Инновационные подходы в наставничестве "Преподаватель- Студент"

Инновационные подходы в наставничестве "Преподаватель- Студент"

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 36 (134), Сентябрь ‘23

Дата публикации 13.09.2023

Поделиться

В программе Федерального Государственного образовательного стандарта, высокие требования предъявляются к развитию личности учащегося. Из этого следует, что Инновационные подходы в наставничестве педагога-студента могут помочь улучшить образовательный процесс и развивать профессиональные навыки будущих педагогов. В ходе написания статьи, было предложено несколько идей.

Сейчас общество в сложившемся положении в мире толкает нас на поиск новых подходов в работе со студентами.

В масштабном потоке информационного шума сложно ориентироваться, легче сбиться с нужного пути.

Преподавателю все чаще приходится искать новые подходы в образовании, общении со студентами-подростками. Не смотря на уже сложившийся паттерн в образовании:

  • Обучение с 6-7 лет, обучение классов.
  • Учитель владеет педагогическим мастерством.
  • Побуждать самостоятельно мыслить учащегося, готовить из него  деятельных людей, которые заботятся о всеобщем благе.

Но в современном обществе меняется представление о качестве образования, появляются все больше институтов с новыми учениями. Отчасти это зависит от изменения самих подростков.

Преподаватель, работающий в системе среднего специального образования, должен знать и понимать «Феномен» подростка. Частные практики, обучения, активистко-волонтерская работа дают понимание, что «доминантный жизненный проект» у подростка значительно отличается от взрослого.

Нет полной, зрелой картины мира, в том числе в связи с изменениями в структуре организма. Подростку тяжело ориентироваться в собственных эмоциях.

Поэтому, в программе Федерального Государственного образовательного стандарта, высокие требования предъявляются к развитию личности учащегося.

Из этого следует, что Инновационные подходы в наставничестве педагога-студента могут помочь улучшить образовательный процесс и развивать профессиональные навыки будущих педагогов. В ходе написания статьи было предложено несколько идей:

  • Использование цифровых технологий: Интеграция современных технологий, таких как виртуальная реальность, интерактивные онлайн-платформы и мобильные приложения, может сделать процесс обучения более интересным и доступным.
  • Менторская сеть: Создание сети менторов, где студенты могут выбирать наставников, соответствующих их интересам и целям, может способствовать более эффективному обучению.
  • Проектное обучение: Вмешательство студентов в реальные образовательные проекты и исследования может помочь им применить полученные знания на практике.
  • Интерактивные методики: Использование методов обучения, таких как обратная связь, рефлексия, и коллективное обучение, может способствовать более глубокому пониманию и развитию профессиональных навыков.
  • Аналитика и оценка: Применение аналитики данных для отслеживания прогресса студентов и оценки эффективности наставничества может помочь улучшить методики обучения.
  • Ментальное здоровье и благополучие: Уделение внимания психологическому и эмоциональному благополучию студентов и наставников может повысить эффективность процесса обучения.
  • Интерактивные симуляции и обучающие игры: Использование симуляций и игр для моделирования реальных ситуаций в образовании может помочь студентам развивать практические навыки.
  • Совместное обучение и коучинг: Стимулирование студентов и наставников работать вместе над обучением и развитием может создать более эффективное взаимодействие.
  • Исследовательская деятельность: Поддержка студентов в проведении собственных исследований и проектов в сфере образования может стимулировать их активное участие и самостоятельное мышление.
  • Развитие мультимедийных навыков: Обучение студентов созданию образовательных материалов с использованием мультимедийных инструментов, таких как видео и аудио, может сделать обучение более интересным и эффективным.

Внедрение этих инновационных подходов может сделать наставничество более эффективным и помочь студентам лучше подготовиться к карьере в области образования.

Именно личностные результаты образования - самые важные. Учить ставить цели и достигать их, ориентируясь на внутреннюю уверенность в себе, выстроить способность у учащегося к личному самоопределению, поэтому, важным фактором является и психологическое сопровождение учащегося по формированию его «доминантного жизненного проекта», отсюда будет зависеть  дальнейшее достижение и результаты студентов.

Здесь на помощь приходит помощь творчество и арт-терапевтические занятия, привлечение студентов к общественной творческой работе, раскрытие в подростке заложенные творческие и одаренные способности.

В рамках дополнительного образования были разработаны два курса «Продюсироание концертной деятельности», «Основы публичных выступлений».

Через творческую проработку проблем многие студенты смогли побороть внутренние проблемы, обрели команду единомышленников, создав свое сообщество, и начали активно проявляться в социальной жизни учебного заведения.

Важно понимать, что творческая реализация при работе со студентами - это процесс, который позволяет применять инновационные и нестандартные методы, чтобы обучение было более интересным, эффективным и вдохновляющим для студентов. Можно выделить несколько способов, как  реализовать творческие подходы при работе со студентами:

  1. Использование интерактивных методов обучения: Вместо традиционных лекций можно внедрить интерактивные методы, такие как обсуждение в малых группах, ролевые игры, кейс-методы или дебаты. Это помогает студентам активнее участвовать в учебном процессе.
  2. Исследовательские проекты: Поощряйте студентов заниматься исследованиями и создавать свои проекты. Это может включать в себя написание исследовательских статей, разработку приложений, художественные произведения и многое другое.
  3. Искусство и культура: Внедряйте элементы искусства и культуры в учебный процесс. Например, можно использовать фильмы, музыку, изобразительное искусство или литературу для обогащения уроков и стимулирования творческого мышления.
  4. Соревнования и игры: Проводите соревнования и игры, которые способствуют развитию навыков и знаний. Это может быть как интеллектуальные игры, так и физические соревнования, в зависимости от предмета и целей обучения.
  5. Внешние мероприятия: Организуйте посещение студентами выставок, мастер-классов, лекций, концертов и других мероприятий, которые могут расширить их знания и вдохновить на творческие проекты.
  6. Менторство и поддержка: Стимулируйте студентов и помогайте им развивать свой творческий потенциал через менторство и индивидуальную поддержку. Это может включать в себя консультации, обратную связь и направление на ресурсы.
  7. Использование технологий: Используйте современные технологии, такие как виртуальная реальность, онлайн-платформы и программное обеспечение для создания интерактивных и увлекательных учебных материалов.
  8. Сотрудничество и командная работа: Поощряйте студентов работать в командах над проектами. Коллективное решение задач и обмен идеями способствуют творческому развитию.
  9. Свобода исследования: Дайте студентам возможность выбирать темы исследований или проектов, которые им интересны, и предоставьте им свободу в выборе подходов к решению задач.
  10. Поощрение экспериментов: Не бойтесь пробовать новые методы и идеи, давая студентам возможность экспериментировать и учиться на ошибках.

Творческая реализация в работе со студентами способствует их развитию как личностей, улучшает уровень мотивации и вовлеченности в учебный процесс, и может привести к уникальным и вдохновляющим достижениям.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что вовлекая студента  в процесс, у него возникает желание и потребность в наставничестве другого. В нашем случае, это студенты младших курсов. Тем самым, мы создаем новый вид наставничества: двойное, что позволяет, всестороннему развитию всех наставляемых сторон.

Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary