Теория шарля балли в свете лингвопрагматики

Теория шарля балли в свете лингвопрагматики

В статье исследуется стилистическая теория Шарля Балли об эмотивных и экспрессивных средствах языка, имеющих прагматическое значение в речи.  На основе исторического и лингвистического анализов статей и монографий ученого выделяются основные проблемы и особенности языковой концепции Шарля Балли. Статья предназначается для лингвистов, а также всех тех, кто интересуется лингвопрагматикой и эмотиологией.

Авторы публикации

Рубрика

Лингвистика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Дата публицакии 14.01.2022

Поделиться

Шарль Балли (1865 – 1947) – французский языковед, один из учеников Ф. де Соссюра, чьи идеи легли в основу структурной лингвистики, определяющей язык как знаковую систему с четко выраженными структурными элементами (языковыми единицами). Балли работал в области романской стилистики и грамматики, поэтому главные труды ученого посвящены вопросам функционирования языка: «Французская стилистика» (1909), «Язык и жизнь» (1913), «Общая лингвистика и вопросы французского языка» (1932). Важным достижением Балли стала подготовка вместе с Альбером Сеше «Курса общей грамматики» Соссюра, появившегося в московской печати в 1916 г. К этому времени имя Шарля Балли было уже известно русскому научному обществу по первой книге лингвиста «Traité de stylistique française», позже переведенной на русский язык как «Французская стилистика» [3, с. 62–63].

Определяя стилистику как взаимодействие речевых элементов, формирующих систему выразительных средств языка, Балли подчеркивал, что задача стилистики состоит в изучении эмоциональной экспрессии языковых единиц. Поскольку речь человека выражает не только его мировосприятие, но также его отношение к миру и оценку увиденного, выражаемые посредством языка мысли изначально включают эмоционально-аффективные компоненты. Балли писал: «Действительность не отражается, а преломляется в нас, т.е. подвергается искажениям, причина которых кроется в самой природе нашего я» [1, с. 23]. Таким образом, язык в концепции Балли рассматривается как система, элементы которой включают логические (интеллектуальные) и эмоциональные компоненты, исходя из этого Балли выделяет как минимум две функции языка: коммуникативную и экспрессивную.

Коммуникативная функция связывается с практическим применением языка: передача сообщения от адресанта, воспроизводящего речь, к адресату, воспринимающего получаемую информацию; экспрессивная функция совмещает в себе практическое и выразительное значение, поэтому в качестве центральной функции языка Балли предлагает рассматривать экспрессивную функцию. Позже В. В. Виноградов в статье «Итоги обсуждения вопросов стилистики» напишет, что Балли был одним из первых лингвистов, придававших основное значение эмоционально-экспрессивной стороне речи [4, с. 64].

Исследуя особенности употребления слов, словосочетаний и предложений в разных стилистических ситуациях, Балли попытался продемонстрировать наличие аффективных и прагматических тенденций речи на разных уровнях языка (фонетический, грамматический, морфологический, синтаксический). Исследователь разработал метод, в соответствии с которым для определения эмоционально-экспрессивной окраски речевого факта текст необходимо разбить на части, выделив необходимые для изучения элементы, чтобы затем идентифицировать их с относительно нейтральными эквивалентами. В результате изучения ряда слов и словосочетаний, заимствованных из произведений художественной литературы, а также из живого французского языка, Балли выявил тенденцию, согласно которой степень экспрессии того или иного языкового элемента при соотнесении его с нейтральным по стилю эквивалентом зависит от употребления (общий смысл фразы, ситуация, или контекст) и психологических особенностей субъекта, воспроизводящего речь (характер, эмоциональное состояние и т.п.), от чего в свою очередь зависит прагматических характер речи.

Один из примеров, которые приводит Балли, слово depensier (мот) из пьесы Ожье «Зять г-на Пуарье»: «Eh bien! cher beau-реге, comment gouvernez-vous се petit desespoir? Etes-vous toujours furieux contre votre panier perce de gendre?». Во французском языке Балли находит соответствующее нейтральное употребление этому слову – prodigue (расточитель). Оба слова имеют одинаковый денотат, однако отличаются друг от друга формой выражения. В результате лингвистического анализа Балли приходит к следующему выводу: образное употребление слова в тексте обладает эмоциональными оттенками, дополняющими смысловое значение нейтрального слова [1, с. 32–33].

Вопросы, которые рассматривает Балли при изучении экспрессивной стороны языка, напрямую оказываются связаны с явлением синонимии. По мнению лингвиста, вокруг относительно нейтрального употребления слова (абстрактного понятия в языке) группируются экспрессивные факты, т.е. понятия, обозначающие один и тот же предмет, но отличающиеся друг от друга эмоционально-экспрессивной окраской. В сознании человека эта группа слов существует в виде упорядоченной системы, элементы которой каждый раз вступают друг с другом во взаимодействие при необходимости употребления данного значения в определенной ситуации. Иными словами, Балли одним из первых заговорил о существовании экспрессивной системы языка, которая в дальнейшем будет разрабатываться лингвистами, занимающимися вопросами экспрессивной синонимии и далее прагматики (Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. и др.)

Во многом идеи Балли были сформированы под влиянием взглядов Соссюра, который предложил изучать язык как многоуровневую систему «в самой себе и для себя», однако в отличие от Соссюра Балли рассматривал язык на синхронном срезе, не обращаясь к историческим закономерностям его развития [2, с. 19]. Этим было обусловлено стремление Балли изучать живую разговорную речь, т.е. язык, реализующийся в соответствии с жизнью человека, его поведением и эмоциями. Результатом первых размышлений ученого над этими вопросами стали книги «Стилистика французского языка», а также «Язык и жизнь». Анализируя разговорную речь в последующих работах, Балли отстаивал идею, выдвинутую еще в первой книге, о том, что слова в процессе коммуникации произносятся небеспристрастно: одни слова выражают чувства, другие – эмоции. В последней работе «Общая лингвистика и вопросы французского языка» Балли даже расширил представление о грамматике языка, включая в нее не только изучение эмотивного значения слова, но также интонацию, с которой слово произносится, и жесты, которыми произношение сопровождается.

Итогом исследования стала теория грамматических актуализаторов, согласно которой мысль, существующая в сознании человека в форме эмоционального образа, при переходе из языка в речь наделяется определенными актуализаторами, служебными или самостоятельными частями речи, без которых слово существует только в качестве абстракции. Актуализаторами слова, по мнению ученого, могли выступать прилагательные, артикли и др. части речи, выраженные эксплицитно (наличествующие в тексте) или имплицитно (не явленные, но подразумеваемые). Эта теория привела Балли к отрицанию существования отдельного слова в языке. В науке это положение было встречено оживленным критическим обсуждением [2, с. 12–14], но несмотря на последующую критику, труды Балли остаются актуальными и по сей день, о чем свидетельствует развитие на современном этапе лингвистической теории эмоций. В связи с этим можно утверждать, что имя Шарля Балли действительно занимает одно из самых значимых мест в истории лингвистической науки.

Список литературы

  1. Балли Ш. Французская стилистика. – М.: Изд-во иност. лит., 1961. – 394 с.
  2. Будагов Р. Шарль Балли и его работы по общему и французскому языкознанию // Общая лингвистика и вопросы французского языка. – М.: Изд-во иност. лит., 1955. – С. 3–19.
  3. Веселинов Д. Из истории рецепции Charles Bally в советской лингвистике: история в транскрипции, транскрипция как история // Слово.ру: Балтийский акцент, 2017. – Т. 8. – № 1. – С. 62–83.
  4. Виноградов В. В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // Вопросы языкознания, 1955. – № 1. – С. 60–87.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary