Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование первичных экономических понятии: монета, банкнота, расход, доход. Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарный запас детей.
Развивающие:
- Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать закреплению навыков коммуникации воспитанников.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию нравственных качеств дошкольников, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию.
Ход НОД
(Звучит спокойная музыка вступления, дети сидят на стульчиках)
Воспитатель: Дорогие ребята, я хочу пригласить вас вместе со мной взяться за ручки и сделать дружный круг.
(Стук в дверь)
Воспитатель: Ребята, интересно кто это к нам пришел?
Появляется грустный Буратино (кукла бибабо).
Воспитатель: Здравствуй Буратино, что случилось? Почему ты грустный?
Буратино: Меня Мальвина не пустила на урок. Потому что я что-то сделал неправильно, как она сказала, а я не понял, что именно! Может вы мне подскажите!
Воспитатель: Ребята, поможем Буратино разобраться.
Дети: Да, поможем!
Воспитатель: Буратино, идем с нами в круг.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам друг с другом нужно.
Здравствуйте гости!
Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа),
Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева),
Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе).
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Спасибо, ребята, за улыбки, мы зарядили друг друга хорошим настроением! Смотрите и Буратино улыбается!
Воспитатель: Ребята, раз мы решили помочь Буратино, нельзя сидеть без дела. Приготовимся к работе.
Пальчиковая гимнастика
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Хлопают в ладоши.)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(Стучат кулачками друг об друга.)
Раз, два, три, четыре, пять
Будем снова мы считать.
(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.
(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца на другой. Руке. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Воспитатель: Буратино, расскажи нам, что вы проходили на уроке
Буратино: Мальвина рассказала про деньги. Со мной приключилась необыкновенная история. И я поделился своей историей!
Воспитатель: Буратино, расскажи нам тоже.
Буратино: Карабас-Барабас дал мне 5 монеток. Я побежал домой, чтобы отдать их папе Карло. По дороге встретил Лису Алису и Кота Базилио. Они мне сказали, что монеты надо закопать в землю, полить, и у меня вырастет монетное дерево. Пока я ждал, уснул. К сожалению, дерево не выросло, а монетки исчезли. Что случилось? Ведь я всё сделал правильно.
Воспитатель: Ребята, скажите, деньги на деревьях растут? Может они падают с неба, как дождь или снег?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, откуда взрослые берут деньги? (Ответы детей.) Правильно, ваши родители ходят на работу, трудятся и получают за это заработную плату, то есть заработанные деньги.
Воспитатель: А на какую работу ходят ваши родители, бабушки, дедушки (Ответы детей)
Воспитатель: Хорошо ребята, у ваших близких самые разные профессии. Художник изобразил профессии взрослых, но видно что-то перепутал.
Игра «Что перепутал художник»
Воспитатель: Буратино, ты теперь понял какую ошибку совершил?
Буратино: Деньги не растут на дереве, их надо заработать.
Воспитатель: Ребята, денежка - это что такое? (ответы детей)
Воспитатель: Да, деньги - это рубли и монеты, на которые можно что-то купить. Как вы считаете, деньги всегда нужны? Можно ли без них совсем обойтись (ответы детей – нужны).
Давайте посмотрим для чего мы используем деньги.
Воспитатель делит детей на несколько групп.
Игра «Для чего нам нужны деньги?» (собрать разрезные картинки за столами)
Дети идут за столы собирать разрезные картинки о покупках.
Воспитатель: Итак, деньги нам нужны:
- для покупки продуктов питания;
- для оплаты бытовых услуг;
- для покупки машин и прочих средств передвижения
- для покупки одежды и обуви
- А всё ли можно купить за деньги? (ответы детей)
Игра «Что можно купить за деньги?»
На доске картинки перевернуты. Дети по очереди берут картинку и решают можно ли это купить за деньги.
Воспитатель: Ребята что мы с вами выяснили в этой игре (ответы детей).
Воспитатель: А нам пора отдохнуть.
Физкультминутка :
Мы нашли богатый клад, /изображают, как копают клад/
Каждый кладу очень рад, /дети улыбаются друг другу, машут/
Стали думать, как нам быть? /повороты головой/
Как же клад нам разделить? /пожимают плечами/
Чтоб хватило всем друзьям, /пересчитывают пальцы на руках/
Делим ровно пополам. /разводят руки в стороны/
Воспитатель: «А давайте подумаем все вместе, место того что бы закопать монеты, куда можно было их отложить?»
Дети: «В копилку!»
Воспитатель: Правильно, но еще деньги можно положить в сбербанк. Ребята, как вы думаете зачем многие копят деньги, откладывают в копилку, в банк? (ответы детей)
Воспитатель: Да, накопленное можно потратить на мечту. Давайте встанем в круг и тот, у кого мячик расскажет, на что мечтает накопить.(игра под музыку)
Воспитатель: У меня есть копилка! А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим вместе.
Рассматриваем сначала монеты.
Воспитатель: Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?
Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.
Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит.
Воспитатель: Какие монеты вы знаете?(ответы детей)
Воспитатель: Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте посмотрим.(банкноты)
Воспитатель: Как можно назвать эти деньги?
Дети: Банкноты.
Воспитатель: А какие они?
Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Расскажи».
Игра «Расскажи»
Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота… (Ответы детей)
Воспитатель: хорошо, ребята, мы с вами выяснили, что для покупок и оплаты услуг нужны деньги – банкноты и монеты. Буратино, ты запомнил, что ребята рассказали?
Буратино: Да, ребята вы так много знаете. Я все запомнил. Спасибо большое ребята! Побегу к Мальвине удивлю ее своими знаниями.
Воспитатель: Мы решили тебе подарить копилку. До свидания, Буратино, приходи к нам в гости.
Рефлексия
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы так много узнали. Скажите, что вам запомнилось? (ответы детей)
Воспитатель: А еще мы с вами должны запомнить самые важные и нужные вещи не продаются и не покупаются за деньги. Это какие вещи, кто скажет?
Дети: Любовь, дружба, доверие, смех…
Список литературы
- Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с.
- Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 80 с.
- Читаем и обсуждаем: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 64 с.
- Играем вместе: пособие для воспитателей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 40 с.
- Рассуждаем и решаем: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с.
- Мини-спектакли: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с.
- Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры / авт.-сост. Г.П. Поварницина, Ю.А. Киселёва. – Волгоград: Учитель. – 186 с.