Дисциплина должна быть «активной». Монтессори не поддерживает мнение, что человек «только тогда дисциплинирован, когда он тих, как немой, и неподвижен, как парализованный. В этом случае речь идет о принуждении и подавлении, а не о дисциплинированном человеке».
Другими словами, дисциплинированный человек - тот, кто настолько владеет собой, что в состоянии придерживаться общих для всех жизненных правил. Активная дисциплина понятна в отношении ребенка и легко может быть введена в практику, но она, принципиально отличается от того понятия дисциплины, в котором главный признак - неподвижность ребенка. В ранние годы своей жизни ребенок многому учится, основа учения - повторение, практика, формирование навыка. Если ребенок развивает координацию движений, приобретенный навык будет ему хорошей помощью в жизни, и не только в пределах детского сада. То же самое можно сказать и о дисциплине. Педагог должен обладать особой техникой, которая позволяет привести к ней ребенка.
Свобода ребенка имеет границы. «Мы должны запрещать ребенку то, что оскорбит других или же может им навредить, то, что считается неловким или же недружеским поведением. Все остальное, то есть каждое проявление деятельности ребенка, служащее естественной цели, разрешается, и не только разрешается, но и наблюдается педагогом - это очень важный момент». Педагог, обученный наблюдению, подобен ученому, который не только испытывает уважение по отношению к наблюдаемым процессам, но и преисполнен к ним живого интереса.
Этот принцип действует не только в школе, но и в детском саду, и на самом раннем этапе развития ребенка, когда заметны «первые проявления психической жизни». «Новорожденный ребенок - это не зверек, которого нужно кормить, он от рождения создание с душой. Тот, кто хочет по-настоящему заботиться о нем, должен понимать, что недостаточно удовлетворять его телесные потребности. Необходимо открыть для него путь духовного развития, с первого дня обращая внимание на его душевные устремления, понимая их и способствуя их развитию». «Мы не знаем, какие последствия будут иметь ограничения спонтанных действий ребенка в то время, когда он начинает их осваивать. Возможно, тем самым мы ограничиваем саму жизнь… Непременно надо избегать ограничения спонтанных движений ребенка и отвлечения его от полезных занятий другими людьми».
Мы можем различить два вида занятий, считала Мария Монтессори. Одни из них - продуктивная работа, создающая ценности, другие - действия, направленные на уход за предметами окружающий среды. Первый вид заняти требует сложной последовательности координированных движений и применения натренированных сенсорных навыков. Второй вид ненамного отличается от элементарных движений и вполне приемлемы для занятий ребенка. Эта область занятий в системе Монтессори оформлена в виде «упражнений практической жизни», в которых успешно реализуется принцип свободы движений.
Основополагающий принцип повторения материала был дополнен принципом свободы его выбора. О свободе выбора исследователь писала: «Ребенок предпочитает одно упражнение другому, при этом он не может сказать почему. Но его выбор говорит сам за себя, это очевидное свидетельство о его актуальном развитии, своим выбором ребенок заявляет о своих потребностях лучше, чем он сделал бы это же самое при помощи слов». Способность ребенка заниматься с предельной концентрацией внимания выбранным делом Монтессори рассматривала как следствие внутренней свободы и считала, что этот феномен был бы невозможен без свободного выбора ребенком материала для занятия. А взрослый, по мнению Монтессори, должен способствовать концентрированной работе ребенка и распознавать признаки наступления феномена поляризации внимания, помогать в его развитии.
Фундаментальной помощью в развитии ребенка, особенно в возрасте трех лет, является невмешательство в его дела. И наоборот, вмешательство тормозит у него работу, активность и концентрацию. «Самостоятельно выбранная и спонтанно осуществляемая деятельность ребенка имеет свои законы, цикличность. Ребенок только в том случае работает без утомления, если рабочие циклы были полностью завершены». В Монтессори-педагогике этому уделяется большое внимание.
Таким образом мы видим, что истинная свобода и истинная дисциплинированность может сочетаться, и вполне органично, если мы уважаем ребенка и учитываем его естественные особенности.
Список литературы
- Монтесори М. Впитывающий разум ребенка. – СПб. : ИПК Береста, 2018. – 320с.
- Стэндинг Э. Жизнь и творчество Марии Монтессори. - СПб., 2010. –127с.