За последние пару лет рынок профессий претерпел достаточно масштабные изменения, в связи с чем у молодых людей, которые проходили профессиональную подготовку в этот период и были в возрасте 20-25 лет, возникали сомнения, и внутренняя неустойчивость в связи со сделанным ранее выбором профессии [1]. Указанный возраст также сопровождается психологическим нормативным кризисом, который затрагивает и смысложизненные ориентации молодых людей [4, 5]. В данной статье рассмотрим наличие взаимосвязи между профессиональной самоидентификацией молодых людей и их смысложизненными ориентирами.
Для проверки взаимосвязи смысложизненных ориентиров с профессиональным самоопределением личности была выбрана следующая структура эксперимента.
I этап. Подбор методов и методик для проведения эмпирического исследования.
II этап. Формирование выборки участников и разделение на контрольную и экспериментальную группы.
III этап. Проведение первичной диагностики.
IV этап. Проведение программы психологического сопровождения с применением коучинговых технологий, направленных на гармонизацию смысложизненных ориентиров личности.
V этап. Проведение повторной диагностики экспериментальной группы для отслеживания динамики изменений.
VI этап. Анализ результатов до проведения программы и после.
VII этап. Корреляционный анализ полученных результатов.
Выборку составили студенты старших курсов Волгоградского государственного социально-педагогического университета в возрасте от 20 до 25 лет. В выборке приняли участие 60 тестируемых, из них 44 женщины и 16 мужчин. Средний возраст составил 23,5 лет. Мы разделили выборку случайным образом на две равные группы по 30 человек, тем самым получили контрольную и экспериментальную группы для нашего исследования.
Для диагностики испытуемых были использованы следующие методики:
-
-
- Тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева [2, 3];
- Опросник «Социально-психологическая адаптация» Р. Раймонда-К. Роджерса;
- Опросник «Профессиональная идентичность студента» У.С. Родыгиной.
-
Нами была разработана и опробована программа психологического сопровождения, направленная на гармонизацию личности, с применением коучинговых технологий. Данная программа состояла из 6 групповых встреч по 1,5-2 часа.
Список тем программы психологического сопровождения:
- Знакомство и оформление целей на программу.
- Моё истинное Я.
- Я в профессии.
- Я и другие.
- Достижимая карьерная цель.
- Личный профессиональный план.
После проведения программы психологического сопровождения мы провели корреляционный анализ Пирсона по показателям методики «Смысложизненные ориентации Д.А. Леонтьева и опросника У.С. Родыгиной «профессиональная идентичность студентов», чтобы отследить взаимосвязь смысложизненных ориентиров с профессиональным самоопределением личности.
Таблица 1
Корреляционный анализ между показателями методики «Смысложизненные ориентации» и «профессиональная идентичность студентов» до проведения формирующего эксперимента у экспериментальной группы
Проф. Идентичность студентов |
Смысложизненные ориентации |
|||||
Цель в жизни |
Процесс жизни |
Результат жизни |
Локус контроля - я |
Локус контроля - жизнь |
Осмысленность жизни |
|
Положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей человека в данной профессии |
0,58 |
0,4 |
0,32 |
0,44 |
0,4 |
0,6 |
Отрицательные эмоции, связанные с неудовлет. потребностей человека в данной профессии |
0,48 |
0,43 |
0,74 |
0,18 |
0,81 |
0,22 |
Позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии |
0,3 |
0,48 |
0,33 |
0,69 |
0,49 |
0,69 |
Позиция пассивного отношения студента к приобретаемой профессии |
0,4 |
0,33 |
0,39 |
0,39 |
0,86 |
0,23 |
Показатель эмоц. отношения к профессии |
0,31 |
0,48 |
0,45 |
0,59 |
0,4 |
0,17 |
Показатель осознанной активности в отношении профессии |
0,52 |
0,36 |
0,39 |
0,32 |
0,43 |
0,64 |
В таблице 1 представлены данные корреляционного анализа экспериментальной группы до проведения программы психологического сопровождения. Из полученных данных можно выделить корреляции между показателями смысложизненных ориентация и профессиональной идентичностью студентов.
Нами была обнаружена высокая связь между показателями:
- «Локус контроли – жизнь» и «отрицательные эмоции, связанные удовлетворением потребностей человека в данной профессии»;
- «Локус контроля – жизнь» и «позиция пассивного отношения студента к приобретаемой профессии»;
- «Результат жизни» и «Отрицательные эмоции, связанные с неудовлетворением потребностей человека в данной профессии».
Данная корреляционная связь является статистически значимой.
Нами была обнаружена заметная корреляционная связь между показателями:
- «Локус контроля – я» и «Позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии»;
- «Цель в жизни» и «Положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей человека в данной профессии»;
- «Осмысленность жизни» и «Положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей человека в данной профессии»;
- «Цель в жизни» и «Показатель осознанной активности в отношении профессии»;
- «Локус контроля – я» и «Показатель эмоционального отношения к профессии».
- «Осмысленность жизни» и «Показатель осознанной активности в отношении профессии»;
- «Осмысленность жизни» и «Позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии».
Остальные показатели имеют умеренную тесноту или слабую.
Полученные данные подтверждают нашу гипотезу о взаимосвязи смысложизненных ориентирах с профессиональным самоопределением личности.
Ниже, в таблице 2 представлены данные корреляционного анализа экспериментальной группы после проведения констатирующего эксперимента – программы психологического сопровождения, направленную на гармонизацию смысложизненных ориентиров студентов, с применением коучинговых технологий.
Таблица 2
Корреляционный анализ между показателями методики «Смысложизненные ориентации» и «профессиональная идентичность студентов» после проведения формирующего эксперимента у экспериментальной группы
Проф. Идентичность студентов |
Смысложизненные ориентации |
|||||
Цель в жизни |
Процесс жизни |
Результат жизни |
Локус контроля - я |
Локус контроля - жизнь |
Осмысленность жизни |
|
Положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей человека в данной профессии |
0,77 |
0,78 |
0,68 |
0,89 |
0,5 |
0,83 |
Отрицательные эмоции, связанные с неудовлет. потребностей человека в данной профессии |
0,2 |
0,31 |
0,28 |
0,17 |
0,27 |
0,16 |
Позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии |
0,81 |
0,7 |
0,61 |
0,7 |
0,59 |
0,73 |
Продолжение таблицы 2
Проф. Идентичность студентов |
Смысложизненные ориентации |
|||||
Цель в жизни |
Процесс жизни |
Результат жизни |
Локус контроля - я |
Локус контроля - жизнь |
Осмысленность жизни |
|
Позиция пассивного отношения студента к приобретаемой профессии |
0,4 |
0,31 |
0,19 |
0,18 |
0,41 |
0,2 |
Показатель эмоционального отношения к профессии |
0,5 |
0,78 |
0,49 |
0,44 |
0,34 |
0,65 |
Показатель осознанной активности в отношении профессии |
0,8 |
0,71 |
0,6 |
0,8 |
0,4 |
0,8 |
Из полученных данных можно выделить высокую корреляцию между показателями:
1) «Осмысленность жизни» и «положительные эмоции, связанные удовлетворением потребностей человека в данной профессии»;
2) «Цель в жизни» и «положительные эмоции, связанные удовлетворением потребностей человека в данной профессии»;
3) «Локус контроля – я» и «положительные эмоции, связанные удовлетворением потребностей человека в данной профессии»;
4) «Процесс жизни» и «положительные эмоции, связанные удовлетворением потребностей человека в данной профессии»;
5) «Цель в жизни» и «Позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии»;
6) «Процесс жизни» и «и «Позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии»;
7) «Локус контроля – я» и «Позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии»;
8) «Осмысленность жизни» и «Позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии»;
9) «Процесс жизни» и «Показатель эмоционального отношения к профессии»;
10) «Показатель осознанной активности в отношении профессии» с «Целью в жизни», «Процессом жизни», «Локус контроля – я», «Осмысленность жизни».
Нами была выявлена заметная корреляционная связь между следующими показателями:
- «Результат жизни» и «положительные эмоции, связанные удовлетворением потребностей человека в данной профессии»;
- «Локус контроля – жизнь» и «положительные эмоции, связанные удовлетворением потребностей человека в данной профессии»;
- «Результат жизни» и «Позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии»;
- «Локус контроля – жизнь» и «Позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии».
Остальные показатели имеют умеренную тесноту или слабую.
Обобщая полученные данные и делая выводы по итогам, следует отметить, что выдвинутая нами гипотеза о взаимосвязи смысложизненных ориентаций личности и профессиональным самоопределением студентов была доказана.
Отследив позитивную динамику изменений в состоянии студентов и увеличении их уровней профессиональной идентичности, положительного эмоционального отношения к профессии и сознательной активности в сторону развития в выбранной профессии мы можем подчеркнуть взаимосвязь между смысложизненными ориентирами личности молодых людей в возрасте 20-25 лет и их профессиональным определением.
Список литературы
- Зеер, Э.Ф. Профессиональное самоопределение студентов в условиях социально обусловленных конфликтующих реальностей/ Э.Ф. Зеер, М.В. Кормильцева [Текст] // Образование и наука. — No 10 (99). — 2012. — С. 79–87.
- Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) [Текст] / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.
- Леонтьев, Д.А. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций [Текст] / Д.А. Леонтьев, М.О. Калашников, О.Э. Калашникова // Психологический журнал. – 1993. – No 1. – С. 12.
- Пряжников, Н.С. Активные методы профессионального самоопределения [Текст] / Н.С. Пряжников. – М.: МГППУ, АНО «Центр «Развивающее образование»», 2001. – 86 с.
- Чудновский, В.Э. Проблема оптимального смысла жизни / В.Э. Чудновский [Электронный документ] Режим доступа: http://akme31.narod.ru/1.html (дата обращения: 13.03.2021)