Актуальность: Успешность профессиональной и учебной деятельности определяется не только полученными в учебном заведении знаниями, умениями и навыками, но и общей направленностью личности, включающей потребности, интересы, мотивы, цели человека как субъекта деятельности. Указанные составные элементы общей направленности личности можно объединить в содержательные компоненты (потребности, интересы, мотивы) и субъектно-деятельностные (цели личности). Содержательные компоненты являются главной побудительной силой личности к осуществлению деятельности, они определяют активность человека при освоении нового материала, а также уровень полученных им знаний, умений и навыков. Субъектно-деятельностные компоненты влияют на направление деятельности личности. В свою очередь общая направленность личности определяется целями и задачами самой деятельности. Вследствие этого, было решено поднять вопрос того, как влияет направленность личности на разные виды мотивации.
Цель: выявить влияние направленности личности на мотивационную сферу иностранного студента.
Проблема направленности личности в психологической науке была популярна всегда, ею интересовались такие выдающиеся психологи Отечества, как: Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, Л.И. Божович, Б.И. Додонов и др. За рубежом же ею занимались: К. Левин, А. Маслоу, Г. Оллпорт и др.
Невозможно переоценить важность направленности личности в характере человека, её можно назвать системообразующим фактором и «двигателем» развития и саморазвития личности. Анализ психолого-педагогических исследований изучения направленности личности позволяет выделить основные представления о направленности: как проявлении склонностей личности; определение направленности через систему ее отношений; через теорию установки. Концепции трактующие, направленность личности через систему побудителей активности: потребностей и мотивов; целей; ценностей; описывающие направленность как сложную, динамическую систему личностных свойств. Первые теоретические модели направленности личности предложены в 60-е годы XX века. В этот же период была проведена типологизация направленности личности.
Таким образом, направленность личности – это система потребностей, смыслов, целей, мотивов, рефлексий личности, которая формируется и видоизменяется как единое целое в процессе развития личности в обществе. Она всегда имеет социальную обусловленность и значительное влияние на неё имеет воспитание (в семье, школе, спортивной секции и т.д.). Возможны случаи, когда направленность личности складывается довольно рано под давление обстоятельств, они могут быть как положительными, так и отрицательными, она чётко систематизируется и практически не меняется в течение жизни. Вследствие этого, такие люди быстрее самоопределяются и самореализуются, как личностно, так и профессионально. Есть и те, у кого процесс становления направленности личности затягивается по времени, тем самым создавая проблемы, как самому человеку, так и окружающим его людям.
Мотивацию рассматривают как совокупность движущих сил, которые побуждают к определённым действиям. Эти силы, внутренние и внешние, заставляют человека осознанно или неосознанно совершать некоторые действия. Стоит обратить внимание и на то, что связь между отдельными силами и действиями не напрямую связана с очень сложной системой взаимодействия, вследствие чего, различные люди могут реагировать на одинаковые действия со стороны одинаковых лиц совершенно по-разному.
Мотивацию можно рассмотреть с разных сторон, например, как:
- состояние личности, определяющее уровень активности и направленности действий человека в определенной ситуации;
- побуждение к интенсивной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить конкретные потребности;
- процесс, обусловленный необходимостью, которая создает побуждение к действию или активности.
Интересно к изучению мотивации подошёл американский психолог М. Чиксентмихайи. Для раскрытия её сущности он ввёл метафору «flow» (поток), действия которого дают возможность человеку сосредоточиться на поставленных целях и задачах, которые обеспечивают мгновенную обратную связь.
Вследствие этого, значение мотивации можно рассматривать как внутренний фактор психической и физиологической натуры, сознательный или несознательный, заставляющий действовать, направляющий их на достижение определённой цели.
В данном проекте был поднят вопрос влияния направленности личности на мотивационную сферу. Для этого было проведено эмпирическое исследование среди иностранных студентов ЕИ КФУ отделения математики и естественных наук. Было задействовано 32 обучающихся 2 курсов.
Использованный инструментарий: методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера), диагностика учебной мотивации (А.А. Реан и В.А. Якунин). Полученные результаты были занесены в таблицу.
Таблица 1
Средние значения по методике «Направленность личности»
|
Направленность на себя |
Направленность на взаимодействие |
Направленность на задачу |
Преобладающая направленность личности |
31% |
6% |
63% |
По результатам исследования, можно сделать выводы, что среди всех иностранных студентов можно выделить 31% обучающихся, которые имеют преобладающую направленность личности на себя. У них проявляется преобладание мотивов собственного благополучия, они стремятся к личному первенству, престижу. В большинстве своём они заняты собой и своими чувствами, мало реагируя на потребности людей вокруг себя. В работе прежде всего видят возможность удовлетворить свои притязания.
63% испытуемых имеют направленность личности на задачу. Это говорит о преобладании мотивов, порождаемых самой деятельностью. Они увлечены самим процессом, бескорыстно стремятся к познанию, овладению новыми умениями и навыками.
Только 6% иностранных студентов имеет направленность личности на взаимодействие, что говорит об их потребности в общении, стремлении поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе.
Таблица 2
Средние значения по методике «Диагностика учебной мотивации студентов»
|
Коммуникативные мотивы |
Мотивы избегания неудач |
Мотивы престижа |
Профессиональные мотивы |
Мотивы творческой самореализации |
Учебно-познавательные мотивы |
Социальные мотивы |
Средние значения по выборке |
16 |
14 |
9 |
22 |
7 |
25 |
18 |
Максимально возможный балл |
20 |
25 |
5 |
30 |
10 |
35 |
25 |
Из данных в таблице следует, что среди всей выборки преобладающими мотивами являются: коммуникативность и творческая самореализация. В меньшей степени востребованы мотивы избегания неудач и учебно-познавательные. Можно сделать вывод, что испытуемые из данной выборки имеют высокую потребность в общении и стремятся к более полному выявлению и развитию своих способностей и их реализацией, творческому подходу к решению задач. Но также следует заметить, что они в большинстве своём имеют трудности в осознании возможных неблагоприятных для них последствий, которые могут произойти в случае невыполнения деятельности. Также замечено, что познавательная деятельность не является приоритетной у них.
Для анализа данных был проведён корреляционный анализ Пирсона, результаты которого представлены в таблице 3.
Таблица 3
Корреляционные связи между показателями направленности личности и учебной мотивации
|
Коммуникативные мотивы |
Мотивы избегания неудач |
Мотивы престижа |
Профессиональные мотивы |
Мотивы творческой самореализации |
Учебно-познавательные мотивы |
Социальные мотивы |
Направленность на себя |
0,36 |
0,18 |
0,30 |
0,12 |
-0,24 |
0,49 |
0,26 |
Направленность на взаимодействие |
0,72 |
0,57 |
0,72 |
0,39 |
0,38 |
0,63 |
0,75 |
Направленность на задачу |
0,01 |
-0,33 |
-0,16 |
-0,15 |
0,00 |
-0,02 |
-0,30 |
На его основе было выявлено:
1) сильная корреляционная связь между направленностью на взаимодействие и мотивами коммуникации, престижа и социальными;
2) средняя корреляционная связь между направленностью на взаимодействие и мотивами избегания неудач и учебно-познавательными;
3) слабая корреляционная связь между направленностью на себя и учебно-познавательными мотивами.
Следует обратить внимание, что направленность на взаимодействие среди испытуемых данной выборки выражена только у одного студента, а мотивы учебно-познавательные и избегания неудач не являются ведущими.
Анализируя полученные данные, можно подвести итог. В данной выборке была выявлена сильная связь между направленностью личности на взаимодействие и мотивами коммуникации, престижа и социальными. Первые два мотива являются значимыми для данной группы студентов, в то время как направленность был выявлена только у двух обучающегося. Похожая ситуация и со средней корреляционной связью между направленностью на взаимодействие и мотивами избегания неудач и учебно-познавательными. Следует отметить, что замечена слабая корреляционная связь между направленностью на себя и учебно-познавательными мотивами. Данная направленность выражена у трети обучающихся, тогда как перечисленные мотивы в данной группы являются не первостепенными. Важным считается и то, что не было выявлено выраженной корреляционной связи между направленностью на задачу, отмеченной у двух трети группы, с учебными мотивами. Учитывая небольшое количество обследуемых, следует перепроверить данные результаты.
Список литературы
- Нижнева-Ксенофонтова Надежда Леонидовна, Нижнева Наталья Николаевна, Ксенофонтов Владислав Анатольевич МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-studentov-v-vuze-klyuchevye-voprosy (дата обращения: 24.10.2021).
- Штерензон В.А., Сажаев А.В. Исследование структуры направленности личности студента профессионально-педагогического вуза // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/08/5770 (дата обращения: 24.10.2021).
- Петровна Н. Н. Изучение направленности личности студентов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. №6 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-napravlennosti-lichnosti-studentov (дата обращения: 24.10.2021).