Самоорганизация учебной деятельности студентов

Самоорганизация учебной деятельности студентов

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

22

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 37 (82), Сентябрь ‘22

Дата публикации 08.09.2022

Поделиться

В статье приводятся результаты исследования изучения  уровня развития профессиональной самоорганизации иностранных студентов, которые могут быть использованы для дальнейшей работы  с ними.

В настоящее время высшее профессиональное образование играет огромную роль в жизни человека.  Современная система образования нацелена на самостоятельное обучение, а в особенности у студентов.  Если говорить об учебной деятельности в высших учебных заведениях, то наряду с самостоятельностью возникает вопрос о её самоорганизации.

Вопрос самоорганизации очень важен для современной системы образования и образовательного процесса. Правильные навыки самообучения, умение распределять время и организовывать рабочее пространство - это поможет профессионалам расти, повышать свою производительность и делать многое за короткий промежуток времени. Из-за нехватки времени во всем современном обществе остро встала проблема самоорганизации.

Под самоорганизацией учебно-профессиональной деятельности понимают деятельность студента, побуждаемую и направляемую целями самоуправления и саморегулирования своей профессионально значимой учебной работы, осуществляемую посредством системы интеллектуальных операций, ориентированных на решение задач самостоятельной рациональной организации своего учебного труда. [Котова, 2012, С.208], [Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности студентов, 2012, С.19].

A.Д.Ишков использовал эксперименты, чтобы выявить связь между хорошей успеваемостью студентов и их способностью самостоятельно организовывать собственную образовательную деятельность. В то же время ученые обнаружили, что успешность академической успеваемости студентов взаимосвязана с их способностью организовывать собственную жизнедеятельность. [Ишков, 2004, С.224], [Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности, 2004, С.187]. Однако это присуще любому виду человеческой деятельности, которая основа на поставленной деятельности.

В список основных задач, оказывающих положительное влияние на организацию учебной деятельности студентов, входит эффективное управление временем. Если студенты научатся правильно распределять свое время, тем самым они смогут разумно использовать  имеющиеся ресурсы для достижения своих образовательных целей. Более того, появится больше времени на досуг, возможность развиваться и получить разгрузку от учебной рутины.  Сегодня востребованный специалист на рынке труда должен обладать не  только профессиональными навыками, но и умением рационально распределять доступное время и ресурсы.

Необходимо формировать навыки самоорганизации личности в образовательном пространстве. Умение ориентироваться в жизни, организовывать свою деятельность и учитывать меняющуюся социальную среду являются важными факторами для того, чтобы студенты могли найти свое место в системе межличностных отношений и профессиональной ориентации.

В рамках исследования проводилось изучение  уровня развития профессиональной самоорганизации иностранных студентов и то, как они могут управлять своим временем. Исследование было организовано в Елабужском институте КФУ.

В качестве метода диагностики был выбран опросник  «Диагностика особенностей самоорганизации» («ДОС») А.Д. Ишкова.  Данная методика предназначена для диагностики индивидуальных особенностей самоорганизации. Опросник «ДОС» имеет 6 частных шкал, характеризующих уровень развития одного из личностных компонентов самоорганизации (волевые усилия), и 5 функциональных компонентов, идентичных общепринятой структуре самоорганизации (целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция).

По инструкции студентам предлагалось оценить ряд утверждений по степени своего согласия/несогласия по шкале:

- 3 – не согласен полностью; - 2 – не согласен частично; - 1 – скорее не согласен, чем согласен; 1 – скорее согласен, чем не согласен; 2 – согласен частично; 3 – полностью согласен.

Результаты по шкале «Целеполагание» отражают уровень развития навыков принятия и удержания цели.

Результаты по шкале «Анализ ситуации» отражают уровень развития навыков выявления и анализа обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели.

Результаты по шкале «Планирование» отражают уровень развития навыков планирования человеком собственной деятельности.

Результаты по шкале «Самоконтроль» отражают уровень развития навыков контроля и оценки человеком собственных действий, психических процессов и состояний.

Результаты по шкале «Коррекция» отражают уровень развития навыков коррекции человеком своих целей, способов и направленности анализа существенных обстоятельств, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля, волевой регуляции и поведения в целом.

Результаты по шкале «Волевые усилия» отражают уровень развития навыков регуляции человеком собственных действий, психических процессов и состояний; демонстрируют развитость волевых качеств, умение преодолевать возникающие на пути к поставленной цели препятствия; характеризуют способность субъекта мобилизовать свои физические и психические силы, концентрировать на заданном направлении внимание, что обеспечивает необходимое побуждение, инициирующее деятельность и поддерживающее ее по ходу реализации плана.

Результаты по шкале «Уровень самоорганизации» отражают общий уровень развития навыков организации человеком процесса собственной деятельности [Ишков, 2014, С.154], [Применение опросника «Диагностика особенностей самоорганизации» в психолого-педагогических исследованиях, 2014, С.152–154].

Результаты диагностики самоорганизации приведены в таблице.

Таблица 1.

Результаты исследования самоорганизации

Шкалы

Целеполагание

Анализ ситуации

Планирование

Самоконтроль

Коррекция

Волевые усилия

Уровень самоорганизации

Процентное соотношение

77%

63%

65%

66%

58%

71%

69%

Условные критерии

повышенный показатель

повышенный показатель

повышенный показатель

 

повышенный показатель

 

средний низкий показатель

повышенный показатель

повышенный показатель

 

По результатам выполнения студентами опросника «Диагностика особенностей самоорганизации» можно сделать следующие выводы:

– по шкале «Целеполагание» студенты имеют повышенный показатель, это говорит о том, что у них достаточно развит навык принятия и удержания целей;

- по шкале «Анализ ситуации» студенты имеют повышенный показатель, это говорит о том, что навык выявления и анализа обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели развит;

- по шкале «Планирование» студенты имеют также повышенный показатель, навык планирования собственной деятельности  развит достаточно хорошо;

- по шкале «Самоконтроль» у студентов выявлен повышенный уровень развития навыка контроля и оценки собственных действий, психических процессов и состояний;

- по шкале «Коррекция» у студентов прослеживается средний уровень развития навыка коррекции своих целей, способов и направленности анализа существенных обстоятельств, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля, волевой регуляции и поведения в целом. Студенты испытывают сложности со внесением в собственную деятельность корректив.

- по шкалам «Волевые усилия» и «Уровень самоорганизации» у студентов выявлен также повышенный уровень, это говорит о том, что часть студентов диагностируемой группы могут планировать свою деятельность, характеризуются высоким уровнем развития навыков принятия и поддержания целей. Студенты в состоянии  преодолевать трудности на пути к достижению своих целей.

Была проведена дальнейшая работа, основанная на индивидуальных особенностях самоорганизации студентов, в основном сосредоточив внимание на развитии способности к стратегическому планированию и способности к ранней коррекции, повышении общего уровня самоорганизации студентов и, самое главное, подготовке к будущей профессиональной деятельности. Хотелось бы добавить, что искренняя заинтересованность преподавателей в успехах обучающихся способствует формированию самоорганизации. Не получится преподавать, не обращая внимания на то, понимают ли обучающиеся материал. Если начальный уровень студента ниже ожидаемого, необходимо скорректировать план самостоятельной работы студента и его задачи. Поэтому формирование самоорганизации зависит не только от самих обучающихся, но и от преподавателей. Они  должны определить начальный уровень знаний и навыков студентов и ознакомить их с образовательными целями, средствами достижения целей и средствами контроля.

Список литературы

  1. Абасов, З.А. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов / З.А. Абасов // Высшее образование в России. –2007 – № 10 – С. 81–84.
  2. Беляева, А.В. Управление самостоятельной работой студентов / А.В. Беляева // Высшее образование в России. – 2003 – № 6 – С. 105–109.
  3. Васильева, И. В. Психодиагностика [Электронный ресурс]: учебное пособие / И. В. Васильева. -0 2-е изд., стер. - М. :ФЛИНТА, 2013. - 252 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=462963
  4. Дворникова, Т.А. Проблемы современной психодиагностики в образовании: Учебно-методическое пособие / Дворникова Т.А., Костромина С.Н. - СПб:СПбГУ, 2017. - 58 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=999717
  5. Котова С.С. Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности студентов: монография / С. С. Котова. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. ун-та, 2012 208 с.
  6. Ишков А.Д. Применение опросника «Диагностика особенностей самоорганизации» в психологопедагогических исследованиях / А.Д. Ишков // Казанская наука. 2014. № 8. С. 152–154.
  7. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности / А.Д.Ишков , 2004, С.224.
  8. Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. – М.: Алгоритм, 2002. – 480 с.
  9. Рабаданова Ш.Р. Формирование учебной самостоятельности студентов вуза на уровневой основе управления: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Ш.Р. Рабаданова. – М., 2007 – 26 с.
  10. Соловова Н.В. Организация и контроль самостоятельной работы студентов: методические рекомендации (под ред. В.П. Гарькина) – Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006. – 15 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее