СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

10

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 45 (90), ноябрь ‘22

Дата публикации 06.11.2022

Поделиться

Большое место в работе занимает рассмотрение психологической подготовки занимающихся людей. Данная проблема в современной теории и даже в основе практики самой физической культуры и спорта достаточно актуальна. Главное внимание обращается на совершенствование процесса морально-психологической подготовки. Отмечается, что именно мотивация способна привести спортсмена к наилучшим результатам в своей деятельности: профессиональной или любительской. Но в то же время мотивация служит причиной сверхнагрузки на нервную систему организма человека. Проведены социологические исследования на группе спортсменов, которые показали нам определённые результаты.

Психологическая подготовка в общем и целом является главным процессом для формирования и закрепления группы людей к одному виду деятельности или же к выполнению определённой задачи. Существует множество методов, которые помогают спортсмену прийти к состоянию готовности. Все, кто приходит в тренировочный зал, отбрасывают свои лишние мысли, что позволяет с большей вероятностью сосредоточиться на самом процессе тренировки.

Вышесказанное помогает нам выделить такие понятия как внимание и самоконтроль. У начинающих спортсменов возникает сложность с выполнением задач. Это связано с начальным уровнем физической подготовки, при котором возникает непроизвольное внимание, оно же отвлекает ученика от внутренних объектов. Преподаватель должен знать, как отвлечь спортсмена от внешних раздражителей. Примером может служить изменение интонации речи или методики тренировочного процесса в более игровую форму.

Такие виды спорта как футбол, волейбол или баскетбол требуют высокую скорость анализа обстановки. В связи с тем, что возникает много ситуаций, когда противники сталкиваются и не каждый спортсмен сразу включается в реальную обстановку. Переключение внимания и, конечно же, самоконтроль являются важными навыками.

Несомненно, психологическая подготовка развивает внимание и контроль спортсмена до момента, когда он сможет уверенно повести себя в той или иной ситуации.

Основными факторами, формирующими эмоциональное состояние, являются:

  1. Обстановка на тренировке и поведение тренера;
  2. Использование игрового и соревновательного методов [1].

Развитию устойчивого эмоционального состояния определенно помогают соревнования. Выводя спортсмена на внутренние состязания, он испытывает волнение и стресс. С помощью данного эмоционального фактора ученик со временем приобретет умение справляться с данной трудностью. У него появится навык сохранения спокойствия при выполнении какой-либо спортивной деятельности.

Так же примером может служить выступления на большой публике, когда действия спортсмена оценивают не только знакомые ему люди.

Любое изменение «удобных» условий для практикующего, влечет за собой изменение эмоционального состояния, которое в свою очередь помогает избежать стрессовой ситуации.

Вдобавок ко всему можно сказать что способы корректировки данного состоянии так же важны. К ним можно отнести:

  1. Самоконтроль;
  2. Самовнушение;
  3. Формирование мировоззрения [2].

Самоконтролем является метод так называемого самонаблюдения. То есть человек наблюдает за своим организмом во время занятий спортом. К объективным способам самоконтроля относится наблюдение за давлением, пульсом и изменением веса. Субъективные методы же раскрывают такой смысл, как внимательное прислушивание к своим ощущениям.

Самовнушение. Во время выполнения спортивных элементов атлет может отдавать себе какие-либо приказы, наставления. Вдобавок самовнушением может являться имитация ситуации с конкретным соперником, который вызывает сильные переживания.

Так, чтобы можно было создать и сохранить мотивацию к устойчивости, необходимо сформировать определенное мировоззрение. Некоторые принципы тренировок помогут нам это подтвердить.

Армейский рукопашный бой включает в себя воспитательный характер, с помощью которого спортсмен формирует особый тип поведения при столкновении с трудностями.

Закаленный иммунитет. Говоря о стрессе как о состоянии стресса, можно выделить из-за чего спортсмен переживает. То есть стресс факторы или слабости регулирования поведения самого спортсмена.

Разделяют две группы стресс факторов: соревновательные и предсоревновательные.

К примеру, предсоревновательные:

  1. Недопонимания с преподавателем;
  2. Скверный сон;
  3. Сильный соперник;
  4. Прошлые поражения.

Соревновательные:

  1. Предвзятое решение судей;
  2. Чувство тревоги и беспокойства;
  3. Реакция публики;
  4. Неодобрение от тренера во время соревнований [3].

Подобные факторы встречаются спортсменам достаточно часто. Но это только к лучшему. Ведь чем больше их количество, тем легче будет изучить схожие ситуации.

Для анализа и подтверждения данной темы научной статьи был проведен социологический опрос среди студентов, посещающих спортивные секции. Перед ними был поставлен вопрос: «Является ли морально-психологическая подготовка спортсмена неотъемлемой частью тренировочного процесса?». Ниже на графике можно увидеть статистику.

График 1. Статистика необходимости психологической подготовки

Благодаря проведенному исследованию можно сделать вывод о том, что большинство спортсменов считают, что морально-психологическая подготовка очень важна.

Психологическое состояние спортсмена служит неотъемлемой частью для достижения поставленных целей. Положительный эмоциональный фон и умение разбирать стрессовые ситуации имеют большое значение в жизни, занимающихся в спортивных секциях, людей. Тренер является главным наставником и помощником для ученика. В связи с этим преподаватель должен иметь устойчивое психологическое здоровье. Ведь залог успеха спортсмена заключается в обучении и методах подготовки.

Список литературы

  1. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. Учебное пособие / Г.Д. Горбунов. - М.: ФИС, 1986.
  2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. - М.: ФИС, 1981.
  3. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. / Е.П. Ильин. - М.: Просвещение, 1987; СПб., 2000.
  4. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977.
  5. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее