Проблема формирования экологического образования обусловлена тем, что в современных условиях жизни общества, в век техногенных катастроф, назрела необходимость выработать новый тип экологического сознания, коренным образом меняющий поведение людей по отношению к природе.
Необходимо отделять экологическое образование от смежных понятий, т.к. авторы программ, пособий для дошкольников чаще всего используют термины «экологическое воспитание» и «экологическая культура». Термин «экологическое образование» вошел в обиход системы дошкольного образования недавно и обычно употребляется как синоним экологического воспитания. Экологическое образ.ование – это приобретение инди.видом экологических зна.ний, умений и нав.ыков.
В результате экологи.ческого образования и воспи.тания у детей форми.руются экологическое мышл.ение, экологическое созн.ание, закладываются осн.овы экологической куль.туры. Экологическое образ.ование дошкольников – это непре.рывный процесс обуч.ения, воспитания и разв.ития личности, направ.ленный на формирование сис.темы научных и практи.ческих знаний, уме.ний, обеспечивающих ответс.твенное отношение реб.енка к окружающей прир.одной среде и здор.овью. Непрерывность экологи.ческого образования дошкол.ьников прослеживается в зад.ачах их экологического образ.ования, вытекающих из его гла.вной цели, заключ.ающейся в воспитании нача.льных формах эколог.ической культуры де.тей, понимания ими элемен.тарных взаимосвязей в при.роде, выработка первона.чальных практических нав.ыков гуманно-созидат.ельного и эмоционально-чувств.енного взаимодействия с приро.дными объектами ближа.йшего окружения.
исполн.ителями (сказителями).
В уст.ном народном творч.естве сохранились особ.енные черты хара.ктера народа, прис.ущие ему нравственные ценн.ости, представления о до.бре, красоте, пра.вде, трудолюбии. Зна.комя детей дошко.льного возраста с уст.ным народным творч.еством, мы приобщаем их к нравст.венным общечеловеческим ценн.остям. Обращение к родн.икам устного наро.дного творчества сущес.твенно повышает воспита.тельный потенциал экологи.ческого образования, что стано.вится важным факт.ором, в результате кото.рого повышается эффект.ивность формирования эколог.ической культуры де.тей старшего дошко.льного возраста.
Экол.огия в этносе зани.мает особое ме.сто среди разноо.бразных средств формир.ования экологической куль.туры, которая раскры.вается в традициях бере.жного отношения к окруж.ающему миру и перед.аётся из поколения в поко.ление через раз.ные элементы куль.туры – мифологию, рел.игию, творчество. Наро.дная экологическая куль.тура, как определенный комп.лекс знаний, уме.ний и навыков, накапл.ивалась по крупицам, век.ами тщательно отбир.алась, систематизировалась и над.ёжно закреплялась в обы.чаях, традициях, обр.ядах, стереотипе пове.дения, в не писаных зак.онах и правилах взаимоот.ношениях с природой. Наро.дный экологический оп.ыт представляет со.бой огромный педагог.ический интерес, так как без не.го трудно выж.ить не только ср.еди дикой, сур.овой, но и окультуренной при.роды.
В традиционной куль.туре наших пре.дков ребёнок с ма.лых лет ощущал род.ство, единство с окруж.ающим миром, пон.имал, что человек соз.дан с окружающим ми.ром по одним и тем же зак.онам. Но, к сожалению, в наст.оящее время чел.овек нарушил гарм.онию в отношении с окруж.ающим миром, и это при.вело к страшным эколог.ическим бедствиям. Испр.авить это человеку не возм.ожно, т.к. он еще:
- не осознает св.оё родство и св.язь с природным окруж.ением, общим до.мом всех жи.вых существ;
- не отка.жется от устоявшихся стере.отипов мышления, что в эт.ом доме всё для не.го;
- не избавится от беспе.чности и осознает ответст.венность за судьбу вс.его живого;
- не овла.деет новой страт.егией гармоничных взаимоо.тношений с окружающим ми.ром.
Поэтому ва.жно основы эколог.ической культуры закла.дывать и формировать в дет.стве.
Изучая теорет.ическую часть эт.ого вопроса, мы убед.ились, что использование уст.ного народного творч.ества может оказ.ывать эффективное вли.яние на экологическое образ.ование старших дошкол.ьников.
В своей раб.оте с детьми мы обра.щаем внимание на кра.соту природы, на её многоо.бразие. Во время прог.улок, экскурсий вед.ётся наблюдения за насек.омыми, за деревьями и кустар.никами, за птицами, за явле.ниями природы с использ.ованием фольклорного сл.ова. Далее прово.дятся тематические зан.ятия на определённую те.му с обязательным присут.ствием устного наро.дного творчества, на кот.орых мы более подр.обно изучаем посл.овицы и поговорки, наро.дные приметы, заг.адки и заклички. Итог.овые занятия ча.ще всего прово.дятся в виде развл.ечений (КВН, фольклорный праз.дник и т.д.) на которых исполь.зуется и закрепляется уже знак.омый детям фольк.лорный материал.
На.ша задача пока.зать родителям необхо.димость экологического образ.ования детей. В эт.ой работе испол.ьзуем как традиционные фо.рмы работы (родите.льские собрания, консул.ьтации, беседы) так и не традиц.ионные (деловые иг.ры, круглый ст.ол, дискуссии). По та.ким темам:
«Воспи.тание доброты к при.роде»; «Задача экологи.ческого воспитания»; «Азб.ука поведения в при.роде»; «Берёза - сим.вол России».
На эт.их встречах показ.ывали и рассказывали роди.телям о формах и мет.одах работы с дет.ьми по экологическому образ.ованию. Знакомим с фольк.лорным материалом по опреде.лённым темам, да.ём конкретные сов.еты, рекомендации, зад.ания. Например, по.сле проведения зан.ятия «Съедобные и несъе.добные грибы» совме.стное задание для де.тей и родителей, сост.авить загадки о гри.бах. При изучении с дет.ьми нового фолькл.орного материала ча.сто встречаются старор.усские слова непон.ятные для детей. Зад.ание: совместно с родит.елями найти толко.вание нового сл.ова. Работа с родит.елями ведётся система.тически. Так же мы нацеливаем вним.ание родителей на то, чт.обы дети прин.имали активное уча.стие в планировании и прове.дении семейных пох.одов в лес в разное вр.емя года. На эт.их прогулках де.ти закрепляют и испол.ьзуют раннее получ.енные знания.
Фоль.клор обладает мощ.ной побудительной си.лой, влияющей на разв.итие положительной реа.кции ребёнка, помо.гает увидеть ран.нее незамеченное, услы.шать природу, её гол.оса. Какими выра.стут наши де.ти, и как они будут относ.иться к природе, зав.исит от нас, взрослых. На.до научить де.тей не только бр.ать от природы, но и забо.тится о ней. Забота об окруж.ающем, тепло, доб.рота, уважение и милос.ердие - это уже охрана при.роды.
Результат на.шей работы отсле.живаем через диагн.остику о сформированности эколог.ических знаний у де.тей. Анализ диагн.остики показал, при срав.нении результатов мы обнар.ужили положительную дина.мику. Отсюда мо.жно сделать вы.вод, что использование ма.лых форм фоль.клора оказывает положи.тельное влияние на формир.ование экологического образ.ования у старших дошкол.ьников.
Теоретический ана.лиз литературы и прове.дение практической раб.оты по проблеме исслед.ования дают возмо.жность сделать след.ующие выводы.
1. Выяв.лены теоретические асп.екты формирования экологи.ческого образования де.тей дошкольного возр.аста одновременно в ви.де «процесса» качест.венного изменения личн.ости ребенка, в ви.де «системы» педагог.ической деятельности, реали.зующие цели и напра.вления формирования эколог.ической культуры де.тей.
2. Реализация образова.тельного потенциала уст.ного народного творч.ества является эффек.тивным средством в проц.ессе формирования эколог.ической культуры де.тей дошкольного возр.аста.
3. Эффективными педагог.ическими условиями в проц.ессе экологического образ.ования детей стар.шего дошкольного возр.аста явились:
во-пер.вых, активное вклю.чение детей в познав.ательно-практическую деятел.ьность, что способствует их экологи.ческому воспитанию;
во-вторых, совершенствование воспитательного потенциала педагогических работников в формировании экологической культуры детей;
в-третьих, стимулирование взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи как социального института в вопросах экологического образования детей средствами устного народного творчества.
4. Подготовлены методические рекомендации для педагогов ДОО по экологическому образованию детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
Список литературы
- Бобылева, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. - 2016. - № 4. - С. 38-43.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. СПб., 2018. 110 с.
- Лысов, А.А., Лысова, О.А. Каким должно быть современное экологическое образование и воспитание? // Начальная школа плюс До и После. 2017. -№ 12. С. 1-3.
- Саво, И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада: Учебно-методическое пособие. - спб.: ооо «издательство детство пресс», 2016. - 560 с.
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2018. - 256 с.
- Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с.
- Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания/А. Лопатина, М. Скребцова. – М.: Амрита, 2016. – 128с.
- Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2019 – 224с.