СТАНОВЛЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

СТАНОВЛЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

7

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 36 (81), сентябрь ‘22

Дата публикации 04.09.2022

Поделиться

Процесс овладения устной речью – очень сложный и трудоемкий даже для взрослого. В статье мы рассмотрим как этот процесс протекает у детей.

Для того чтобы ребенок заговорил, он для начала должен услышать речь в своем окружении. Сегодня уже доподлинно известно, что слух развивается еще до момента рождения. Уже к 20-й неделе после зачатия внутреннее ухо заканчивает свой рост, а к 37-й неделе формируется среднее ухо и мембрана. Более того, сегодня уже установлено, что новорожденные отличают голос матери от голосов других людей и это предпочтение формируется еще до рождения. 
  «Дети хорошо подготовлены к восприятию речи, они располагают врожденными или очень рано формирующимися способностями к распознаванию звуков речи (или фонем)», - считают современные исследователи. Это не противоречит позиции Монтессори, которая также считала, что ребенок формирует у себя оригинальный «механизм», который в конце концов приводит его к говорению. Однако между распознанием и воспроизведением звуков проходит довольно длительный период. Некоторые дети произносят свое первое слово уже в 10 месяцев, а некоторые «начинают говорить» только к 18 месяцам. Значит ли это, что в этот промежуток не надо тратить время взрослого на помощь ребенку в развитии речи? Монтессори-педагогика здесь занимает однозначную позицию, подтвержденную современными исследованиями, которые проходили уже после того, как были заложены и практически реализованы основные принципы метода научной педагогики. В этот промежуток проходит несколько очень важных процессов, которые требуют от взрослых очень чуткого отношения к младенцу и предполагают помощь ему со стороны его ближайшего окружения. Интуитивно многие матери начинают говорить с новорожденным в ходе кормления. Но чтобы утолить стремление впитывать язык и подготовить ребенка к освоению разговорной речи, говорить надо ясно, не повышая голос и не слишком упрощая язык. Сегодня уже точно установлено, что дети легко схватывают фонемы того языка, который постоянно слышат. Более того, оказывается, дети способны уже в довольно нежном возрасте не только воспринимать, но и «выучивать» фонемы различных языков. Но к 8 месяцам эта способность теряется и ребенок отдает предпочтение тем фонемам, которые преобладают в языке его окружения.
  Итак, ребенок должен слышать язык, погружаться в него, параллельно готовить свой артикуляционный аппарат к воспроизведению звуков. Второй процесс проходит совершенно естественно, но если бы ребенок не слышал вокруг себя речь, если бы не видел связи между мимикой лица и звукопроизношением, мог бы он успешно заговорить? Считается, что понимание речи начинается примерно в 7 месяцев с реакции на свое имя. Но самым сложным оказывается процесс перехода от понимания отдельных слов к их выстраиванию во фразы и предложения. Предполагается, что соединять слова во фразы дети начинают около 1,5 лет. Сначала дети конструируют предложения из двух слов, а уже к 2,5 годам большинство детей переходит к довольно сложным предложениям.
  Таким образом, доброжелательное эмоциональное общение с ребенком с самого раннего возраста является залогом в том числе и его речевого развития. В этом смысле можно согласиться с Сьюзен Стивенсон, утверждающей, что «в первые годы жизни именно люди являются наиболее влиятельным и наиболее важным "учебным материалом" из окружающей среды…»
  Еще одна особенность речевого развития в раннем возрасте - это способы развития словарного запаса. Прежде чем показать ребенку карточки с овощами и фруктами, надо его познакомить с ними. Пусть он потрогает их, понюхает, подержит в руках, чтобы получить представление. 
  Еще одним важным вопросом, который особенно актуален сегодня, является вопрос о билингвальном развитии ребенка. Сама Монтессори не дает ответа на вопрос о том, насколько билингвальность возможна и не наносит ли вреда развитию ребенка. Более того, еще в начале 1950-хгодов считалось, что дети, которые воспитываются в двуязычной среде, отстают от своих сверстников в языковом развитии. Современные исследования подтвердили, что опасения, высказанные тогда, имеют под собой основания, так как дети из двуязычной среды часто прогрессируют медленнее, чем их сверстники. Но к 3-4 годам они начинают разделять два языка, а к начальной школе владеют двумя языками так же хорошо, как их сверстники-монолингвы - одним.
Подводя некоторый итог этого раздела следует заметить, что в педагогике Монтессори есть понимание того, что для развития устной речи должны быть созданы серьезные предпосылки биологического, интеллектуального и социального.

Список литературы

  1. Монтанаро С. Понимание человека. - СПб.: Реноме, 2013.
  2. Баттерварт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. - М.: Когито-центр, 2000.
  3. Кайл Р. Тайны психики ребенка. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: ВШЭ, 2012. - С. 163. 13 Стивенсон С. Радостное дитя. - СПб.: Реноме, 2017.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее