Восстановление речи у пациента с афазией после онмк с нейросенсорной тугоухостью

Восстановление речи у пациента с афазией после онмк с нейросенсорной тугоухостью

Авторы публикации

Рубрика

Медицина

Просмотры

10

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (94), Декабрь ‘22

Дата публикации 04.12.2022

Поделиться

В данной статье приведен пример пациента, перенесшего инсульт. Осмотр проводился в домашних условиях, анамнез собран с помощью использования мимики, жестов и считывания по губам. В работе описан ход занятий, которые проводились в течение лечения.

Пациентка женщина 75 лет, восстановление после инсульта. Онмк в БЛСМА. Осмотр на дому. Поступила из стационара города с диагнозом смешанная афазия грубой степени. Сопутствующая патология - нейросенсорная тугоухость. ИБС. Риск-4. Живет вместе с дочкой с нейросенсорной тугоухостью. Аппаратом ушным для улучшения слуха пользуются обе.  На момент осмотра весь анамнез был собран при помощи дочки, используя мимику и жесты, считывание по губам, у которой выявился ограниченный активный словарь и грубо сниженный объем рече – слуховой памяти, но данные нарушения для неё  логопедом акцентированы небыли. У матери понимание речи было нарушено грубо, считывание по губам не приносило результата, ответы на вопросы были спонтанными  в виде отдельных слов, коротких словосочетаний, со смазанным звукопрозношением, соскальзыванием артикуляции в иностранный акцент, и трудностями подбора слов, были вербальные парафазии в большом количестве и литеральные парафазии, дефекты согласования падежных окончаний. Нарушение списывания. Ошибки при самостоятельном письме в виде замен и неузнавания букв при переносе услышанного. Называние предметов было частично правильным, отчуждение к словам было выраженное. Сложные логико - грамматические конструкции пациенткой улавливались  с трудом. Развернуть предложение было невозможно, присутствовал экспрессивный аграмматизм. Паузы для поиска нужного слова. Связь с графемой от акустического и артикуляторного следа была нарушена. Объем рече - слуховой памяти был нарушен умеренно. Требовалось повторять предложения,  затем и вовсе переходить на жесты, не всегда получая желаемый результат. Понимание ситуации в целом в режиме молчания нарушен не был. В быту пациентка обслуживала себя полностью, кроме похода в магазин, из дома она не выходила. Готовила дочь, как готовить еду - пациентка забыла. Истощение на речевую нагрузку было высокое.    Счетные операции были нарушены вместе с разрядным строением числа.  Письмо нарушено грубо по типу конструктивной диспраксии и кинетической дисграфии, оптической дисграфии, чтение было нарушено по типу оптической дислексии. Звукопризношение  нарушено по типу афферентной диспраксии. Дыхание короткое, прерывистое. Голос тихий, слабый, но ровный. Модуляции были нарушены. Интонирование нарушено, ритм нарушен, темп речи снижен. Выраженный назальный оттенок. Глотание было нарушено за счет нарушения движения языка, губ, щек, движение надгортанника было отложенное, присутсвовали добавочные глотки.  Поперхивания водой после третьего глотка.  Твердая пища с поперхиванием при продвижении болюса.

 Сразу были даны рекомендации по питанию, все записывалось для дочери, которая могла читать и понимать, что нужно делать, все рекомендации показывались логопедом. И через  2 недели глотание восстановилось до нормы. А так  же проводились занятия  на восстановление  всех видов речи, фонематического слуха, понимание речи на слух, восстановление значений смысла слов, всех видов частей речи. Восстанавливался активный словарь по картинкам,  опорой на артикуляцию логопеда. Ритм занятий был крайне низкий, темп речи был снижен искусственно. Вводились опосредованные вопросы, на которые пациентка должна была хоть что - то сказать. Таким образом,  шло растормаживание речи. Параллельно были написаны слова побуквенно при зрительном контакте к каждому элементу, тем самым восстанавливалось глобальное чтение. Давались задания на восстановление движений в правой и левой руке. Взять, передать, положить что-то  с опорой на визуализацию занятий с  ее дочкой и по подражанию. Затем брали ручку и начинали писать отдельные палочки, соединять точки, треугольники, а затем копировать и обводить цифры и буква в словах на заданную тему. Восстановление продолжалось с понимания чисел, что заставило все нарушеные центры письма и чтения растормозиться быстрее, и занятия продвинулись успешнее и быстрее дальше на уровень предметной лексики. Шли от простого к сложному. С опорой на схемы, которые пациентка понимала хорошо, и рисунки, которые рисовались конкретно для  неё на занятии,  были для каждой темы отдельно - продукты, одежда, бытовая техника, адрес, части света, время суток, часы. Восстанавливалось как значение слов, так и его качество, используя на ощупь. При этом шло сопряжено - отраженное называние  этих предметов и она стала повторять  целыми блоками через 3 недели. Логоррея у пациентки затормозилась быстро, и на смену этому пришло произвольное внимание, которое нарастало по минутам, и давало возможность восстанавливать огромными объемами все виды памяти, чтения, и письма, которое шло очень тяжело. Рисовали заборчики, и от цифры к слову, параллельно шло чтение. Восстанавливался активный словарь уверенно, от занятия к занятию, и прилагательные, глаголы и предлоги. Самое тяжелое заключалось в формировании вопросов. Но и они сдались и восстановились с опорой на схему, к каждому вопросу тянулись линии к определенному предмету, и писались ответы. Это было очень тяжело, но через три месяца пациентка могла самостоятельно говорить простыми развернутыми аграмматичными словами за счет все еще ограничения активного словаря. Писать, списывая, она могла через полгода. Писать самостоятельно - через год. Занятия проводились сначала на дому, а затем  при восстановлении двигательной функции в поликлинике по три раза в неделю по полчаса, по часу, по 2 часа, по 20 занятий на курс, с перерывом на три месяца в течение года. После проведенных занятий пациентка свободно вела диалог, как простой обыватель, без нарушений грамматического строя речи. Писала, читала, считала пенсию. Вела экономический контроль финансовых  расходов семьи и своей дочки, так как дочь стала отставать в понимании ситуации. И ее речь была настолько бедной, что на фоне занятий они не могли понять друг друга,  пришлось провести несколько восстановительный занятий с дочкой по восстановлению фонематического слуха и семантических связей.

В результате дочь вышла на работу и стала ценным сотрудником,  а ее мать спокойно ждала ее дома, готовя еду. Они уходили из поликлиники спокойные, счастливые и здоровые. Я благодарю кардиолога за помощь и поддержку  при восстановлении  этой пациентки и её  дочери.

Список литературы

  1. Лурия А.Р.Высшие корковые функции.1998год.
  2. Логопедия. Под редакцией Волковой Л.С.1999год. М.Владос.
  3. Физиология сенсорных систем. Вартанян И. А.1999г. Лань.
  4. Методы нейро-психологической диагностики. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А.1997г. Санкт- Петербург
  5. Нейропсихология . Хомская Е.Д, Питер, 2007г.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее