В современном образовании важнейшей задачей является качественная подготовка обучающихся. Одни из основных целей обучения иностранному языку в школе: формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, в частности языковой, речевой и социокультурной компетенции, необходимой и достаточной для общения в пределах порогового и продвинутого порогового уровня; обучение нормам межкультурного общения на иностранном языке; развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке в условиях официального и неофициального общения. Появляются новые приёмы и методы в преподавании иностранных языков. Всё большую популярность приобретает использование кейс-метода в обучении школьников старших классов.
Кейс-метод (от англ. case – случай, ситуация) – имитационный активный метод, который основывается на анализе реальных ситуаций и решении конкретных задач (кейсов) [2, c. 12]. Целью данного метода является получение знаний и усовершенствование их на практике. Благодаря данному методу студенты учатся выявлять проблему, отбирать нужную информацию, осмысливать детали текста и отобранной информации, принимать решения и работать в группе [3].
Исследователь Абдукадыров А.А. считает кейс-технологию современной образовательной технологией, основанной на анализе проблемной ситуации, сочетающей в себе одновременно ролевые игры, проектные методы, и ситуационный анализ [1, c. 659].
Шимутина Е. рассматривает кейс-метод как технологию взаимодействия для краткосрочного обучения на основе вымышленных или реальных ситуаций, направленную не только на усвоение знаний, но и на формирование у обучающихся новых качеств и умений. Цель метода – развить у школьников умения работать с различными проблемами и находить их решения, научить их работать с материалом. [6, c. 174]
Е.А. Михайлова предлагает следующее определение: «Кейс-метод можно рассматривать как синергетическую технологию. Суть ее заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формирование эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т. п.» [4, с. 113].
На основании приведенных ранее точек зрения, составим общее определение. Кейс-метод – метод активного обучения говорению, основывающийся на анализе реальных ситуаций и решении конкретных задач (кейсов). Цель этого метода – получение учащимися новых знаний и усовершенствование их на практике. С помощью кейс-метода учащиеся научатся выявлять проблему, анализировать и отбирать необходимую информацию, принимать решения и работать в группе.
В кейс-методе обучающимся предоставляется практическая ситуация, которая могла бы им встретиться в реальной жизни. Схожесть с реальными ситуациями является важной особенностью данного метода. Это способствует большей заинтересованности детей, развитию их коммуникативных навыков, умению слушать собеседника, работать в команде, так как обычно задания предлагаются к выполнению в группе.
Чаще всего используется следующая модель деятельности с применением кейс-метода: вначале учитель готовит учебную задачу, отражающую практическую ситуацию; готовит кейс объёмом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц. Обучающиеся обычно перед занятием имеют возможность ознакомиться с кейсом, анализируют прочитанный материал. Затем непосредственно на занятии происходит групповое обсуждение содержания кейса и после – предложение нескольких решений. Учитель выступает в роли ведущего, поддерживает дискуссию между обучающимися, помогает правильно оценить предлагаемые решения проблемной ситуации. В завершении – подводятся итоги, выбирается наиболее оптимальное решение.
В зависимости от степени основных источников выделяют следующие виды кейсов:
- Практические кейсы, отражающие абсолютно реальные жизненные ситуации. Задача такого кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Он создает «действующие» или «типовые» модели ситуаций, которые наиболее часты в жизни.
- Обучающие кейсы, в которых на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи. Ситуация, проблема здесь не реальные и не практические, а такие, какими они могут быть в жизни. Особенность этих кейсов - искусственность, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс активно развивает способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.
- Научно-исследовательские кейсы ориентированы на осуществление исследовательской деятельности. Они выступает моделью для получения нового знания о ситуации и способах поведения в ней. Происходит обучение навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования.
- Кейсы, иллюстрирующие проблему, концепцию или решение в целом. На занятиях такие кейсы часто выступают в форме «in-basket», инцидента и вводных иллюстраций проблемы, излагаемых на занятии. Такие кейсы достаточно короткие по тексту. Они также удобны для тестов, мини контрольных.
Кейс-метод может использоваться и для развития навыков говорения. В форме диалога или монолога может воспроизводиться ситуация бытового общения. С помощью современных мультимедийных средств обучения конкретную ситуацию общения можно представить в видео формате. Это способствует заинтересованности обучающихся, помогает проанализировать речевое поведение носителей языка, в том числе интонацию, невербальные способы общения (мимику, жесты), особенности этикета [5]. Таким образом использование этого метода будет развивать навыки межкультурного общения. В основу таких кейсов на уроках английского языка могут входить следующие ситуации повседневного общения: “Identifying Self and Others”, “Giving and Receiving Thanks”, «Asking the Way» и т.д.
Таким образом, кейс-метод, являясь активным методом обучения, даёт возможность в процессе деятельности сочетать теорию и практику, развивает у учащихся способность анализировать информацию, формирует навыки работы в команде, навыки принятия коллективных решений. В связи с чем мы считаем продуктивным использовать его во время занятий в средней общей школе.
Список литературы
- Абдукадыров А. А. Кейс-технология как средство повышения компетентности будущих инженерно-педагогических кадров / А. А. Абдукадыров, Б.З. Тураев // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 659-665
- Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий: Теория и практика обучения языкам / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: ИКАР, 2009. – 448 с.
- Асташенко А.И., Павлова Л.В. Особенности обучения говорению с использованием метода кейсов на занятиях по английскому языку. [Электронный ресурс]/ А.И. Асташенко// Интерактивная наука.– 2016– № 10 – URL: https:cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-govoreniyu-s-ispolzovaniem-metoda-keysov-na-zanyatiyah-po-angliyskomu-yazyku (дата обращения 10.06.2021)
- Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: Общие понятия / Е.А. Михайлова // Маркетинг. –1999. –№1. – С. 109-117.
- Шепшинская И.М. Кейс-стади как активный метод обучения иностранным языкам в педагогическом вузе. [Электронный ресурс] / И.М. Шепшинская // Сибирский педагогический журнал– 2013 – № 5 – URL: https://repo.nspu.ru/bitstream/nspu/1270/1/keys-stadi-kak-aktivnyy-metod-ob.pdf (дата обращения 10.06.2021)
- Шимутина Е. Кейс-технологии в учебном процессе / Е.Шимутина //Народное образование – 2009.– № 2. – С.172-179