Актуальность исследования. Одной из главных задач физической культуры в учебных заведениях профессионального образования является формирование здорового образа жизни студентов. Занятия физической культурой способствуют укреплению здоровья, профилактике различных заболеваний и повышению иммунитета. Они также помогают справиться со стрессом и улучшить психологическое состояние студентов. Физическая культура также играет важную роль в развитии физических качеств и функциональных систем организма студентов. Физическая подготовленность студентов имеет прикладное значение в отношении будущей профессиональной деятельности. Например, будущие тренеры-преподаватели должны иметь хорошую физическую форму, чтобы быть примером для своих воспитанников, обладать достаточной как теоретической и физической подготовленностью, чтобы эффективно вести занятия с обучающимися.
Результаты исследования. Целью нашего исследования является теоретическое обобщение материала по вопросу физического воспитания студенческой молодежи в системе профессионального образования.
Для успешного проведения занятий физической культурой в образовательном учреждении важно учитывать индивидуальные особенности студентов. По мнению специалистов, обучение в учреждении профессионального образования является наиболее значимым периодом в становлении человека как личности, так как, по факту, - это первое осознанное и самостоятельное решение, связанное с выбором своей будущей профессии [1].
В соответствие с общепринятой системой возрастной периодизации, к студенчеству относят юношей и девушек в возрасте 17-24 лет. Начало самостоятельной взрослой жизни сопровождается существенными изменениями в физиологическом, психолого-педагогическом и физическом аспектах. В этой связи, представляется очень важным учитывать данные возрастные индивидуальные особенности личности в целях повышения качества образовательного и воспитательного процесса в системе профессионального образования [1].
В научно-методической литературе студенческий период рассматривается как переходный от юношества к зрелому возрасту. Именно в этот период молодые люди принимают самостоятельно на себя определённую социальную роль, осознают свои общественные функции в рамках нормативно-правового поля государства. Новый социальный статус и финансовая независимость открывают широкие возможности для повышения и расширения своего личностного и профессионального развития, овладения дополнительными умениями и навыками, активного участия в общественной жизни, формирования морально-нравственных и этических ценностей, духовного и интеллектуального совершенствования.
Процесс физической подготовке в системе образовательного учреждения носит название физического воспитания. Как подчеркивает В. Н. Платонов, физическое воспитание представляет собой процесс, направленный на гармоничное и разностороннее физическое развитие человека [5]. Согласно мнению В.И. Ляха, определить индивидуальные особенности можно, посмотрев, как человек выполняет те или иные движения и, тем самым, определить предрасположенность к занятиям определенными видами спорта или физической активности [4].
В связи со сформированностью центральной нервной системы, молодые люди в возрасте 17-24 лет обладают специфическими особенностями психики. В первую очередь, это высокая скорость ответной реакции на вербальные сигналы и внешние раздражители. Кроме того, необходимо отметить, что чувствительность сенсорных и нервно-мышечных анализаторов достигает пороговых значений, тем самым обеспечивая толерантность источников информации. Данное состояние, которое в онтогенезе человека соответствует возрасту 25 лет, расценивают как эталон оптимальности функционирования сенсорных систем.
Также следует отметить такую характерную особенность психики студентов, как максимальный объем определенных видов памяти: зрительной, слуховой и кратковременной. Данное состояние достигается за счет формирования сложных нейромоторных реакций, обусловленных высокой пластичностью и проводимостью нейронной сети. При этом, существуют исследования, доказывающие зависимость проявления слуховой и зрительной модальности от сферы деятельности. Очевидно, что чем активнее интеллектуальная деятельность, тем выше показатели памяти.
Тоже самое касается и психического процесса внимания, окончательное формирование которого приходится на возрастной период 18-33 лет. У студентов высоких показателей достигают все свойства внимания: объем, скорость переключения, избирательность.
Для изучаемого нами возрастного периода характерно достижение оптимального уровня развития всех интеллектуальных функций, что проявляется в демонстрации высокой скорости решения задач вербально-логического характера. Логичность мышления выражается в комплексности мыслительных операций, сопровождающихся гибкостью перехода от образного к логическому мышлению и наоборот, а также интегрированностью всех видов мышления [3].
Еще одной отличительной психологической особенностью молодежи 17-23 лет является высокий уровень эмпатии и эмоционального ответа на внешний раздражитель.
Известный философ Жан Жак Руссо называл период студенчества временем «усвоения мудрости». Ученый полагал, что этот возрастной этап оптимален для личностного роста, развития новых умений и навыков, освоения различных компетенций.
В возрасте 17-24 лет человек достигает зрелости как физической, так и психологической. К этим видам зрелости также относится сексуальная, репродуктивная и психофизиологическая зрелость. При этом возраст достижения отдельных видов зрелости у каждого человека индивидуален и оказывает значимое влияние на формирование личности. По мнению известного психолога П. Я. Гальперина, признаками зрелости человека является высокий уровень самоконтроля и самоорганизации. Автор определяет зрелость как способность человека самостоятельно действовать в рамках своей компетенции, адекватно оценивая свои возможности и выбирая оптимальный способ действий [2].
Несмотря на достижение зрелости физического развития и высшей нервной деятельности, у студентов продолжают развиваться морфофункциональные функции. В частности, медико-биологические исследования констатируют развитие у молодых людей жизненной емкости легких (ЖЕЛ), прирост мышечной массы, увеличение объема грудной клетки и ее экскурсии, повышение физической работоспособности. Учитывая, что созревание организма близится к пиковым отметкам физиологических показателей, это делает его более адаптированным и гибким в отношении переносимости физических нагрузок [3].
Процесс физической подготовки студентов должен быть направлен на совершенствование физических качеств, профессионально необходимых двигательных умений и навыков, коррекцию параметров телосложения, регулирование массы тела, развитие функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Социологические опросы показывают, что в большинстве своем студенты к занятиям физической культурой относятся положительно. Они обладают необходимыми теоретическими знаниями о важной роди двигательной активности, о дозировании физических упражнений. Но, при отсутствии должной мотивации к занятиям физической культурой и спортом показатели физической подготовленности могут падать [1].
Молодые люди, как правило, считают себя вполне подготовленными физически, здоровыми, полными энергии, выносливыми. Однако, очень важно привить им понимание того факта, что в случае отсутствия должного уровня двигательной активности их физический потенциал с возрастом исчерпается. Поэтому, заниматься физическими упражнениями необходимо постоянно и систематически, что поможет избежать потери здоровья в будущем.
Таким образом, процесс физической подготовки студенческой молодежи должен быть дифференцирован и направлен на активизацию работы всех групп мышц, и различных всевозможных двигательных качеств, выполняя функцию всестороннего физического развития организма.
Список литературы
- Алексеенко, Е.А. Направленность физического воспитания на профессионально-прикладную подготовку студентов / Е.А. Алексеенко, В.А. Скрыпченко // Горинские чтения. Инновационные решения для АПК: Материалы Международной научной конференции, Майский, 14–15 марта 2023 года. Том 7. – Майский: Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина, 2023. – С. 67-68
- Гальперин, П.Я. Психология: предмет и метод: избранные психологические труды / П.Я. Гальперин; научный редактор - Г.В. Бурменская. - Москва: Изд-во Московского ун-та, 2023 (Саратов). - 843 с.: портр.; 23 см. - (Труды выдающихся ученых МГУ / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Факультет психологии).; ISBN 978-5-19-011731-8
- Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и. спортивной морфологии): Учебник для институтов физической культуры. - Изд. 16-е. / Под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. — М.: Спорт, 2022. —624 с., ил. ISBN 978-5-907225-77-0
- Иссурин, В.Б. Научные и методические основы подготовки квалифицированных спортсменов / В.Б. Иссурин, В.И. Лях. - Москва: Спорт, 2020. - 171 с.: ил., табл.; 21 см. - (Библиотечка тренера).; ISBN 978-5-907225-16-9
- Платонов, В.Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм [Текст]: отечественный и зарубежный опыт: история и современность / В.Н. Платонов. - Москва: Советский спорт, 2010. - 308, [1] с.: ил., табл.; 22 см. - (Спорт без границ).; ISBN 978-5-9718-0447-5