РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

15

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (15), май ‘21

Дата публикации 24.05.2021

Поделиться

В статье даны определение понятий «умственная отсталость», «сенсорные эталоны», краткая психологическая характеристика особенностей развития восприятия сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Также в статье представлены основные направления диагностики и коррекции развития восприятия сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) у детей с умственной отсталости, дан перечень игр и упражнений для коррекции данных познавательных процессов, обозначен перечень основных образовательных потребностей обучения детей с легкой степенью умственной отсталости. Также ведется речь о том, как учесть эти потребности в процессе обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Умственная отсталость – стойкое недоразвитие уровня психической и интеллектуальной активности, связанное с врожденной и приобретенной (до трех лет) органической патологией головного мозга.

Сенсорные эталоны – это выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделенных свойств. Восприятие у детей с легкой степенью умственной отсталости поверхностное, они не применяют анализа воспринимаемого материала, его сравнения. В цветах спектра они ориентируется плохо, не знают их названия, но обычно могут найти цвет по образцу, по заданию «покажи такой же цвет». [2]

Основные формы предметов: круг, треугольник, прямоугольник, овал – дети обычно не различают, части суток и времена года путают. Восприятие протяжѐнности времени и пространственные представления (слева, справа) у таких детей обычно не сформированы. Входная диагностика осуществляется в первом классе с детьми 7-8 лет. Диагностика развития восприятия направлена на изучение восприятия цвета детьми, изучение соответствия зрительного и осязательного восприятия формы, изучение представлений о частях суток, о временах года, изучение 65 пространственных представлений.

Для диагностики развития восприятия детьми сенсорных эталонов можно использовать методики, предложенные в «Практикуме по детской психологии» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной [5]. С детьми 8-10 лет учитель-дефектолог может использовать диагностические методики, взятые из учебника Р.С. Немова «Психодиагностика» [3], Е.И. Рогова «Настольная книга практического психолога» [4]. Данные психодиагностического исследования фиксируются учителемдефектологом в специальном журнале учета обследования детей, на основе заключений по каждой проведенной методике составляются дефектологические карты на каждого ребенка и даются методические рекомендации по развитию психических процессов детей.

Развитие познавательных процессов детей с лѐгкой степенью умственной отсталости осуществляется учителем-дефектологом на индивидуальных коррекционных занятиях по индивидуальной программе развития каждого ребенка. Коррекция развития восприятия младших школьников с лѐгкой степенью умственной отсталости направлена наразвитие процессов целостности восприятия, умения различать основные цвета, обозначать их словом, умение дифференцировать форму предметов и их величину. На занятиях учитель - дефектолог ведет работу, направленную усвоение пространственных отношений у детей (на, над, под, за, и т. д.), осуществляет отработку у них понятий «правый-левый» и других пространственных ориентировок. У детей с легкой степенью умственной отсталости преобладает непроизвольное восприятие, при этом процессы восприятия и внимания связаны между собой. [4]

Зрительный контакт у таких детей кратковременный, для них характерны неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. 66 Устойчивость и концентрация внимания зависят от заинтересованности деятельностью, поэтому коррекционно-развивающую работу лучше всего осуществлять с детьми в игровой форме. Развитию зрительного и цветового восприятия способствуют упражнения «Чего не хватает на рисунке?», "Что неправильно изобразил художник?», «Дорисуй рисунок», «Раскрась картинку», «Раскрась радугу», «В магазине зеркал» и др. [5]

При обучении детей восприятию цвета, необходимо научить детей решать задачу «покажи такой же цвет», а затем научить различать основные цвета спектра и их оттенки. На развитие восприятия формы предметов направлены упражнения «Найди похожий предмет», «Превращение фигур», «Раскрась названной формы предмет», «Найди названную фигуру», игры со строительным материалом. Для формирования понятий «справа – слева» детей вначале необходимо научить различать правую и левую руки, затем ученики совершают разнообразные действия с предметами, в процессе чего в их речь активно вводятся указанные слова.

При обучении детей с легкой степенью умственной отсталости восприятию величины предметов, необходимо познакомить их с противоположными понятиями: «маленький – большой», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «широкий – узкий», «тяжелый – легкий», «толстый – тонкий», «много – мало», «глубоко – мелко» и др. При этом важно при обучении использовать наглядный материал. В заключение необходимо отметить, что обучение детей с умственной отсталостью – это детальный и очень бережный процесс постепенного включения ребенка в общую образовательную среду, которая учитывает индивидуальные особенности и опирается на сильные стороны ребенка. При обучении детей с умственной отсталостью должны учитываться особые образовательные потребности. [2]

Образовательные задачи должны быть доступны для таких детей, актуализация знаний и умений должна 67 осуществляться систематически. Особое внимание нужно уделять развитию умения у младших школьников действовать совместно со взрослым, подражая, по словесной инструкции взрослого, а также развитию мотивации и интереса к познанию окружающего мира.

Список литературы

  1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997;
  2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» — М.: Просвещение 1995;
  3. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Издание второе. – Ростов – на Дону, Феникс, 2009.
  4. Миронова, О. В. Формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников через дидактические игры / О. В. Миронова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 134-138.
  5. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 2001.
  6. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1995.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее