Взаимосвязь смысложизненных ориентиров личности и профессионального определения в возрасте 20-25 лет

Взаимосвязь смысложизненных ориентиров личности и профессионального определения в возрасте 20-25 лет

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (99), Январь ‘23

Дата публикации 15.01.2023

Поделиться

В статье исследуются взаимосвязи между смысложизненными ориентирами и профессиональным самоопределением личности в возрасте 20-25 лет. Данный вопрос исследуется с помощью корреляционного анализа и проводимого эксперимента.

За последние пару лет рынок профессий претерпел достаточно масштабные изменения, в связи с чем у молодых людей, которые проходили профессиональную подготовку в этот период и были в возрасте 20-25 лет, возникали сомнения, и внутренняя неустойчивость в связи со сделанным ранее выбором профессии [1]. Указанный возраст также сопровождается психологическим нормативным кризисом, который затрагивает и смысложизненные ориентации молодых людей [4, 5]. В данной статье рассмотрим наличие взаимосвязи между профессиональной самоидентификацией молодых людей и их смысложизненными ориентирами.

Для проверки взаимосвязи смысложизненных ориентиров с профессиональным самоопределением личности была выбрана следующая структура эксперимента.

I этап. Подбор методов и методик для проведения эмпирического исследования.

II этап. Формирование выборки участников и разделение на контрольную и экспериментальную группы.

III этап. Проведение первичной диагностики.

IV этап. Проведение программы психологического сопровождения с применением коучинговых технологий, направленных на гармонизацию смысложизненных ориентиров личности.

V этап. Проведение повторной диагностики экспериментальной группы для отслеживания динамики изменений.

VI этап. Анализ результатов до проведения программы и после.

VII этап. Корреляционный анализ полученных результатов.

Выборку составили студенты старших курсов Волгоградского государственного социально-педагогического университета в возрасте от 20 до 25 лет. В выборке приняли участие 60 тестируемых, из них 44 женщины и 16 мужчин. Средний возраст составил 23,5 лет. Мы разделили выборку случайным образом на две равные группы по 30 человек, тем самым получили контрольную и экспериментальную группы для нашего исследования.

Для диагностики испытуемых были использованы следующие методики:

      1. Тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева [2, 3];
      2. Опросник «Социально-психологическая адаптация» Р. Раймонда-К. Роджерса;
      3. Опросник «Профессиональная идентичность студента» У.С. Родыгиной.

Нами была разработана и опробована программа психологического сопровождения, направленная на гармонизацию личности, с применением коучинговых технологий. Данная программа состояла из 6 групповых встреч по 1,5-2 часа.

Список тем программы психологического сопровождения:

  1. Знакомство и оформление целей на программу.
  2. Моё истинное Я.
  3. Я в профессии.
  4. Я и другие.
  5. Достижимая карьерная цель.
  6. Личный профессиональный план.

После проведения программы психологического сопровождения мы провели корреляционный анализ Пирсона по показателям методики «Смысложизненные ориентации Д.А. Леонтьева и опросника У.С. Родыгиной «профессиональная идентичность студентов», чтобы отследить взаимосвязь смысложизненных ориентиров с профессиональным самоопределением личности.

Таблица 1

Корреляционный анализ между показателями методики «Смысложизненные ориентации» и «профессиональная идентичность студентов» до проведения формирующего эксперимента у экспериментальной группы

Проф. Идентичность студентов

Смысложизненные ориентации

Цель в жизни

Процесс жизни

Результат жизни

Локус контроля - я

Локус контроля - жизнь

Осмысленность жизни

Положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей человека в данной профессии

0,58

0,4

0,32

0,44

0,4

0,6

Отрицательные эмоции, связанные с неудовлет. потребностей человека в данной профессии

0,48

0,43

0,74

0,18

0,81

0,22

Позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии

0,3

0,48

0,33

0,69

0,49

0,69

Позиция пассивного отношения студента к приобретаемой профессии

0,4

0,33

0,39

0,39

0,86

0,23

Показатель эмоц. отношения к профессии

0,31

0,48

0,45

0,59

0,4

0,17

Показатель осознанной активности в отношении профессии

0,52

0,36

0,39

0,32

0,43

0,64

 

В таблице 1 представлены данные корреляционного анализа экспериментальной группы до проведения программы психологического сопровождения. Из полученных данных можно выделить корреляции между показателями смысложизненных ориентация и профессиональной идентичностью студентов.

Нами была обнаружена высокая связь между показателями:

  1. «Локус контроли – жизнь» и «отрицательные эмоции, связанные удовлетворением потребностей человека в данной профессии»;
  2.  «Локус контроля – жизнь» и «позиция пассивного отношения студента к приобретаемой профессии»;
  3. «Результат жизни» и «Отрицательные эмоции, связанные с неудовлетворением потребностей человека в данной профессии».

Данная корреляционная связь является статистически значимой.

Нами была обнаружена заметная корреляционная связь между показателями:

  1. «Локус контроля – я» и «Позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии»;
  2. «Цель в жизни» и «Положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей человека в данной профессии»;
  3. «Осмысленность жизни» и «Положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей человека в данной профессии»;
  4. «Цель в жизни» и «Показатель осознанной активности в отношении профессии»;
  5. «Локус контроля – я» и «Показатель эмоционального отношения к профессии».
  6. «Осмысленность жизни» и «Показатель осознанной активности в отношении профессии»;
  7. «Осмысленность жизни» и «Позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии».

Остальные показатели имеют умеренную тесноту или слабую.

Полученные данные подтверждают нашу гипотезу о взаимосвязи смысложизненных ориентирах с профессиональным самоопределением личности.

Ниже, в таблице 2 представлены данные корреляционного анализа экспериментальной группы после проведения констатирующего эксперимента – программы психологического сопровождения, направленную на гармонизацию смысложизненных ориентиров студентов, с применением коучинговых технологий.

Таблица 2

Корреляционный анализ между показателями методики «Смысложизненные ориентации» и «профессиональная идентичность студентов» после проведения формирующего эксперимента у экспериментальной группы

Проф. Идентичность студентов

Смысложизненные ориентации

Цель в жизни

Процесс жизни

Результат жизни

Локус контроля - я

Локус контроля - жизнь

Осмысленность жизни

Положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей человека в данной профессии

0,77

0,78

0,68

0,89

0,5

0,83

Отрицательные эмоции, связанные с неудовлет. потребностей человека в данной профессии

0,2

0,31

0,28

0,17

0,27

0,16

Позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии

0,81

0,7

0,61

0,7

0,59

0,73

 

Продолжение таблицы 2

Проф. Идентичность студентов

Смысложизненные ориентации

Цель в жизни

Процесс жизни

Результат жизни

Локус контроля - я

Локус контроля - жизнь

Осмысленность жизни

Позиция пассивного отношения студента к приобретаемой профессии

0,4

0,31

0,19

0,18

0,41

0,2

Показатель эмоционального отношения к профессии

0,5

0,78

0,49

0,44

0,34

0,65

Показатель осознанной активности в отношении профессии

0,8

0,71

0,6

0,8

0,4

0,8

 

 

Из полученных данных можно выделить высокую корреляцию между показателями:

1) «Осмысленность жизни» и «положительные эмоции, связанные удовлетворением потребностей человека в данной профессии»;

2) «Цель в жизни» и «положительные эмоции, связанные удовлетворением потребностей человека в данной профессии»;

3) «Локус контроля – я» и «положительные эмоции, связанные удовлетворением потребностей человека в данной профессии»;

4) «Процесс жизни» и «положительные эмоции, связанные удовлетворением потребностей человека в данной профессии»;

5) «Цель в жизни» и «Позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии»;

6) «Процесс жизни» и «и «Позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии»;

7) «Локус контроля – я» и «Позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии»;

8) «Осмысленность жизни» и «Позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии»;

9) «Процесс жизни» и «Показатель эмоционального отношения к профессии»;

10) «Показатель осознанной активности в отношении профессии» с «Целью в жизни», «Процессом жизни», «Локус контроля – я», «Осмысленность жизни».

Нами была выявлена заметная корреляционная связь между следующими показателями:

  1. «Результат жизни» и «положительные эмоции, связанные удовлетворением потребностей человека в данной профессии»;
  2. «Локус контроля – жизнь» и «положительные эмоции, связанные удовлетворением потребностей человека в данной профессии»;
  3. «Результат жизни» и «Позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии»;
  4. «Локус контроля – жизнь» и «Позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии».

Остальные показатели имеют умеренную тесноту или слабую.

Обобщая полученные данные и делая выводы по итогам, следует отметить, что выдвинутая нами гипотеза о взаимосвязи смысложизненных ориентаций личности и профессиональным самоопределением студентов была доказана.

Отследив позитивную динамику изменений в состоянии студентов и увеличении их уровней профессиональной идентичности, положительного эмоционального отношения к профессии и сознательной активности в сторону развития в выбранной профессии мы можем подчеркнуть взаимосвязь между смысложизненными ориентирами личности молодых людей в возрасте 20-25 лет и их профессиональным определением.

Список литературы

  1. Зеер, Э.Ф. Профессиональное самоопределение студентов в условиях социально обусловленных конфликтующих реальностей/ Э.Ф. Зеер, М.В. Кормильцева [Текст] // Образование и наука. — No 10 (99). — 2012. — С. 79–87.
  2. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) [Текст] / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.
  3. Леонтьев, Д.А. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций [Текст] / Д.А. Леонтьев, М.О. Калашников, О.Э. Калашникова // Психологический журнал. – 1993. – No 1. – С. 12.
  4. Пряжников, Н.С. Активные методы профессионального самоопределения [Текст] / Н.С. Пряжников. – М.: МГППУ, АНО «Центр «Развивающее образование»», 2001. – 86 с.
  5. Чудновский, В.Э. Проблема оптимального смысла жизни / В.Э. Чудновский [Электронный документ] Режим доступа: http://akme31.narod.ru/1.html (дата обращения: 13.03.2021)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary