О состоянии государственной гражданской службы Российской Федерации

О состоянии государственной гражданской службы Российской Федерации

Статья рассматривает «Доклад о состоянии государственной гражданской службы Российской Федерации в 2020 году» (далее Доклад)[1]. Доклад подготовлен в результате анализа совершенствования государственного законодательства. Он включает оценку эффективности применения кадровых технологий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Также рассмотрены главные направления реформирования государственной службы в Российской Федерации. Анализируются причины и следствия изменений в законодательстве на современной стадии развития общества Российской Федерации.

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (94), Декабрь ‘22

Дата публикации 04.12.2022

Поделиться

Министерство труда Российской Федерации опубликовало «Доклад о состоянии государственной гражданской службы Российской Федерации в 2020 году»[1].

В Докладе подчеркивается: «Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы»[2] утвердить прилагаемый план мероприятий («дорожную карту») по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы» (далее - план)»[1].

В Докладе отмечается, что внедрению на государственной гражданской службе современных кадровых технологий оценки профессионального уровня кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы и государственных гражданских служащих способствовали принятие постановлений Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2020 г. № 1387 «Об утверждении единой методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»[3] и от 24 сентября 2020 г. № 1546 «О внесении изменений в единую методику проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов»[4]. В Докладе отмечается, что применение методов оценки кандидатов остаются недостаточными, что снижает качество результатов конкурса, а также аттестации государственных гражданских служащих.

В Докладе поставлены задачи по совершенствованию государственной гражданской службе Российской Федерации (далее - гражданская служба) такие как усовершенствование порядка назначения граждан РФ на должности; внедрению унифицированной методики прохождения испытания в федеральных органах исполнительной власти; организации создания нормативной базы, необходимой для формирования федерального резерва кадров; установление порядка создания федерального кадрового резерва»[1].

Используемые методы оценки профессиональной квалификации кандидатов на замещение должностей гражданской службы в процессе отбора демонстрируют недостатки их применения. Это уменьшает общую эффективность кадрового отбора и набора персонала государственной службы.

Поэтому в Докладе рекомендовано подготовить предложения по созданию нормативно-правовой базы, необходимой для улучшения порядка отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы; обобщение практики отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы[1].

В Конституции РФ гарантирован равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе (ч. 4 ст. 32)[5]. Поэтому применение нововведений поможет соблюдать Конституцию при приеме на службу.

Министерством труда Российской Федерации предлагается внедрить в законодательство введение межведомственного характера кадровых резервов государственных органов. Таким образом, лица, включенные в кадровый резерв одного государственного органа, будут приняты на государственную гражданскую службу в другой орган государственной гражданской службы в соответствии с результатами оценки их профессионального уровня.

В Докладе указано, что необходимо совершенствовать оценку персонала в процессе поступления на государственную службу. Особое внимание уделяется развитию использования наставнической технологии, которая дополнительно помогает оценить профессиональный уровень государственных гражданских служащих.

В Докладе говорится о том, что, чтобы повысить престиж государственной службы гражданского служащего, необходимо совершенствовать систему оплаты труда гражданских служащих, увеличивая в структуре данного содержания долю должностного оклада.

И уже издан Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2021 г. № 749 «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих»[6].

В проекте «Основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2022 - 2024 годы» предлагается предусматривать меры по повышению мотивации гражданского служащего:

« - гибкая система присвоения классных чинов государственной гражданской службы;

- делегирование определенных полномочий по представлению государственного органа в части вопросов прямой компетенции данного государственного гражданского служащего;

- переход в основной деятельности к элементам «плоской» организационной структуры, используемой в настоящее время при осуществлении проектной деятельности»[7].

Предлагается обратить внимание надлежащему выполнению государственных гарантий государственным гражданским служащим, установленных Федеральным законом № 79-ФЗ.

По мнению Ельчанинова Е. В., «Однако, принять хорошие законы недостаточно - необходима их правильная реализация» [8].

И на местах выполняются рекомендации. Так, Росимущество на постоянной основе ведет работу по всестороннему развитию своих управленческих кадров. Для создания условий профессионального становления и развития молодых специалистов в Росимуществе создан Молодежный совет. Он создан для обмена профессиональным опытом, участия во всероссийских конференциях, повышения престижа и привлекательности государственной службы в Росимуществе.

Слатинов В. Б. писал: «Реформирование государственной службы предполагает использование моделирования - как процесса, который отражает содержание и организацию служения государству и способен привести государственную службу в соответствие с современными требованиями и потребностями действительности» [9].

Принятие Молодежного совета Росимущества в состав Координационного Совета позволит запустить новые проекты по развитию кадрового потенциала и поддержке молодых специалистов в агентстве, послужит источником популяризации государственной службы в молодежной среде.

Хлестко относительно предмета рассмотрения высказались исследователи Высшей школы государственного управления РАНХиГС И. Б. Шебураков и Л. Н. Татаринова: «Нормативно-правовые акты обслуживают кадровые технологии, а не кадровые технологии должны бесконечно долго вписываться в прокрустово ложе существующей нормативно-правовой базы» [10, с. 88].

На данный момент перед органами государственного управления стоит задача цифрового формирования, поиска новых методов и идей, создание новых технологий управления.

В ежегодном Послании Федеральному Собранию в январе 2020 г. Президент России В. В. Путин отметил: «Нам нужно быстрее, не откладывая решать масштабные социальные, экономические, технологические задачи, перед которыми стоит страна. Их содержание и ориентиры отражены в национальных проектах, реализация которых требует нового качества государственного управления, работы Правительства, всех уровней власти, прямого диалога с гражданами» [11].

Обеспечение цифровой трансформации государственной гражданской службы путем внедрения цифровых технологий и платформенных решений является одной из целей Национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» [12].

По поручению руководителя Росимущества Вадима Яковенко для реализации единой кадровой политики и создания в агентстве резерва управленческих кадров Росимущество совместно с РАНХиГС разработало новый образовательный проект - программу повышения квалификации «Введение в технологии эффективного управления».

По итогам обучения будет проведена оценка личностно-профессиональных и управленческих ресурсов слушателей по 10 совокупным интегральным показателям. Это позволит слушателям оценить свой управленческий потенциал, а руководству Росимущества выявить наиболее перспективных кандидатов для назначения на руководящие должности.

Научный руководитель программ - Яковенко Вадим Владимирович, руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом:

«Уникальность этих программ состоит в том, что они объединяют знания в области юриспруденции, экономики, управления недвижимостью, экологии и в социальной сфере.

РАНХиГС 23 ноября 2021 года сообщил о том, что подготовит 1000 сотрудников Росимущества к плановой миграции на российское офисное ПО. Программу «Вопросы использования отечественного офисного программного обеспечения», которую в 2021 году запустила Высшая школа государственного управления РАНХиГС, уже прошли 120 федеральных госслужащих.

На своей площадке Академия объединила разработчиков отечественного ПО - компании МойОфис и «Р7», Ассоциацию разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт», а также представителей госсектора с опытом применения российских программных продуктов.

Программа позволит государственным служащим повысить свою цифровую грамотность и познакомиться с эффективными отечественными ИТ-решениями.

Переход государственных органов и государственных компаний на отечественные программные продукты - это вопрос национальной безопасности. Для того, чтобы мы могли вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю информационную политику, распоряжаться собственными информационными ресурсами, гарантировать электронную и информационную безопасность необходим цифровой суверенитет государства, сказал исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» .

Для нас это очень важная задача, так как именно через участие в подобных программах у госслужащих снимается предубеждение перед отечественными решениями и появляется возможность «из первых рук», от разработчиков узнать обо всех плюсах предлагаемых продуктов, подчеркнула директор Центра профессионального развития государственных служащих ВШГУ РАНХиГС Светлана Еварович.

Во время обучения сотрудники Росимущества узнают о компонентах цифрового суверенитета и импортозамещении в сфере ИТ-решений, познакомятся с операционными системами семейства Linux, а также приобретут навыки работы с пакетом офисных приложений МойОфис и «Р7». Кроме того, в рамках курса 300 руководителей и 700 сотрудников различных структур Росимущества получат методические рекомендации о том, как сделать переход на отечественное офисное ПО быстрым, комфортным и безопасным для сотрудников. Внедрение отечественных ИТ-решений в сферу государственного управления окажется эффективным только при условии, что все участники будут готовы к изменениям. Поэтому российские разработчики офисного ПО создают все условия для эффективного внедрения отечественных решений в ИТ-инфраструктуру государственных органов» [13].

Добробаба М. Б.  пишет: «Поставленные задачи должны способствовать разработке комплекса решений жизненных ситуаций гражданина на основании автоматизированных бизнес-процессов (суперсервисов); проактивное предоставление государственных услуг; омниканальность; исключение бумажных процессов и отсутствие физических документов в государстве (за исключением удостоверения личности гражданина). Система государственного управления должна будет действовать как передовая IT-корпорация. Это приведет к ряду принципиальных изменений, в результате которых на государственной службе разовьется «цифровой менталитет»: принятие цифровой реальности, умение в ней эффективно работать, цифровые навыки и персональное развитие; возникнет единая цифровая платформа взаимодействия для государственных служащих, бизнеса и граждан; предиктивный анализ и искусственный интеллект станет помощником для выполнения рутинных операций, осуществления контрольно-надзорных функций» [14, с. 55].

В заключение данной статьи сделаем следующий вывод: главная задача на должности государственного служащего - это помощь гражданам, а не собственная выгода. Именно поэтому данный институт существования государственной гражданской службы нуждается в постоянной модернизации.

Список литературы

  1. Доклад о состоянии государственной гражданской службы Российской Федерации в 2020 году https://obrazovanie-gid.ru/doklady/doklad-o-sostoyanii-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhby-rossijskoj-federacii-v-2020-godu.html Обновлено: 02.06.2022
  2. Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы». - Текст: электронный // Президент России: [сайт]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/60815.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2020 г. № 1387 «Об утверждении единой методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 1546 «О внесении изменений в единую методику проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов».
  5. Татаринова, Л. Н. Кадровые резервы в Российской Федерации / Л. Н. Татаринова, И. Б. Шебураков. - М.: Издательский дом «Дело», 2021. - 128 с.
  6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 г. - Текст: электронный // Президент России: [сайт]. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62582.
  7. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7). - Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/.
  8. Росимущество – Telegram; t.me›rosim_gov_ru/104
  9. Добробаба, М. Б. О перспективах цифровой трансформации государственной (муниципальной) службы / М. Б. Добробаба. - Текст: непосредственный // Юридический вестник Кубанского государственного университета. - 2018. - № 4. - С. 54-60.
  10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.3,,8 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 01.07.2020 №11-ФКЗ) // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».
  11. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2021 г. № 749 «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих»
  12. Проект «Основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2022 - 2024 годы»
  13. Ельчанинов Е. В. Эффективность государственного и муниципального управления: социальный аспект и критерии // Государственное и муниципальное управление: сборник статей магистрантов. Удмуртский государственный университет, Институт экономики и управления. - Ижевск, 2018. - С. 105-107.
  14. Слатинов В. Б. Тенденции развития института государственной гражданской службы России в условиях режимных изменений: трансформация «правил игры» для бюрократии // Время больших перемен: политика и политики материалы Всероссийской научной конференции РАПН. Российский университет дружбы народов; Под редакцией О. В. Гаман-Голутвиной, Л. В. Сморгунова, Л. Н. Тимофеевой. - 2017. - С. 347-349.

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary