Осанка

Осанка

Физическое совершенство человека во многом определяется его осанкой. По определению, осанка-это привычная, непроизвольная поза стоящего человека.

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (16), июнь ‘21

Поделиться

Физическое совершенство человека во многом определяется его осанкой. По определению, осанка-это привычная, непроизвольная поза стоящего человека.

С морфологической точки зрения осанка определяется положением головы, формой позвоночного столба и грудной клетки, положением таза, а также состоянием и качеством работы мышц участвующих в сохранении равновесия нашего тела.

С физиологической точки зрения осанка - это динамический стереотип, который формируется по механизму условных рефлексов в процессе развития и воспитания человека.

 Доминирующую роль в формировании осанки играет воспитание и систематические занятия физическими упражнениями. Поэтому с раннего детства следует учить детей правильно стоять, сидеть и ходить, так как неправильно выработанный стереотип с годами превращается в привычку и  исправить его  в студенческом возрасте очень  сложно. Осанка человека имеет не только эстетическое значение. Она влияет на положение, развитие и функцию различных органов и систем нашего тела.

При правильной осанке создаются наилучшие условия для работы внутренних органов, а стало быть, и для сохранения здоровья, а  нарушения осанки сказываются на функции костно-мышечного аппарата и  деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.  Например, при сутулой или круглой спине амплитуда движений грудной клетки и диафрагмы уменьшена, следовательно, дыхание становится поверхностным и жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ) также уменьшается. Это означает, что доставка кислорода к тканям и органам организма будет снижаться, что и может быть одной из причин головных болей, недомогания или стать причиной других заболеваний.

На текущий момент проблема укрепления и сохранения здоровья в нашей стране становится все более значимой и решающее значение в решении этой проблемы отводится физической культуре, как важной части здорового образа жизни. В соответствии с направлениями, которые являются приоритетными в государственной политики, направленными на укрепление здоровья будущего поколения и формирование здорового образа жизни, повышается роль развития физического воспитания в учреждениях образования, создания условий, способствующих сохранению и укреплению физического и психологического здоровья средствами физической культуры и спорта, формированию физической культуры личности с учетом его индивидуальных особенностей.

Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная активность, невосполнимая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию целого ряда заболеваний.

В условиях дифференциального подхода к организации занятий физической культурой все обучающиеся учреждений образования по состоянию здоровья делятся условно на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую . Оздоровительный характер физического воспитания требует постоянного врачебного контроля, за занимающимися физической культурой, обращая большое внимание на учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе.

К специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями по состоянию здоровья постоянного или временного характера, требующие строгой регламентации в физических нагрузках. Они занимаются по специальным программам по физической культуре, а также освобождаются от участия в сдаче нормативов по физической подготовленности и участия в соревновательной деятельности. Заключение о принадлежности обучающегося к специальной медицинской группе дает врач после дополнительного осмотра.

Учащиеся объединяются в группы по характеру заболевания:

- с заболеваниями внутренних органов, сердечнососудистой системы, дыхательной, пищеварительной и эндокринной систем;

- с нарушением органов зрения и функциональными расстройствами нервной системы;

- с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, последствиями травм и повреждений, заболеваний суставов, врожденными дефектами опорно-двигательного аппарата, органическими заболеваниями нервной системы.

Основной формой и средством работы специальной медицинской группы являются занятия лечебной физкультурой.

Организм современного школьника во время обучения подвергается колоссальным нагрузкам. Неудивительно, что в период активного развития позвоночника нарушение осанки является самой распространенной «учебной болячкой».

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах – вперед, в грудном и крестцовом – назад.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно- мышечного аппаратов, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника.

Сколиоз является одним из часто встречающихся нарушением осанки и относится к числу актуальных проблем современной ортопедии. С каждым годом становится все больше детей, особенно младшего школьного возраста, которым ставится диагноз «сколиоз». Современные медицинские методики позволяют обнаружить данное отклонение на самых ранних этапах возрастного развития.

Одним из наиболее эффективных методов коррекции искривления позвоночника считается гимнастика, так как формирует мышечный трос, способный удержать и даже вернуть на место сместившиеся позвонки. Патогенез болезни затрагивает не только костный остов, но и мышцы: искривленная ось позвоночного столбы формирует дугу, с одной стороны которой мышцы растягиваются, с другой – сжимаются и находятся в постоянном напряжении. Это ведет к замыканию патологического круга и дальнейшему прогрессированию процесса.

Таким образом, в основу профилактики и коррекции сколиоза необходимо включать как традиционные, так и современные инновационные средства и методы. К одним из таких современных инновационных, а главное – эффективных методов профилактики дефектов осанки является фитбол-гимнастика. Применение гимнастических упражнений комплекса фитбол-гимнастики позволяет не только стабилизировать искривления позвоночного столба, но и улучшает состояние их опорно-двигательного аппарата с одновременным повышением физической подготовленности.

 

Список литературы

  1. Каптерев П.Ф. Саморазвитие и самовоспитание /П.Ф. Каптерев. - М.: Педагогика, 2003. - 235с.
  2. Андерсон Б., Андерсон Дж. Растяжка для каждого. - Мн.: ООО Попурри,2002. - 224 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary