Будущее планеты в значительной степени зависит от того, что дети сегодня знают об окружающей среде и как они относятся к природе.
В условиях стремительного ухудшения экологической ситуации в стране и мире особенно актуальными встают задачи восстановления и охраны природы. Помочь в этом призвана наука экология - наука о доме, в котором мы живем.
Прочный фундамент любви к окружающей среде следует закладывать еще в раннем детстве. Поэтому сегодня большое внимание в государственных нормативных документах по вопросам образования и ее дошкольного звена предоставляется этому вопросу.
Сегодня в содержании образовательной линии "Ребенок в естественной окружающей среде "содержит требования к формированию доступных ребенку дошкольного возраста представлений о природе планеты Земля и Вселенная, развитие эмоционально-ценностного и ответственного экологического отношения к природной среды. Естественная образованность ребенка предполагает наличие у него представлений о живых организмах и природной среды, многообразие явлений природы, причинно-следственные связи в естественной окружающей среде и взаимосвязь природных условий, растительного и животного мира, положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на состояние природы. Ценностное отношение ребенка к природе проявляется в его экологически осознанном поведении: взвешенное отношение к растениям и животным; готовность включаться в практическую деятельность, связанной с природой, соблюдение правил природопользования.
Целью образовательной работы в дошкольном учреждении является формирование элементов экологического мировоззрения, экологической воспитанности, развитие у ребенка положительного эмоционально-ценностного отношения к природной среде, формирования реалистичных представлений о явлениях природы, практических умений, бережного отношения к ее компонентам.
Следовательно, формирование экологического сознания детей является неотъемлемой частью образовательно-воспитательного процесса дошкольного учреждения, где предусмотрено проведение различных форм естественнонаучной работы. Какова же роль в этом важном и сложном процессе принадлежит воспитателю. На современном этапе взаимосвязь человека и окружающей среды рассматривается не только как естественно-историческая и биологическая, но и как философская, политическая, социальная и педагогическая проблема. Ее решение требует координации действий всех звеньев системы образования. В этом аспекте наиболее исследованы условия, обеспечивающие единство действий всех смежных социальных институтов образования и воспитания (семья - детский сад - школа).
Поведение ребенка в природе будет экологически целесообразным при условии сочетания моральных качеств личности с элементарными экологическими знаниями, а также положительными эмоциями к объектам природы, знания, мотивы и практические умения и навыки.
Постепенное осознание ребенком нравственных правил поведения в окружающей среде, понимания значения своих действий для других вместе со способностью оценить свои особенные качества активизируют ее стремление по собственной инициативе заботиться о живом существе. Ядром такого личностного становления является сознание и самосознание. Составляющая сознания личности, связанная с отражением процессов взаимодействия человека или общества с объектами и явлениями природы, называется экологичным сознанием. Экологическое сознание не ограничивается лишь отражением и познанием законов природы. Оно предусматривает формирование структуры поведения личности, позволяющие адекватно реагировать на изменения природной среды. Экологическое сознание включает в себя следующие сферы: аффективное (эмоционально-ценностную), когнитивную (познавательную) и психомоторную (деятельностно-поведенческую).
Рассмотрим подробнее роль воспитателя в формировании экологического сознания дошкольников. Методический инструментарий обеспечения экологического сознания у детей составляет формы, методы, средства и приемы работы. Рассмотрим некоторые из них.
Известно, что дошкольники - прирожденные исследователи. Именно поэтому эффективной в работе с детьми является опытно-поисковая деятельность. Проводя с детьми опыты, воспитателю следует придерживаться структуры исследовательской деятельности, а именно: постановка проблемы; поиск путей решения и построение гипотез; решения задачи с помощью практических действий; анализ результатов, подтверждение или опровержение гипотезы; при опровержении гипотезы - возвращение к новым поискам путей решения проблемы.
На этапе подготовки к исследовательской деятельности воспитатель должен изучить информацию об исследуемом объекте, определить цели и задачи конкретного опыта, провести предварительную работу с детьми в виде наблюдений за объектом или явлением природы, бесед на выявление знаний детей по отношению к нему, подготовить необходимый реквизит, обеспечить соблюдение правил техники безопасности.
На этапе проведения опыта от воспитателя требуется четкое руководство ходом его проведения. Это должны быть четкие, доступные детям указания, объяснения работы. Детям не следует сразу давать ответ, а предлагать самим найти его. Надо дать ребенку возможность лично проследить за ходом опыта от начала до конца, сделать определенные выводы по поводу увиденного.
На заключительном этапе воспитатель подводит итог увиденного и в дальнейшем помогает практически применять полученные знания.
Поскольку при реализации задач формирования экологического сознания дошкольников необходим комплекс таких методических приемов и средств, чтобы изучение природы, любое общение с ним оставляло в памяти ребенка глубокий след, обязательно влияло бы на чувства и сознание, наряду с опытами используем игры, народные приметы, пословицы и поговорки, стихи об охране окружающей среды, рассказы экологического содержания. Для этого педагогу необходимо в совершенстве владеть ими, чтобы точно использовать в повседневной жизни.
В нашем городе нет реки или пруда, поэтому одним из методов, который используем для моделирования природопользовательского поведения в отдаленных от нас местах, является занятия-путешествия. Их легко организовать даже если группа соответственно не оформлена (отсутствуют декорации). Стоит только закрыть глаза, сказать волшебные слова, и детское воображение перенесется в нужное место. И вот здесь нам приходят на помощь правила поведения в природе. Мы их с детьми изображаем в виде экологических знаков.
В нашем дошкольном учреждении есть картинная галерея. Здесь я знакомлю детей с явлениями природы с помощью репродукций картин И. Шишкина "Корабельная роща", "Гроза", "Зима", "Журавли на болоте", "Утро в сосновом бору", Васильева - "Оттепель", Айвазовского - "Девятый вал", "Буря". Услышать звуки моря, леса, различных явлений природы помогает прием "наушники", увидеть объекты, изображенные на заднем плане, или вовсе отсутствуют, - прием "Бинокль".
Практикуем также проведение занятий в интерактивной форме, используя мультимедийный проектор. Мы с детьми знакомимся с различными явлениями и объектами природы с видеоэнциклопедией о природе, смотрим мультфильмы и различные видео на экологическую тематику в интернет-службе YouTube (например, мультфильмы "Об экологической корове", "Берегите лес!", "Волшебная Земля", видео о структуре воды, образовании осадков и т.д.). В данном случае педагогу нужно соблюдать принципы научности и доступности.
Найти решение той или иной проблемы или выяснить ее причины помогают цепи логических вопросов.
Например, цепь логических вопросов в выяснении причины изменения зайчиком шубки из серой на белую зимой может выглядеть так:
- Какая главный признак зимы? (Снег)
- Какого цвета снег? (Белого)
- Какого цвета шубка у зайчика от весны до осени? (Серого)
- Кто охотится на зайца в лесу? (Волк, лиса)
- Какой цвет лучше видно на белом снегу - белый или серый? (Серый)
- Как может зайчик зимой спрятаться от врагов? (Надев белую шубку)
- Для чего? (Чтобы его не было заметно на белом снегу)
Радость такого открытия запечатлевается в детской памяти и оставляет прочные знания. Однако с самостоятельным описанием ребенком того или иного объекта природы всегда возникают определенные трудности. Поэтому мы практикуем использование опорных схем, по помощью которых ребенок может составить развернутый рассказ самостоятельно. так мы учим детей находить главные, существенные признаки предмета, отличать их от второстепенных.
Обучая старших дошкольников составлению описательных рассказов, используем схемы-модели. Дети выстраивают повествование с соблюдением последовательности и параметров, заложенных в схемах: цвет, форма, величина, материал, части, где встречается в природе. Использование схем при составлении описательных рассказов помогает детям усвоить сравнения предметов не в общей форме - чем подобные или чем отличаются предметы, а дифференцированно, сравнивая предметы по форме, величине, цвету и тому подобное.
Для того чтоб задействовать психологические механизмы сопереживания, сочувствия ребенка по поводу соответствующего состояния объекта природы, применяем прием экологической эмпатии. Проявить эмпатию к живым существам помогают вопрос к детям во время наблюдений вроде: "Присмотритесь к поведению черепахи. Что она сейчас чувствует? "," Что чувствует елка, покрытая толстым слоем снега? "," Почему водичка иногда обижается на людей? "Этот прием побуждает детей к сравнению самочувствие живого существа со своими переживаниями: сытости - голода, тепла - холода, здоровья - ощущение боли и тому подобное.
Эффективным в корректировке отношения к природе является прием экологической рефлексии, который побуждает ребенка к самоанализу собственных поступков в отношении конкретного объекта природы.
Например, во время прогулки ребенок сломал веточку сирени. Собрав детей, задаю вопрос типа: "Что может чувствовать кустик? Если бы это было возможно, о чем бы он сказал тому из вас, кто это сделал?" Смысл применения этих приемов заключается в том, что взрослый показывает путь к сознанию ребенка не из-за запрета, а опосредованно, задействовав эмоционально-чувственную сферу, которая "открывает" путь к сознанию.
Мастерство воспитателя при применении названных приемов заключается в эмоционально окрашенном речи. Большое значение имеет также отношение самого воспитателя к объектам природы, которое передается детям сначала на эмоциональном, а затем и на практическом уровне. Слова воспитателя не должны расходиться с его собственными действиями по отношению к природе и ее объектов.
Проанализировав работу воспитателей, стало очевидным, что долгое время в привитии детям любви к природе использовались стереотипы и сравнения объектов и явлений природы с их привлекательностью и полезностью для людей.
В своей работе мы пришли к выводу, что на современном этапе целесообразно руководствоваться тем, что оценочные суждения относительно объектов и явлений природы должны быть исключены из экологического воспитания дошкольников. С позиции экологии живые организмы или природные явления не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными. Они имеют равное с человеком право на существование, каждый из них играет свою исключительную роль в природе, их поведение и ход определяется биологическими законами.
Таким образом, взрослые, воспитатели в частности, должны отказаться от старых стереотипов и использовать оценочные суждения только для характеристики поступков человека по отношению к миру природы.
Итак, современное дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью обогащения детей знаниями о естественном и социальном окружении, ознакомлении с общей, целостной картиной мира и формировании научно обоснованного, нравственного и эстетического отношения к нему.
Таким образом, одним из ведущих задач, которые встают перед воспитателем современной образовательной организации, является экологическое воспитание детей, предусматривает формирование у ребенка эмоционального бережного отношения к объектам природы, способности видеть их красоту. Это обеспечит формирование первых представлений об окружающем мире, отношения к природе, конкретного поведения на эмоциональном уровне. Этому вопросу посвящены исследования многих отечественных педагогов прошлого и современности, разработанные практические рекомендации по формированию экологической культуры дошкольников, которая является составной их экологического сознания.
Экологическая культура - это форма духовного и практического освоение личностью мира природы, "кодекс поведения" в естественной окружающей среде. Важным этапом в формировании экологической культуры является воспитание экологической сознания - составной сознания личности, связанной с отображением процессов взаимодействия человека, общества с объектами и явлениями природы.
Глобальная экологическая катастрофа заставила людей XXI в. наконец обратить внимание на природу не как на бездонный колодец ресурсов, а как на живой организм с определенными законами и перед человечеством встала очень нелегкое задача -осуществить кардинальные изменения в своем сознании, сформулировать и добровольно принять ограничения, продиктованные законами развития географической оболочки. Это требует, в свою очередь, изменения многих стереотипов поведения, механизмов социального развития общества. Необходимы фундаментальные изменения в нашей системе ценностей и образе жизни с учетом того, что экологические, социальные и духовные потребности тесно взаимосвязаны.
Дальнейшее развитие цивилизации может происходить только в сочетании с законами природы, при осознании человеком своей истинной роли в системе биотической регуляции.
Поэтому воспитатель должен вводить ребенка в мир родной природы, а это, в свою очередь, является первым шагом к тому, что человечество изменит понимание природы с «потребительской колодца» на «матушку» всего живого в том числе и человека.
Из всего выше сказанного ясно одно – развитие экологической культуры – это не модная тема, а жизненная необходимость в новых реалиях, в которых нашим детям предстоит жить и работать. Подводя итог, хочется отметить, что выбранное педагогами экологическое направление в работе с дошкольниками по формированию экологических представлений перспективная, наиважнейшая задача, и в процессе этой задачи, очень важно воспитать экологически грамотного человека.
Список литературы
- Кот Н.М. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по экологическому воспитанию дошкольников: метод. пособие. для воспитателей и студентов педагогических вузов / Н. М. Кот // Детский сад. - 2001 - № 45 (141). декабрь, - 24 с.
- Плохий С.П. Воспитание экологической культуры дошкольников: метод. пособие. / С.П. Плохий. - М.: Ред. журн. "Дошкольное воспитание", 2002 - С. 26
- Плохий С.П. Формируем экологическую компетентность младшего дошкольника: метод. пособие. к базовой программе развития ребенка дошкольного возраста "Я в Мире" / С.П. Плохий. - М.: 2010. - С. 117
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для средних пед. учеб. заведенный / С.Н. Николаева. - второй изд., Испр. - М.: академия, 2001. - С. 15