В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление представляет собой «форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций» [1].
Общую структуру органов местного самоуправления можно представить следующим образом (рисунок 1).
Рисунок 1. Структура муниципальных органов власти в РФ
В настоящее время в эпоху цифровых технологий государственное и муниципальное управление претерпевает различные изменения, в частности в области модернизации и повышения эффективности осуществления деятельности государственных и муниципальных органов власти. Так, в связи со всесторонним внедрением информационно-коммуникационных технологий в жизнь человека и общества, перед государственными органами встал вопрос о их внедрении в работу организаций.
Таким образом, был подписан Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», которая направлена на создание целостной и эффективной системы использования информационных технологий. Одним из важных пунктов данной стратегии является всестороннее внедрение информационных технологий в работу государственных органов и учреждений, обеспечение безопасности и сохранности используемой информации, в том числе персональных данных граждан, проведение постоянного анализа угроз [2].
Несмотря на законодательное закрепление внедрения информационных технологий еще несколько лет назад, многие государственные структуры все еще сталкиваются с недостаточной технической обеспеченностью. Так, можно выделить определенный перечень проблем, представленный на рисунке 2.
Рисунок 2. Проблемы внедрения информационных технологий в государственные органы власти и учреждения
Наиболее острой проблемой является нехватка финансовых средств. Так, в результате проведенного опроса среди работников муниципальных органов власти, более 60% опрошенных отметили нехватку финансирования для закупки необходимого программного обеспечения и оборудования [3]. Обеспечение информационными технологиями муниципальных органов власти происходит в результате проведения государственных закупок, тот или иной орган власти публикует заказ на необходимое количество компьютеров или программного обеспечения за определенную стоимость. К сожалению, выделенных средств зачастую не хватает, поскольку производители, зная реальную стоимость оборудования, отказываются от участия в тендерах, не желая работать себе в убыток. Ситуацию усугубляет факт отсутствия на территории государства предприятий, занимающихся разработкой отечественного оборудования, а если предприятия есть, то большую часть комплектующих они закупают в других странах, что ставит под вопрос безопасность их использования.
Еще один не менее важный аспект – кадровый дефицит. Прежде всего, общая нехватка кадров ставит под вопрос достаточное финансирование администраций муниципального образования, поскольку это влечет за собой неэффективную работу учреждений. Кроме того, внедрение информационных технологий требует квалифицированных кадров в области IT и информационной безопасности, усугубляет ситуацию тот факт, что в настоящее время многие специалисты либо покинули страну в целях трудоустройства в корпорациях, либо работают на частные организации, которые гарантируют им высокую оплату труда [4].
Что же касается будущего местного самоуправления в эпоху быстро развивающихся цифровых технологий, можно предположить, что, без должного внимания, ситуация может перейти в стагнацию. Но, тем не менее, можно предложить определенные меры по улучшению ситуации.
Так, одним из способов решения проблемы финансовой нехватки может стать привлечение частных инвесторов с целью технологического оснащения муниципальных органов власти. Как эффективный механизм, может быть использована совместная проектная деятельность, например, в области сотрудничества юридических лиц и местных администраций. Муниципальные органы власти могут предложить не только денежную оплату за предоставление технологий, но и подкрепить договор льготными условиями деятельности организации на период производства заказанного оборудования. Так, организация не понесет лишних затрат в связи с осуществлением заказа, или не будет работать без заработка, поскольку в период налоговых льгот или каникул, у руководства будет возможность реализовать некоторую часть продукции в коммерческих целях, минимизировав налоговые издержки в данной области.
Кроме того, недостаток финансирования также обусловлен незаинтересованностью населения в использовании электронных сервисов на уровне муниципальных образований. Необходимо воспользоваться всеми ресурсами информирования населения: социальные сети, газеты, радио и телевидение, учебные заведения для того, чтобы охватить наибольшую аудиторию. Также необходимо использовать и различные мероприятия, во время их проведения можно устанавливать информационные стенды, а к их работе привлекать студентов, обучающихся на работу в муниципальных органах власти, с гарантированным поощрением или стимулированием в виде предоставления мест для прохождения практик с дальнейшим трудоустройством. Такие стенды позволят поднять заинтересованность среди разных слоев населения, а в особенности – среди молодежи.
Важно обратить внимание и на проблемы информационной безопасности, которые в настоящий момент приобретают наиболее острую важность [5]. Нынешняя геополитическая ситуация и высокий рост киберпреступлений в отношении государственных организаций обуславливают внедрение новых средств обеспечения безопасности. Антивирусные программы и другое программное обеспечение в настоящее время стоят довольно дорого, а их разработкой занимаются либо частные компании, либо государство, но также при содействии юридических лиц или специалистов частного сектора. Следует разработать эффективный механизм взаимодействия государства и бизнеса в целях разработки необходимых технологий для муниципального сектора. Например, привлекать компании при помощи всем известных налоговых льгот, о которых упоминалось ранее, предоставления субсидий и других механизмов поддержки.
Если все предложенные механизмы будут использованы, возможно, в ближайшем будущем цифровые технологии станут всесторонней частью работы органов муниципальной власти, все услуги будут предоставляться при помощи различных цифровых сервисов и сайтов местных администраций, кроме того, такие технологии позволят вести полноценную статистику различных показателей муниципального уровня, что в настоящий момент является одной из проблем, которая не позволяет видеть полную картину проблемных областей в развитии муниципальных образований.
Таким образом, информационные технологии становятся неотъемлемой частью государственного и муниципального управления. Если осмелиться предположить, то в будущем государство ожидает значительные перемены, как в части непосредственного осуществления функций аппаратом управления, так и в области нормативно-правового регулирования, поскольку использование тех или иных технологий требует законодательного закрепления тех или иных задач и функций использования цифровых технологий, а также норм их регулирования и ответственности за неправильное использование с точки зрения информационной безопасности.
Список литературы
- Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации, 6.10.2003, №40, ст. 3822
- Сулимин В.В. Цифровые технологии в государственном и муниципальном управлении / В.В. Сулимин // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». – 2022. – №3. – С. 880-885
- Ширяева Ю.С., Оранова М.В. Цифровые технологии в государственном и муниципальном управлении / Ю.С. Ширяева, М.В. Оранова // Актуальные проблемы управления. – 2022. – №8. – С. 418-421
- Байсаров И.Х. Цифровые технологии в сфере государственного и муниципального управления / И.Х. Байсаров // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами. – 2024. – №3. – С. 38-43
- Казанцева М.О., Куриленко У.Е., Булах Е.В. Внедрение цифрового государственного и муниципального управления: проблемы и перспективы развития в современной России/М.О. Казанцева, У.Е. Куриленко, Е.В. Булах // Столыпинский вестник. – 2024. – Т.6, №1. – С. 1-15