УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

157

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 44 (89), октябрь ‘22

Дата публикации 01.11.2022

Поделиться

Данная статья направлена на реализацию системно-деятельностного подхода на уроках математики, а в частности условия для его реализации.

Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе является методологической основой реализации ФГОС. Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, учение рассматривается как сотрудничество, как совместная деятельность. Под системно-деятельностным подходом понимается такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными "приемниками" информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Основным результатом является развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.  Основной педагогической задачей – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.  Позиция ученика: познание мира, в специально организованных для этого условиях. Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса. Необходимо организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировывались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.

Условия для реализации системно-деятельностного подхода заключаются в следующем:

  1. Новые знания не даются в готовом виде - дети их открывают сами в процессе самостоятельной деятельности; опираясь на имеющиеся и приобретенные знания, дети самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
  2. Обучение – это совместная деятельность учителя и учащихся, основанная на  сотрудничестве и взаимопонимании. Задача учителя заключается не столько в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учителю необходимо организовать самостоятельную работу так, чтобы обучающиеся сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях, по какому плану или по какому алгоритму.
  3. Система «учитель – ученик» эффективно работает тогда, когда открытие нового знания разворачивается через последовательность четко продуманных учителем учебных задач, вопросов и заданий, которые плавно подведут учащихся к проблеме урока, к его цели.
  4. Необходимо использование различных источников информации и организация сотрудничества на разных уровнях (индивидуальная, групповая, парная работа).
  5. Формирование у обучающегося умения и желания учиться всю жизнь, работать в команде, давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников, быть способным осуществлять рефлексию.
  6. Деятельностный подход предусматривает наличие у обучающихся устойчивого познавательного мотива, включение содержания образования в контекст жизненного опыта школьника, перенесение содержания на его жизненные задачи, интересы и повседневную жизнь.

Умение учиться всю жизнь особенно актуально для школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В связи с этим учитель, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Анализ методических материалов федерального уровня, сопровождающих процесс введения Стандарта, позволяет выявить особенности системно-деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач,моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель ученик, ученик-ученик, ученик-группа.)основой организации учебного процесса в программе «Учусь учиться»является дидактическая система деятельностного метода обучения.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

  1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности  (надо );

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ( хочу );

- устанавливаются тематические рамки ( могу ).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

- актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания их обобщение и знаковую фиксацию;

- актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

- мотивацию к пробному учебному действию ( надо - могу - хочу ) и его самостоятельное осуществление;

- фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

- восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Пример применения системно-деятельностного подхода на уроках математики в 5-6 классах. «Точка, симметричная относительно прямой».

Цель урока — развитие способности к решению учебно-практических задач по математике. Урок открытия нового знания предполагает прохождение 9 этапов, каждый из которых преследует свою цель.

Главная цель этапа самоопределения деятельности — мотивация обучающихся и создание благоприятного психологического климата. Важно затронуть все три пласта мотивации: "хочу", "надо", "могу".

Заинтересовать ребят и привлечь их к дальнейшей работе помогает сообщение им интересного факта, например: "Знаете ли вы, что дата празднования Нового года в Китае не совпадает с нашей, и ежегодно меняется в зависимости от лунного календаря. В этом году в Китае Новый год отметят 16 февраля?

Основной целью этапа актуализации знаний и фиксации затруднений является — осознание учениками потребности открытия новых знаний и умений. На данном этапе необходимо:

  • вспомнить, что дети уже умеют и знают по данной теме;
  • активизировать мыслительные процессы (анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обобщение);
  • выполнить самостоятельно задание, вычленяя и фиксируя затруднения.

На этом этапе постановка проблемного вопроса: "Что я знаю об этом понятии?" позволила не только повторить понятия, которые были необходимы для усвоения нового знания, но и вычленить те из них, которые вызвали затруднения.

На данном этапе урока учитель и ученики выявляют место и причину затруднений, что позволяет ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

"Подводящий диалог" и фронтальная работа дает возможность учащимся выделить те математические понятия, при определении которых были затруднения: ось симметрии, симметрия и симметричные точки. — Сколько ячеек удалось заполнить? — Какие понятия вызвали затруднения?

На этапе построение проекта выхода из создавшейся ситуации основной целью является определение цели и темы урока.

Используя прием подводящего диалога, дети формулируют цель урока и тему, на основе своих предположений. — Как можно сформулировать тему урока? — Чему должны научиться на уроке? — С какими математическими понятиями познакомимся? Следующий этап — реализация построенного проекта.

Ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Важно, чтобы выбранное новое действие способствовало решению не только создавшегося затруднение, но и задач подобного типа.Чтобы усилить мотивацию учащихся к предстоящей деятельности, использую видеосюжеты, которые позволяют сохранить интерес до разрешения проблемной ситуации. Реализуя проблемно-поисковый метод и прием подводящего диалога в практической работе в парах по инструкции, учащиеся сформулируют алгоритм построения точки, симметричной относительно прямой.

Алгоритм: 1. Проведи через данную точку прямую, перпендикулярную оси симметрии. 2. Измерь расстояние от точки до оси симметрии. На продолжении перпендикуляра, по другую сторону от оси симметрии отложи этот расстояние.

На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи ученикам предлагаю несколько типовых задач по новой теме. Дети, работая в парах или в группах, решают задания, используя новый алгоритм, с обязательным проговариваем каждого этапа, объясняют и аргументируют свои действия. Для реализации цели этапа первичного закрепления учащимися 5—6 классов эффективным средством является игровой прием. На уроке я использовала игру "Вслепую", которая позволила сформировать осознанное понимание алгоритма построения точки, симметричной относительно прямой.

Список литературы

  1. Муравина О.В. ФГОС: системно-деятельностный подход в обучении математике [Электронный источник]: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/a11/a11921375776f43776ebb304ee07551a.pdf
  2. Кузнецова О.А. Системно-деятельностный подход на уроках математики в 5 классе // Новокузнецк, 2015
  3. Иванова О.С. Системно-деятельностный подход и пути его реализации на уроках математики // Педагогический поиск № 9, 2018
  4. г.Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика № 4, 2011.
  5. Уроки системно-деятельностного типа: учебно-методическое пособие / Н. Г. Калашникова, Л.Ф. Шелковникова. — Барнаул: АКИПКРО, 2014.— 56 с. IЗВN 978-5-7423-0439-5
  6. Котова С. К. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС НОО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 37–41
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее