под отличительными чертами понимается способность вызывать у потребителя ассоциативные образы, необходимые и достаточные для индивидуализации продукта и его производителя.
Данные требования следуют из п.1 ст. 1483 ГК РФ. Согласно этой статье, не допускается регистрация товарных знаков, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: 1) вошедших в общее употребление для обозначения товаров определенного типа; 2) являющихся общепринятыми символами и терминами; 3) характеризующих товары, в том числе с указанием их типа, качества, количество, свойство, назначение, стоимость, а также время, место, способ производства или продажи; 4) представляющий товар вида, который определяется исключительно или главным образом свойством или назначением товара.
Товарный знак необходимо зарегистрировать в едином государственном реестре, в установленном законодательстве порядке. Это является ключевым условием его правовой охраны.
Опираясь на ст. 1479 ГК РФ можно сделать вывод, что правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации. Таким образом, Российская Федерация придерживается так называемого «принципа регистрации» в отношении товарных знаков, который означает, что правовая охрана обозначения в качестве товарного знака наступает с момента его регистрации.
Важно отметить такую особенность товарного знака, как ограничение использования коммерческим оборотом. То есть, он призван отличать лишь продукцию участников коммерческого оборота. К данным участникам относятся юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Однако 28 июня 2022 года Президентом РФ был подписан закон №193-ФЗ, согласно которому к данному списку участников добавятся и самозанятые граждане. Со вступлением в силу данного закона они также смогут регистрировать товарные знаки.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 22.12.2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации 22.12.2020.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)
- Гульбин Ю. Т. Интеллектуальные права на результаты интеллектуальной деятельности. - М. : Юрсервитум, 2014
- Егоров, Я.К. Правовая природа товарного знака / Я.К. Егоров // Наука и образование сегодня. 2018. № 4 (27). С. 56-57.
- Колмыкова, А.Д. Защита прав на товарный знак / А.Д. Колмыкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 11.
- Коршунов, Н.М. Интеллектуальная собственность (права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации). Учебное пособие / Н.М. Коршунов. - М.: Норма, 2017
- Романова, Е.А. Сущность товарного знака как средства индивидуализации / Е.А. Романова // Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время». 2017. № 5 (6). С. 42-43.