Обострение экологической ситуации в современном мире, на фоне потребительского отношения к природным ресурсам, требует выработки необходимой стратегии для воспитания у подрастающего поколения правильного отношения к природе и осознания того, что человек является неотъемлемой её частью, а не хозяином. То есть, в совокупности - формирования экологической культуры.
Экологическая культура представляет собой показатель экологического сознания личности, это общечеловеческая культура, основанная на системе универсальных ценностей, опирающихся на накопленный предыдущими поколениями опыт. Её цель - убедить человека жить в гармонии с природой, чтобы удовлетворение потребностей и образ жизни современного общества не наносили вреда природе, и, как следствие, жизни будущих потомков, чтобы знания об окружающем мире и взаимосвязи всего живого воспитывали гуманное отношение к ней.
Главная роль в воспитательно-образовательной работе отведена педагогу, ведь от него, прежде всего, зависит результат — продвижение детей по пути обретения экологической культуры. Безусловно, педагог, обучающий своих воспитанников в любом образовательном учреждении, обязан быть носителем этой культуры, то есть иметь широкое представление о природе и процессах, происходящих в ней, узловых проблемах взаимодействия между человеком и природой, понимать экологическую обстановку не только планеты в целом, но и своего региона, осознавать свою гражданскую ответственность за сложившуюся ситуацию и быть готовым ее изменить, владеть методикой и профессиональными навыками развития у детей школьного и дошкольного периода начал экологической культуры.
Обладающий экологическим профессионализмом педагог способен принимать правильные решения в любой момент воспитательно-образовательного процесса. И. П. Сафронов в своих на работах акцентирует внимание на экологической образованности педагогов, на обязательном владении ими систематизированных научных знаний о природе, эколого-педагогических знаниях необходимых для работы с детьми, понимании фундаментальных проблем взаимодействия общества и природы [1].
Так как проблемы развития экологической культуры в Российской Федерации, занимают существенное положение в педагогике и требуют многостороннего рассмотрения и полного исследования не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми, феномен экологической культуры в своих исследованиях подробно изучали Н.Н. Вересов [2], Н.С. Дежникова [3] , И.Т. Суравегина[4].
Формирование экологической культуры личности рассматривается в научных трудах А.А. Вербицкого [5], С.Н. Глазачева [6], М. О. Искакова [7] Мангасарян В. Н. [8], Н.Н. Мамедова [9].
За последнее время написан ряд исследовательских работ, посвященных различным аспектам развития экологической культуры, например: Н. Н Егорова. «Экологическая культура педагога: аксиолого-педагогический аспект» [10], Ткаченко Ю. Л., Комиссарова М. В., Щербакова И. С. «Экологическая культура общества и пути ее формирования» [11], С.Н. Николаева «Экологическая культура в образовательном пространстве ДОО: ведущая роль технологий экологического воспитания» [12].
Большой вклад в развитие экологической культуры педагога в дошкольной образовательной организации внесла Зыкова O.A., написав ряд статей, например: «Экологическая культура воспитателя детского сада» [13], «Развитие экологической культуры в детском саду» [14], «Развитие экологической культуры воспитателя детского сада» [15], «Организационно-педагогические условия развития экологической культуры субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения» [16].
В своей статье «Развитие экологической культуры педагогов дошкольного образования» сделала попытку определить типологию педагогов на основе их профессиональных умений и личностных качеств, касающихся экологической культуры. Этот же автор в статье «Экологическая культура воспитателя детского сада» выделяет четыре типа стратегий работы педагога с детьми.
В статьях А.А. Ниязова, Ю.М. Гибаддулина. «Формирование экологической культуры будущих педагогов в условиях формального и неформального образования» [17] представлен анализ понятия «экологическая культура» и описаны его компоненты, а также рассмотрены условия формирования экологической культуры.
Статья В.Н. Полищук «Экологическая культура. Экологическая культура педагога» [18] посвящена экологической культуре педагога. В ней рассматриваются элементы и компоненты экологической культуры педагога.
Структура инновационной модели методического руководства экологическим воспитанием и содержание экологической культуры педагогов раскрываются в работе Т. Ю. Бурлаковой «Развитие экологической культуры воспитателей в процессе аналитико-коррекционного взаимодействия методиста с педагогическим коллективом» [19], также приведены результаты экспериментальной деятельности, доказывающие эффективность применения данной модели.
В работе С. Н. Николаевой, Т. Ю. Бурлаковой «Методическое руководство эколого-педагогическим процессом в дошкольном учреждении как фактор развития экологической культуры педагогов» [20] отражена уникальность методики экологического воспитания, как относительно нового направления в дошкольной педагогике, которое ложится в основу системы работы с детьми и должно быть донесено до педагогов детского сада.
Актуальная проблема определена в статье А.В. Иргит «Развитие экологической культуры педагогов дошкольного образования» [21], также уточнено понятие «экологическая культура педагога», определено основное содержание экологической культуры педагогов дошкольных учреждений и выявлены три основных компонента экологической культуры.
В.А. Гусева «Влияние экологической культуры педагога в процессе воспитания милосердия к животным у старших и младших дошкольников» [22]. Статья направлена на рассмотрение влияния экологической культуры педагога, его научно-познавательного аспекта, на процесс воспитания милосердия к животным у дошкольников и школьников младшего возраста в образовательной деятельности детского сада и школы.
А. В. Демчук «Подготовка будущих учителей к формированию экологической культуры обучающихся: значение и аспекты» [23]. В статье рассматриваются аспекты подготовки будущих учителей к осуществлению экологического воспитания обучающихся, приведен анализ существующей ситуации по проблеме формирования экологической культуры.
Т. Ю. Макашина «Формирование экологической культуры воспитателя в рамках программы повышения квалификации» [24]. В статье рассматривается вопрос формирования экологической культуры воспитателя, возникший на основе экологической проблемы, сложившейся на современном этапе "человек-природа-общество". Подчеркивается значимость дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
В.Е. Медведев, Т.В. Попова «Экологическая культура преподавателя» [25]. Предложена и обоснована структура экологической культуры педагога, её источники и составные части.
Ряд исследований выполнили: Е.В. Клюева [26], О.О. Прокофьева [27], Н.В. Кривощекова [28]. В них показана значимость и процедура экологической подготовки студентов на факультетах учреждений среднего и высшего звена, где готовят специалистов дошкольного образования к их дальнейшей работе по экологическому воспитанию детей.
Обращаясь к проблеме развития экологической культуры у педагогов дошкольной организации, мы можем констатировать, что данное направление исследования недостаточно изучено в научной литературе и практической деятельности. Рассматривая данный вопрос, мы, прежде всего, будем говорить о средствах развития экологической культуры у педагогов дошкольной организации.
Современная педагогика представляет экологическую культуру как результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе.
Научные исследования и практико-ориентированная деятельность показала, что экологическая культура педагога призвана определить развитие, как экологической культуры общества, так и отдельной личности.
В результате исследования была достигнута основная его цель, заключающаяся в обосновании развития экологической культуры у педагогов дошкольной образовательной организации.
Список литературы
- Сафронов И. П. «Формирование экологической культуры учителя»: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.02. - Москва, 1992. - 18 c. : ил.
- Вересов Н. «Мы земляне»: Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 12; 1995. –№ 1. – С. 19-26.
- Дежникова, Н.С. Экологическая культура: грани восприятия / Н.С. Дежникова // Биология в школе. 1995. - № 3. - С. 20-23.
- Суравегина И.Т. Экологическое образование в школе // Советская педагогика. 1990. № 12. С. 47- 49.
- Вербицкий, А. А., Ларионова, О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции: монография /А.А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. - М.: «Издательская группа Логос», 2009. - 336 с.
- Глазачев, С. Н. Экологическая культура - приоритет безопасности страны: педагогические кадры /С. Н. Глазачев, О. Н. Козлова // Экологическая культура и образование: опыт России и Беларусии. - М., 2000. - С. 8-29.
- Искакова, М. О. Критерии формирования личности методиста-эколога и педагогические условия их реализации в образовательном процессе /М. О. Искакова, Е. П. Евлампиева, Е. Н. Артамонова // Вестник Иссык-кульского государственного университета им. К. Тыныстанова, Кыргызская Республика. - 2014. - №38. Ч. 2. - С. 37-41.
- Мангасарян, В. Н. Экологическая культура общества / В. Н. Мангасарян. - СПб.: Балт.гос.техн.ун-т., 2009. - 112 с.
- Мамедов, Н. М. Культура, экология, образование / Н. М. Мамедов. -М.: РЭФИА. - 1996. - 151 с.
- Егорова, Н. Н. Экологическая культура педагога: аксиолого-педагогический аспект : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Том. гос. пед. ун-т. - Томск, 2002. - 21 с.