Влияние направленности личности на мотивационную сферу иностранного студента

Влияние направленности личности на мотивационную сферу иностранного студента

В статье представлены результаты исследования влияния направленности личности на мотивационную сферу иностранных студентов для изучения их трудностей в обучении. Проанализированы данные по направленности личности, по ведущим мотивам. Был проведён корреляционные анализ Пирсона, на основе которого были сделаны выводы.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 37 (82), Сентябрь ‘22

Дата публицакии 09.09.2022

Поделиться

Актуальность: Успешность профессиональной и учебной деятельности определяется не только полученными в учебном заведении знаниями, умениями и навыками, но и общей направленностью личности, включающей потребности, интересы, мотивы, цели человека как субъекта деятельности. Указанные составные элементы общей направленности личности можно объединить в содержательные компоненты (потребности, интересы, мотивы) и субъектно-деятельностные (цели личности). Содержательные компоненты являются главной побудительной силой личности к осуществлению деятельности, они определяют активность человека при освоении нового материала, а также уровень полученных им знаний, умений и навыков. Субъектно-деятельностные компоненты влияют на направление деятельности личности. В свою очередь общая направленность личности определяется целями и задачами самой деятельности. Вследствие этого, было решено поднять вопрос того, как влияет направленность личности на разные виды мотивации.

Цель: выявить влияние направленности личности на мотивационную сферу иностранного студента.

Проблема направленности личности в психологической науке была популярна всегда, ею интересовались такие выдающиеся психологи Отечества, как: Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, Л.И. Божович, Б.И. Додонов и др. За рубежом же ею занимались: К. Левин, А. Маслоу, Г. Оллпорт и др.

Невозможно переоценить важность направленности личности в характере человека, её можно назвать системообразующим фактором и «двигателем» развития и саморазвития личности. Анализ психолого-педагогических исследований изучения направленности личности позволяет выделить основные представления о направленности: как проявлении склонностей личности; определение направленности через систему ее отношений; через теорию установки. Концепции трактующие, направленность личности через систему побудителей активности: потребностей и мотивов; целей; ценностей; описывающие направленность как сложную, динамическую систему личностных свойств. Первые теоретические модели направленности личности предложены в 60-е годы XX века. В этот же период была проведена типологизация направленности личности.

Таким образом, направленность личности – это система потребностей, смыслов, целей, мотивов, рефлексий личности, которая формируется и видоизменяется как единое целое в процессе развития личности в обществе. Она всегда имеет социальную обусловленность и значительное влияние на неё имеет воспитание (в семье, школе, спортивной секции и т.д.). Возможны случаи, когда направленность личности складывается довольно рано под давление обстоятельств, они могут быть как положительными, так и отрицательными, она чётко систематизируется и практически не меняется в течение жизни. Вследствие этого, такие люди быстрее самоопределяются и самореализуются, как личностно, так и профессионально. Есть и те, у кого процесс становления направленности личности затягивается по времени, тем самым создавая проблемы, как самому человеку, так и окружающим его людям.

Мотивацию рассматривают как совокупность движущих сил, которые побуждают к определённым действиям. Эти силы, внутренние и внешние, заставляют человека осознанно или неосознанно совершать некоторые действия. Стоит обратить внимание и на то, что связь между отдельными силами и действиями не напрямую связана с очень сложной системой взаимодействия, вследствие чего, различные люди могут реагировать на одинаковые действия со стороны одинаковых лиц совершенно по-разному.

Мотивацию можно рассмотреть с разных сторон, например, как:

- состояние личности, определяющее уровень активности и направленности действий человека в определенной ситуации;

- побуждение к интенсивной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить конкретные потребности;

- процесс, обусловленный необходимостью, которая создает побуждение к действию или активности.

Интересно к изучению мотивации подошёл американский психолог М. Чиксентмихайи. Для раскрытия её сущности он ввёл метафору «flow» (поток), действия которого дают возможность человеку сосредоточиться на поставленных целях и задачах, которые обеспечивают мгновенную обратную связь.

Вследствие этого, значение  мотивации можно рассматривать как внутренний фактор психической и физиологической натуры, сознательный или несознательный, заставляющий действовать, направляющий их на достижение определённой цели.

В данном проекте был поднят вопрос влияния направленности личности на мотивационную сферу. Для этого было проведено эмпирическое исследование среди иностранных студентов ЕИ КФУ отделения математики и естественных наук. Было задействовано 32 обучающихся 2 курсов.

Использованный инструментарий: методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера), диагностика учебной мотивации (А.А. Реан и В.А. Якунин). Полученные результаты были занесены в таблицу.

Таблица 1

Средние значения по методике «Направленность личности»

 

Направленность на себя

Направленность на взаимодействие

Направленность на задачу

Преобладающая направленность личности

31%

6%

63%

 

По результатам исследования, можно сделать выводы, что среди всех иностранных студентов можно выделить 31% обучающихся, которые имеют преобладающую направленность личности на себя. У них проявляется преобладание мотивов собственного благополучия, они стремятся к личному первенству, престижу. В большинстве своём они заняты собой и своими чувствами, мало реагируя на потребности людей вокруг себя. В работе прежде всего видят возможность удовлетворить свои притязания.

63% испытуемых имеют направленность личности на задачу. Это говорит о преобладании мотивов, порождаемых самой деятельностью. Они увлечены самим процессом, бескорыстно стремятся к познанию, овладению новыми умениями и навыками.

Только 6% иностранных студентов имеет направленность личности на взаимодействие, что говорит об их потребности в общении, стремлении поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе.

Таблица 2

Средние значения по методике «Диагностика учебной мотивации студентов»

 

Коммуникативные мотивы

Мотивы избегания неудач

Мотивы престижа

Профессиональные мотивы

Мотивы творческой самореализации

Учебно-познавательные мотивы

Социальные мотивы

Средние значения по выборке

16

14

9

22

7

25

18

Максимально возможный балл

20

25

5

30

10

35

25

Из данных в таблице следует, что среди всей выборки преобладающими мотивами являются: коммуникативность и творческая самореализация. В меньшей степени востребованы мотивы избегания неудач и учебно-познавательные. Можно сделать вывод, что испытуемые из данной выборки имеют высокую потребность в общении и стремятся к более полному выявлению и развитию своих способностей и их реализацией, творческому подходу к решению задач. Но также следует заметить, что они в большинстве своём имеют трудности в осознании возможных неблагоприятных для них последствий, которые могут произойти в случае невыполнения деятельности. Также замечено, что познавательная деятельность не является приоритетной у них.

Для анализа данных был проведён корреляционный анализ Пирсона, результаты которого представлены в таблице 3.

Таблица 3

Корреляционные связи между показателями направленности личности и учебной мотивации

 

Коммуникативные мотивы

Мотивы избегания неудач

Мотивы престижа

Профессиональные мотивы

Мотивы творческой самореализации

Учебно-познавательные мотивы

Социальные мотивы

Направленность на себя

0,36

0,18

0,30

0,12

-0,24

0,49

0,26

Направленность на взаимодействие

0,72

0,57

0,72

0,39

0,38

0,63

0,75

Направленность на задачу

0,01

-0,33

-0,16

-0,15

0,00

-0,02

-0,30

На его основе было выявлено:

1) сильная корреляционная связь между направленностью на взаимодействие и мотивами коммуникации, престижа и социальными;

2) средняя корреляционная связь между направленностью на взаимодействие и мотивами избегания неудач и учебно-познавательными;

3) слабая корреляционная связь между направленностью на себя и учебно-познавательными мотивами.

Следует обратить внимание, что направленность на взаимодействие среди испытуемых данной выборки выражена только у одного студента, а мотивы учебно-познавательные и избегания неудач не являются ведущими.

Анализируя полученные данные, можно подвести итог. В данной выборке была выявлена сильная связь между направленностью личности на взаимодействие и мотивами коммуникации, престижа и социальными. Первые два мотива являются значимыми для данной группы студентов, в то время как направленность был выявлена только у двух обучающегося. Похожая ситуация и со средней корреляционной связью между направленностью на взаимодействие и мотивами избегания неудач и учебно-познавательными. Следует отметить, что замечена слабая корреляционная связь между направленностью на себя и учебно-познавательными мотивами. Данная направленность выражена у трети обучающихся, тогда как перечисленные мотивы в данной группы являются не первостепенными. Важным считается и то, что не было выявлено выраженной корреляционной связи между направленностью на задачу, отмеченной у двух трети группы, с учебными мотивами. Учитывая небольшое количество обследуемых, следует перепроверить данные результаты.

Список литературы

  1. Нижнева-Ксенофонтова Надежда Леонидовна, Нижнева Наталья Николаевна, Ксенофонтов Владислав Анатольевич МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-studentov-v-vuze-klyuchevye-voprosy (дата обращения: 24.10.2021).
  2. Штерензон В.А., Сажаев А.В. Исследование структуры направленности личности студента профессионально-педагогического вуза // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/08/5770 (дата обращения: 24.10.2021).
  3. Петровна Н. Н. Изучение направленности личности студентов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. №6 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-napravlennosti-lichnosti-studentov (дата обращения: 24.10.2021).

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary