Диагностика развития фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФНР

Диагностика развития фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФНР

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 52 (97), Декабрь ‘22

Дата публикации 23.12.2022

Поделиться

С каждым годом растет число детей с различными нарушениями речи. В детском возрасте наблюдается огромное количество различных речевых нарушений. На данный момент наиболее частым является фонетическое и фонематическое недоразвитие речи, которое считается нарушением процессов формирования произношительной стороны речи у детей с различными нарушениями речи, которые являются результатом дефектов восприятия и произношения фонем.

Актуальность. Проблема, связанная с формированием фонематических процессов у детей дошкольного возраста с фонетическим и фонематическим недоразвитием речи, является актуальной по той причине, что развитие фонематических процессов положительно влияет на формирование всей речевой системы. Именно поэтому необходимо как можно раньше выявить эту проблему у детей с фонетическим и фонематическим недоразвитием речи и обеспечить им логопедическую помощь в специально организованных условиях. Устранением этой проблемы занимались следующие ученые и методисты: Т.В.Волосовец, Р.Е.Левина, В.К.Орфинская, Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева [2] и другие.

Цель статьи: описать методические основы логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетическим и фонематическим недоразвитием речи.

Изложение основного материала. В процессе логопедической работы с детьми с ФФНР необходимо решать задачи, направленные на то, чтобы у детей сформировалась фонетическая система языка, развивать у детей полноценный фонематический слух и восприятие, формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, учитывать учитывайте аналитическую и синтетическую деятельность, чтобы обеспечить усвоение элементов грамотности.

Работа логопеда начинается с формирования простых форм фонематического анализа. В процессе формирования сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что любое мыслительное действие должно пройти следующие этапы формирования:

На первом этапе необходимо составить предварительную презентацию, которая касается задачи, освоить действия с предметами, выполнить действия, связанные с громкой речью, перевести действия во внутренний план, окончательно сформировать внутреннее действие, то есть перейти на уровень интеллектуальных навыков и умений.

Работа логопеда начинается с формирования простых форм фонематического анализа. В процессе формирования сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что любое мыслительное действие должно пройти следующие этапы формирования:

Используя картинки на этом этапе, вы можете значительно облегчить задачу, так как анализ конкретного слова показывает. Графическая схема предназначена для контроля того, была ли задача выполнена правильно. Если после того, как анализ был сделан ребенком, выясняется, что одна из ячеек не заполнена, то это свидетельствует о том, что действие было выполнено неправильно.

Второй этап состоял в том, что дети формируют действия фонематического анализа с точки зрения речи. В ходе урока материализация действия исключается, а фонематический анализ проводится в речевом плане, при этом используются картинки, хотя они и не представлены. Дети должны назвать слово, а затем определить первый, второй, третий звуки и указать количество звуков.

Третий этап состоял в формировании в уме действия фонематического анализа. На этом этапе дети должны были определить, каково количество звуков, какова их последовательность, расположение, и в то же время не называть картинки, которые используются.

Список литературы

  1. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка [Электр. ресурс] / П.Я.Гальперин. – URL: http://childpsy.ru/lib/books/id/8107.php (дата обращения 05.10.2018).
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
  3. Эльконин Д.Б. Как научить детей читать [Электр. ресурс] / Д.Б. Эльконин. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-3231.htm (дата обращения 10.10.2018).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary