Методики обучения практическим навыкам первой помощи на уроках обж (обзор литературы)

Методики обучения практическим навыкам первой помощи на уроках обж (обзор литературы)

Целью нашего исследования стало выявление уровня осведомленности студентов педагогического университета по вопросам оказания первой помощи.

Авторы публикации

Рубрика

Безопасность жизнедеятельности

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Поделиться

Изучение в школе учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, знания и умения применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, оказать первую помощь пострадавшим.

Одной из актуальных задач преподавания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» следует считать обучение учащихся оказанию первой помощи, т.е. комплекса медицинских мероприятий, выполняемых на месте происшествия преимущественно в порядке само-и взаимопомощи. Для эффективного оказания первой помощи любым средне-статистическим человеком важно, чтобы его подготовка начиналась уже со школьной скамьи. Своевременное оказание первой помощи может иметь решающее значение в сохранении жизни и здоровья пострадавшего.

На уроках ОБЖ при изучении тем раздела «Основы медицинских знаний» используются различные формы и методы, способствующие повышению мотивированности школьников.

Среди них:

1) объяснительно-иллюстративный метод (при помощи обобщающих таблиц, уроков презентаций, различных схем, опорных конспектов);

2) репродуктивный метод (работа по заданному алгоритму);

3) эвристический метод (решение ситуационных задач);

4) самостоятельная работа учащихся [1, с.45-68].

Основная цель занятий - отработать тактику и навыки правильного поведения, способы быстрого сбора информации о пострадавшем, схемы оповещения спасательных служб и администрации, а главное - научить мобилизовать все наличные силы и резервы, быстро принимать рациональные решения в затруднительных условиях экстренной ситуации (темнота, дождь, холод, отсутствие необходимых средств спасения). Для проведения занятий необязательно использовать традиционные аудитории, парты и столы, можно - двор, улицу, спортзал, коридор. Достаточно условно имитировать площадку места происшествия, выбрать наиболее типичную ситуацию несчастного случая, чтобы включить в обсуждение весь класс, заставить каждого подростка принимать те или иные решения в выборе тактики поведения и действий. Нужно взять на вооружение только те методики оказания первой помощи, которые реально может применить подросток. Немало важно психологическое состояние нервного напряжения, которое может возникнуть у подростка в момент оказания помощи пострадавшему. Практические занятия для обучающихся 9-11 лет направлены, главным образом на распознание опасностей реальной и возможной. Умение позвать на помощь посторонних людей, знание номеров экстренных служб и умение правильного вызова скорой помощи. Для ребенка 9-11 лет (5класс) это достаточно сложно. Так же, учащихся этого возраста, можно обучать базовым навыкам осмотра пострадавшего и элементарной первой помощи. Как правило, на таких практических уроках дети перешагивают свой первый психологический барьер «боязни навредить». Практика выражается в накладывании простых повязок, придании стабильного положения пострадавшему без сознания. Предельно корректно исправлять ошибки. Акцентировать внимание учеников, как важно обеспечить личную безопасность. На данном возрастном этапе закладывается психологическая готовность к действиям. Практические элементы, рекомендуется, выполнять в парах. Обучающиеся 11-14 лет, в большинстве случаев, проявляют активный интерес к практическим занятиям. В качестве психологической подготовки к практическим урокам, можно попросить учеников принести что – либо для практического применения, например бинт. Неся с собой на урок, столь не хитрое «оборудование» ребенок непременно хочет его применить. Для активного обучения здесь применяется метод моделирования конкретной ситуации (электротравма, утопление, массивная острая кровопотеря с остановленным наружным и внутренним кровотечением (см. словарь) и т.д.), создается искусственный лимит времени. На данном этапе удобен групповой метод или работа в парах. При выполнении задания одной из групп или пары, остальные обучающиеся выступают в роли «очевидцев» или критиков, самостоятельно комментируя правильность действий практикующихся. Педагогу необходимо внимательно следить за готовностью учащихся воспринимать новый материал. Следует помнить, что в реальной ситуации не каждый ребенок, да и взрослый сможет оказать помощь пострадавшему. Учителю следует внимательно следить за психологическим состоянием учащихся, т.к. некоторые уже имеют свой «неприятный опыт», и моделирование ситуации может спровоцировать нежелательные негативные эмоции. Учащиеся в возрасте 15-17 лет, как правило, готовы к активным действиям. Их не устраивает подача готовой информации. Практические занятия с этой категорией учащихся строятся на проблемно поисковом характере, выявления закономерностей и причинно – следственных связей. На этом этапе учащиеся знакомятся с сердечно легочной реанимацией (СЛР) при клинической смерти, добавляется элемент сортировки пострадавших. Изучаются и отрабатываются на практике алгоритмы оказания первой помощи при тяжелых травмах и политравмах. Практическое задание можно усложнить, дав одной из групп или паре участников задание выступить в роли «доброжелателей» мешающих своими советами.

Учитель выступает в роли тьютера - руководит действиями обучающихся, следя за правильностью выполнения каждого элемента применительно к той или иной ситуации. Проводя практические занятия, учитель мотивирует учеников, что таким простыми действиями как, открытие дыхательных путей или СЛР, они могут спасти жизнь. Особое внимание в практике отводится деталям оказания первой помощи, например, слушать дыхание в течение 10 секунд, не больше, не меньше и только после этого приступить к СЛР, если это необходимо. Высокий уровень мотивации и интереса учащихся на практических занятиях наблюдается в случае его проведения за пределами кабинета. Это может быть лестничный марш между этажами школы, фойе, территория школы на улице с использованием автомобиля, велосипеда, мопеда и т.д. Следует также отметить, что для каждой конкретной темы по оказанию первой помощи имеются свои методические рекомендации. В практическом процессе обучения реализуются все типы восприятия информации, что улучшает результат обучения, способствует быстрому усвоению и прочному закреплению навыков.

В последнее время во всем мире отмечаются существенные изменения в методах и средствах медицинского образования, в том числе и при обучении оказанию первой помощи. С целью наилучшего усвоения учебного материала на уроках ОБЖ применяются роботы-тренажеры. Обучение на них безопасно, имеется неограниченная возможность создания и моделирования простейших критических ситуаций, при которых необходимо оказание первой помощи. При этом, у обучаемых формируется четкое представление о приемах жизнеподдержания [2, с.15-36 ].

Использование таких тренажеров позволит сделать учебный процесс по оказанию первой помощи в рамках предмета ОБЖ наглядным, ощутимым и активным, добиться того, что школьники не будут стоять в стороне, став свидетелем несчастного случая

Список литературы

  1. Основы первой медицинской помощи. Учебное пособие. Морозов М.А.
  2. Абаскалова Н.П.: Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. - Москва: Просвещение, 2018. -134с.
  3. Авдеева В.Г., Амелин В.С., Белорусова Г.И., Гулина Т.Ю., Якшин Д.М.: Учебное пособие: Первая психологическая помощь для обучения населения, сотрудников служб и формирований, участвующих в ликвидации последствий ЧС, работников потенциально опасных производственных объектов– Пермь : Издательский комплекс «ПК ТЦМК», Издательская группа «ПК ТЦМК», 2019. – 64 с.
  4. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи - Под ред Айзмана Р.И, Кривощекова С.Г, Омельченко И.В.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary