В целях защиты прав и законных интересов на производимые товары и оказываемые услуги (выполняемые работы) предприниматели прибегают к регистрации их в форме товарных знаков и знаков обслуживания.
Для дальнейшего совершенствования отечественного законодательства в данной сфере, видится необходимым провести функциональное сравнение правового регулирования регистрации и охраны товарных знаков в России и в зарубежных странах.
В качестве иностранных государств для исследования выбраны Федеративная Республика Германии, принадлежащая к романо-германской правовой семье, и Соединенные Штаты Америки, принадлежащие к англо-саксонской правовой семье.
В России товарные знаки (знаки обслуживания) регулируются Частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 № 230-ФЗ [1].
В Германии и США действуют специальные законы. В частности, это Закон ФРГ «Об охране товарных знаков и других символов» [5] и Закон США «О товарных знаках» (U.S. Trademark Law) [6], который также принято называть Законом Лэнхема. Кроме того, в США данные нормы конкретизируются в Правилах ведения дел о товарных знаках (Rules of Practice in Trademark Cases).
Анализ положений представленного законодательства следует начать с рассмотрения используемой терминологии. Основным понятием в исследуемой области является «товарный знак», а также «знак обслуживания», под которыми в России понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров, работ, услуг (п. 1-2 ст. 1477 ГК РФ).
В вышеупомянутом Законе ФРГ отсутствует определение «товарный знак», но в 3 разделе отмечено, что в качестве их могут быть зарегистрированы любые обозначения, которые отличают товары или услуги одной компании от товаров или услуг других компаний.
В американском законодательстве определениям посвящен целый раздел (§ 45 раздел Х Закона Лэнхема (15 USC § 1127)). Термин «товарный знак» («торговая марка») означает любое слово, имя, символ или устройство, или любую их комбинацию. В законе подчеркивается, что данные обозначения должны использоваться в настоящем (или присутствовать намерение использовать в будущем) в предпринимательской деятельности для идентификации своих товаров. Знак обслуживания имеет аналогичную дефиницию с отличием в том, что целью является защита уникальности услуг, что представляется вполне справедливым с учетом позиции ученых о невозможности поставить знак равенства между товаром, работой и услугой [4].
В немецком законодательстве понятие «знака обслуживания» не раскрыто.
Также примечательно наличие в Законе Лэнхема таких определений как цветная имитация («Colorable imitation» – это любой знак, который настолько похож на зарегистрированный знак, что может вызвать путаницу, ошибку или ввести в заблуждение) и подделки или контрафакта (Counterfeit -– это поддельный товарный знак, который идентичен зарегистрированному знаку или практически неотличим от него).
В отечественном законодательстве используются синонимы данных понятий, однако их определения не раскрываются. Например, термин «colorable imitation» имеет равнозначный смысл с обозначением, сходным до степени смешения, а термин «counterfeit» аналогичен тождественному обозначению.
В нормах права всех трех анализируемых государств можно отметить разнообразие видов товарных знаков, перечень которых является открытым.
Отдельно стоит подчеркнуть, что законодательство Германии предусматривает регистрацию в качестве товарных знаков букв и цифр, что в Российской Федерации представляется невозможным.
В США товарные знаки принято классифицировать на две категории:
1) Стандартный символьный (печатный) рисунок (слова, буквы, цифры или любая их комбинация, изображенные черным цветом на белом фоне);
2) Чертеж специальной формы (включают двух- или трехмерный рисунок, цвета, слова, буквы или цифры, написанные в определенном стиле или размере шрифта, их комбинацию).
Можно выделить и иные сходные черты в правовом регулировании товарных знаков:
- правообладателями могут выступать юридические и физические лица (в России возможность регистрировать последним товарные знаки была предоставлена в 2023 году с принятием Федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» от 28.06.2022 № 193-ФЗ» [3]);
- регистрация товарных знаков осуществляется в соответствии с единой Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ), принятой Ниццким соглашением в 1957 году [2];
- схожая процедура регистрации, включающая подачу заявки, две экспертизы: формальную и по существу, наличие специального реестра зарегистрированных товарных знаков, предварительного и окончательного отказа в регистрации;
- десятилетний срок действия исключительного права на товарный знак (однако само исчисление срока происходит в разный момент времени: в России – с момента подачи заявки на регистрацию, а США и Германии – со дня регистрации), в связи с чем видится необходимым также закрепить в отечественном законодательстве начало срока действия исключительного права со дня завершения данной процедуры;
- наличие возможности продления срока исключительного права на товарный знак (в России и США с заявлением можно обратиться в течение последнего года действия такого права либо в льготный период – шесть месяцев после истечения этого срока). Стоит подчеркнуть, что в 2024 году Роспатент внедрил новый порядок, который при подаче заявления о продлении упомянутого выше срока через Единый портал государственных и муниципальных услуг не требует наличие соответствующего ходатайства. Однако данная мера еще не нашла своего отражения в действующем гражданском законодательстве.
В результате проведенного анализа видится необходимой доработка следующих положений российского законодательства:
1) установление начала срока действия исключительного права со дня завершения процедуры регистрации обозначения;
2) закрепление в законодательстве фактически действующего порядка по продлению срока действия исключительного права на товарный знак в дополнительный шестимесячный срок без предоставления ходатайства при подаче заявления через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 52 (1 ч.) – Ст. 5496
- Ниццкое Соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957 г. [Электронный ресурс] // КонсульатантПлюс: [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6059/?ysclid=m6mcaosnqm573034122 (дата обращения 20.01.2025)
- Федеральный закон «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» от 28.06.2022 № 193-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2022. – № 27. – Ст. 4594
- Федорященко А.С. Товарный знак в законодательстве России и за рубежом / А.С. Федорященко // Юриспруденция как интегративный феномен современного российского общества и государства : Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию Юридического института НИУ «БелГУ», Белгород, 18–19 мая 2018 года. – Белгород: ООО ГиК, 2018. – С. 400-402
- Gesetz über den Schutz von Marken und sonstigen Kennzeichen (Markengesetz - MarkenG) [Электронный ресурс] // Всемирная организация интеллектуальной собственности: [сайт]. – URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/legislation/details/22454 (дата обращения: 20.01.2025)
- U.S. Trademark Law: Rules of Practice & Federal Statutes [Электронный ресурс] // Всемирная организация интеллектуальной собственности: [сайт]. – URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/legislation/details/22363 (дата обращения 20.01.2025)