Введение
Хромотерапия предназначена для коррекции психических состояний и устранения расстройств. Каждый из нас подсознательно применяет эти принципы при выборе одежды или оформлении окружающего пространства. Профессиональная цветотерапия может существенно снизить уровень тревожности, помочь справиться с депрессией, повысить самооценку и улучшить качество жизни в целом.
Цвета одежды, выбираемой человеком, также имеют огромное значение. Люди вокруг нас способны оказывать влияние на наше внутреннее состояние, а выбор цветовой гаммы в их нарядах может значительно сказаться на нашем настроении
Изучение влияния цвета на человека берет свое начало в Древнем Египте, однако как самостоятельная наука – психология восприятия цвета – сформировалась лишь в XIX веке. Этот раздел психологии занимается исследованием взаимосвязи между энергией цветовых оттенков и состоянием здоровья, настроением, а также общим состоянием человека. Кроме того, цветотерапия используется для лечения различных психопатологий.
Цель работы: изучение влияния цвета на настроение человека.
Задачи работы:
1. рассмотреть общее понятие о цвете;
2. дать характеристику цветов;
3. рассмотреть влияние цвета на психологическое состояние человека;
4. провести исследование влияния цвета на настроение человека.
Объект анализа: цвет.
Предмет исследования: настроение и работоспособность школьников, формируемое цветовым воздействием.
Методы исследования: тестирование, анализ и синтез выводов.
Гипотеза исследования: цветотерапия может применяться для улучшения эмоционального состояние человека и его работоспособности.
Теоретическая значимость: в данном исследовании представлена систематизированная теоретическая информация, которая освещает воздействие цвета на психическое состояние человека.
Практическая значимость: материалы, полученные в ходе данного исследования, могут быть применены в практике психологов, дизайнеров, педагогов и администрации образовательных учреждений.
1. Теоретическая часть
1.1 Общее понятие о цвете
Цвет – это оптическое явление, чувственное ощущение, создаваемое глазом и мозгом. Цвет не является физической переменной и, следовательно, не имеет физических единиц измерения. Сами по себе предметы не являются цветными: ощущение цветности возникает как результат воздействия световых излучений. Видимый солнечный свет, который воспринимается как белый, освещает предмет и частично отражается. Следовательно, объект, который находится в красной зоне видимого спектра, воспринимается окрашенным в красный цвет. Объект, полностью отражающий излучение всего видимого спектрального диапазона, как правило, кажется белым, а объект, полностью поглощающий излучение, – черным.
Отдельные составляющие, используемые для описания цвета в системе восприятия «глаз и мозг»: цветового стимула как физически измеримого излучения, отражаемого наблюдаемым предметом, и спецификации цветовых стимулов как результата визуального восприятия наблюдателя.
Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические. Ахроматические – это белый, черный и вся гамма оттенков серого.
К хроматическим цветам относятся все цвета видимого спектра от красного до фиолетового и их оттенки, а также коричневый (его нет на цветовом круге).
Используя эти цвета в различных комбинациях, мы получим всю бесконечность цвета.
Также цвета делятся на тёплые и холодные [4].
Характеристиками цвета также являются: светлота, цветовой тон (цвет), насыщенность или интенсивность, чистота цвета.
Цветовой тон – совокупность цветовых оттенков, сходных с одним и тем же цветом спектра. Любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому спектральному цвету. Оттенки, сходные с одним и тем же цветом спектра (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону. При изменении тона, к примеру, синего цвета в зеленую сторону спектра он сменяется голубым, в обратную — фиолетовым.
Насыщенность – это интенсивность определённого тона, то есть степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического (серого) цвета. Насыщенный цвет можно назвать сочным, глубоким, менее насыщенный – приглушённым, приближённым к серому. Полностью ненасыщенный цвет будет оттенком серого.
Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Чистота цвета – это скорее психологическое понятие, нежели физическое: «не чистый» оранжевый тоже может быть представлен в спектре волнами определённой длины.
Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Это свойство, выражающее близость, хроматических и ахроматических цветов к белому или черному цвету относительная яркость цвета по отношению к образцу. Черно-серо-белая (т.е., ахроматические цвета) краска имеет только светлоту, а цветные – и светлоту, и цвет [9].
Любой хроматический цвет можно сравнить по светлоте с ахроматическим цветом. Цветные краски можно сравнивать по светлоте друг с другом. Уровень светлоты окрашенных объектов определяется при сравнении их с ахроматическими (серыми) объектами и при выявлении степени их приближения к белому цвету.
Яркость – одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью яркости. К примеру, при уменьшении яркости синий цвет постепенно приближается к чёрному [6].
1.2 Характеристика цветов
Как известно, красный цвет — это теплый тон, который придаёт организму энергию и жизненные силы. Его еще называют цветом жизни, из-за того, что он наполняет силы, способствует избавлению от грусти и депрессии.
Этот цвет, который активирует функции всех органических систем. Во время цветотерапии красный помогает при различных заболеваниях крови, и содействует увеличению производства эритроцитов, а также улучшает работу сердца и состояние кожи.
Однако, у этого цвета есть противопоказания: людям, страдающим от раздражительности и нервозности, стоит избегать большого количества красного. Также он не рекомендуется тем, у кого повышенное артериальное давление, а иногда даже может усугубить их состояние. Также известно, красный цвет может стимулировать восстановление язв и ран, но его не стоит использовать при воспалительных процессах в организме. Красный является очень ярким оттенком, поэтому важно ограничить длительное воздействие этого цвета на организм.
Рассмотрим оранжевый цвет. Он обладает рядом лечебных свойств, схожих с красным. В цветотерапии он положительно воздействует на систему кроветворения, согревает холодные области тела, но не рекомендуется для людей с нервной системой, подверженной легкому возбуждению. Он может вызывать негативные эффекты при длительном использовании. Этот цвет улучшает секрецию ряда желез и органов дыхательной системы, помогает при заболеваниях почек и имеет общие регенерирующие свойства.
Перейдем к розовому цвету. В отличие от красного, он менее яркий и действует мягче. Приносит тепло и поднимает настроение во время сеансов цветотерапии, обладает успокаивающим эффектом на нервную систему, улучшает качество сна и способствует миорелаксации.
Следующий цвет – желтый. Он ассоциируется с интеллектом и духовным ростом. Цветотерапия желтым стимулирует деятельность мозга, структурирует мысли, и помогает в борьбе с умственным переутомлением. Также он способствует улучшению упругости кожи и ее омоложению [3].
Самый часто встречающийся цвет на земле – это зеленый. Цвет, который символизирует гармонию и процветание. Он уравнивает работу всех систем организма, особенно кровеносной и нервной. Лечение зеленым цветом активно способствует росту положительных клеток, что делает его полезным для беременных и людей с переломами. Но, как и любой избыток, злоупотребление зеленым цветом может вызвать негативные эффекты, чрезмерную апатию и не желание вести активный образ жизни.
Перейдем к синему цвету. Он преимущественно обладает охлаждающим эффектом, что делает его полезным в цветотерапии при лечении ожогов и лихорадки. Это цвет успокаивает. Все оттенки синего активно воздействует на нервную систему, помогая справиться с беспокойством, страхами и стрессом. Он усиливает протективные функции организма и пополняет энергетические резервы. Этот цвет также применяется в борьбе с бессонницей и различными нервными расстройствами. Широко изучено успокаивающее влияние синего цвета на мозг. Он обеспечивает ясность мышления, способствуя более глубокому размышлению.
Рассмотрим один из оттенков синего отдельно. Голубой цвет известен в цветотерапии своим обезболивающим эффектом. Он ассоциируется с чистотой сознания и здоровым духом, нормализуя работу всех систем тела. Людям с избыточной массой тела следует обратить внимание на голубой цвет, так как он помогает снизить аппетит и улучшает пищеварение, а также способствует избавлению от нервных тиков и бессонницы. Хотя длительное воздействие голубого цвета может нарушить энергетические потоки и вызвать некоторые эмоциональные сбои в организме.
Еще один оттенок синего или ультра - синий цвет (или как его принято называть последнее десятилетние) цвет индиго. Он символизирует космическую бездну и очищает на духовном уровне, проясняя запутанные мысли и открывая доступ к более высоким уровням сознания. Этот цвет издавна использовался для лечения душевных болезней, и он обладает, так называемым, вяжущим эффектом. Чрезмерное присутствие индиго может привести к головным болям и повышенной сонливости.
Фиолетовый цвет считается источником вдохновения и творчества. Он не только помогает расслабить сознание, он создает легкость в теле и стимулирует духовность. Он положительно воздействует на легкие, сердце и сосудистую систему. В цветотерапии фиолетовый активно используется для лечения заболеваний ушей, глаз и носа, используется при частых простудах [2].
Рассмотрим последние три базовых цвета:
Белый цвет обладает выдающимися очищающими свойствами в терапевтических практиках. Он помогает организму преодолевать болезни, избавляя от негативных накоплений все органы на глубоком уровне. Именно поэтому белый цвет так часто встречается в медицинских учреждениях: он является наилучшим средством для снятия боли и общего оздоровления.
Серый цвет выполняет защитную функцию, ограждая от негативных воздействия и стрессов, смягчая влияние неприятных событий на психику и физическое состояние.
Черный цвет в терапии применяют редко и с осторожностью из-за его мощной энергетики, которая может негативно сказаться на здоровье. Тем не менее, при правильном использовании черный цвет помогает при заболеваниях, связанных с холодом и влагой, стабилизируя работу почек и регулируя давление [5].
1.3 Влияние цвета на психологическое состояние человека
Восприятие цветов человеческим мозгом определяется целым рядом факторов, в том числе физиологией, психологией и культурными традициями. Изначально исследования в этой области концентрировались на колориметрии, но позже заинтересовали этнографов, социологов и психологов. Научно подтверждено, что разные оттенки цветов способны вызывать различные эмоции, например, радость, грусть или тревогу. Более того, даже вариации одного и того же цвета могут передавать разные эмоциональные состояния и влиять на эффективность различных видов деятельности (в частности, обучения).
Теплые цвета обычно ассоциируются с энергией, а холодные - с релаксацией и умиротворением. Наиболее приятными для восприятия считаются светлые, приглушенные оттенки основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего, которые широко распространены в природе.
Красный цвет символизирует как любовь и силу, так и опасность. Желтый цвет связан с жизнью и радостью, а оранжевый создает ассоциации с теплом и активностью. Фиолетовый цвет отражает величие, синий – вечность и верность, зеленый – покой и надежду. Белый цвет символизирует чистоту, а черный ассоциируется с серьезностью. Исследования показывают, что воздействие цветов на психофизиологическое состояние индивида может варьироваться.
Коричневый цвет относится к спокойным и сдержанным оттенкам, создающим атмосферу уюта и тепла, а также способствующим миролюбивому настроению. Это цвет, наиболее часто используется в жилье, цвете мебели. Если говорить о термине Эко, то это цвет преобладает в этой теме. Этот цвет ассоциируется с надежностью и здравым смыслом. Тем не менее, при выборе коричневого следует проявлять осторожность, выбирать светлые его оттенки, так как некоторые из них могут вызывать негативные эмоции. Исследования показывают, что тусклый и мрачный коричневый цвет предпочитают люди, оказавшиеся в конфликтных ситуациях, что может говорить о пониженном жизненном тонусе.
Зеленый цвет считается наиболее благоприятным для человека, оказывая на многих успокаивающее и целебное воздействие. Он способствует легкому и непринужденному общению, помогает расслабиться и положительно влияет на кровяное давление, создавая ощущение гармонии и способствуя релаксации.
Известен факт, что в 2000 года по нормам Сан Пина все доски в школах были заменены с темных (коричневых и черных) на зеленые. Черные доски оставлены только в кабинетах черчения.
Синий цвет характеризуется спокойствием и пассивностью, под его влиянием работоспособность может снижаться, а человек впадает в состояние созерцания и размышления. Однако тусклый синий цвет может вызывать чувство страха и ощущение потерянности.
Фиолетовый цвет, особенно в глубоких и насыщенных оттенках, ассоциируется с творчеством. Этот цвет предпочитают художники и любители искусства. Фиолетовые оттенки считаются одним из самых пассивных, так как их воздействие замедляет жизненные процессы и может негативно сказываться на работоспособности, даже при кратковременном воздействии.
Согласно мнению ученых, предпочтение белого цвета указывает на стремление к абсолютной свободе. Белый цвет, излучая энергию, придаёт человеку силы. Люди, выбирающие этот цвет, как правило, аккуратны в общении, хорошо чувствуют собеседника и отличаются благородством.
Серый цвет имеет множество оттенков. Чистый серый цвет способствует расслаблению и ощущению уверенности. Он создает впечатление стабильности и здравого смысла, однако некоторые его оттенки могут быть унылыми и вызывать грустные эмоции, а темно-серые оттенки способны даже подавлять.
Черный цвет, по мнению психологов, символизирует агрессивное упрямство и психологическую защиту. Существует мнение, что черный цвет выбирают люди, которые сознательно восстают против своей судьбы. Постоянное предпочтение черного может свидетельствовать о кризисном состоянии и агрессивном неприятии мира или себя. Известно, что в больших количествах черный цвет угнетает, снижая настроение и работоспособность. Однако он также может быть динамичным, способствовать пониманию и придавать достоинство. Психологи отмечают, что предпочтение белого и черного цветов часто наблюдается у людей, переживающих психологический кризис, а также у подростков в период пубертата.
Итак, выбор цветовых предпочтений непосредственно связан с основными чертами характера индивида и в некоторой степени отражает его внутренний мир. Цвет в данном случае является не только способом самовыражения человека, но и средством достижения внутренней гармонии [4].
2. Практическая часть
2.1 Организация и методика исследования
Для подтверждения теории о влиянии цвета на настроение человека были проведены 3 эксперимента. В первом эксперименте участвовали 20 учащихся 10 класса. Для проведения исследований использовались следующие диагностические инструменты: опрос, самонаблюдения.
Эксперимент №1 проходил в течение двух дней. В первый день учителей, работающих с этим классом, попросили надеть одежду светлых и ярких оттенков. Через неделю, в тот же день, они должны были одеться в темные тона.
В течение двух дней эксперимента участники заполняли таблицу, представленную ниже. Тестирование проводилось с согласия участников в индивидуальном порядке в кабинетах с преподавателями. Участникам были выданы специальные бланки для заполнения. Мной были подготовлены напечатанные таблицы для дальнейшего анализа. Выбор диагностического инструментария был полностью адаптирован к возрасту исследуемых? Содержание урока было приблизительно одинаковым.
Таблица 1.
Анкета для участников эксперимента
Вопрос |
Ответ |
1. Сколько у Вас сегодня уроков? |
5 / 6 / 7 |
2. Как Ваше самочувствие? |
Хорошее/удовлетворительное/плохое |
3. Наличие проверочных работ сегодня? |
Много/ немного/ совсем нет |
4. Наличие выполненного домашнего задания на сегодня? |
Есть / нет |
5. Изменилось ли ваше настроение во время урока? |
Улучшилось/ухудшилось/не изменилось |
Ученики заполнили представленную таблицу дважды. Благодаря статистике ответов на данные вопросы можно наглядно рассмотреть зависимость настроения учеников от внешнего вида учителей.
2.2 Результаты исследования и их обсуждение
Данное исследование дало возможность объединить полученные результаты в одну сводную диаграмму, которая представлена ниже (рисунок 3). В ней отражены данные участников проекта на начальном этапе эксперимента, когда преподаватели были одеты в светлую и яркую одежду. Показательным вопросом данного эксперимента является вопрос №5 «Изменилось ли ваше настроение во время урока?»
Таблица 2.
Сводная таблица результатов изучения настроения учащихся в конце дня на начальном этапе проекта
№ испытуемого |
Настроение во время проведения урока |
1 |
улучшилось |
2 |
ухудшилось |
3 |
улучшилось |
4 |
улучшилось |
5 |
улучшилось |
6 |
улучшилось |
7 |
не изменилось |
8 |
улучшилось |
9 |
улучшилось |
10 |
улучшилось |
11 |
не изменилось |
12 |
улучшилось |
13 |
не изменилось |
14 |
улучшилось |
15 |
улучшилось |
16 |
улучшилось |
17 |
улучшилось |
18 |
не изменилось |
19 |
улучшилось |
20 |
улучшилось |
Рисунок 1. Сводная таблица результатов изучения настроения учащихся во время проведения урока
Анализ собранных данных показывает, что у 4 участников (20%) наблюдалось отсутствие изменений в настроении, в то время как у 15 человек (75%) оно улучшилось, 1 респондент (5%) отметил ухудшение настроения. Это позволяет сделать вывод о том, что светлая одежда оказывает положительное влияние на учащихся.
Далее перейдем к анализу результатов исследования при использовании темной одежды. На данном этапе ученикам была предоставлена та же таблица, что и на первом этапе. В таблице 3 отражены данные участников проекта на конечном этапе эксперимента, когда преподаватели были одеты в темную одежду.
Таблица 3.
Сводная таблица результатов изучения настроения учащихся во время проведения урока
№ испытуемого |
Настроение во время проведения урока |
1 |
не изменилось |
2 |
ухудшилось |
3 |
не изменилось |
4 |
ухудшилось |
5 |
ухудшилось |
6 |
ухудшилось |
7 |
не изменилось |
8 |
не изменилось |
9 |
не изменилось |
10 |
не изменилось |
11 |
не изменилось |
12 |
ухудшилось |
13 |
ухудшилось |
14 |
ухудшилось |
15 |
ухудшилось |
16 |
ухудшилось |
17 |
ухудшилось |
18 |
ухудшилось |
19 |
ухудшилось |
20 |
ухудшилось |
Отобразим полученные данные на рисунке 2.
Рисунок 2. Сводная таблица результатов изучения настроения учащихся во время урока
Анализ данных, представленных в таблице, выявил, что у 13 участников наблюдалось ухудшение настроения (65%), в то время как у 7 человек (35%) оно осталось стабильным. Эти результаты позволяют заключить, что темная одежда в большинстве случаев оказывает негативное воздействие на учащихся.
Сравнение данных начального и конечного результатов представлено на рисунке 3.
Рисунок 3. Сравнение результатов начального и конечного результатов
На сравнительной гистограмме видно, что 15 учащихся (75%) отметили улучшение настроения при виде учителей в яркой и светлой одежде, в то время как у 4 (20%) настроение не изменилось и лишь у 1 учащегося (5%) настроение ухудшилось. Напротив, 13 (65%) учащихся испытали ухудшение настроения при встрече с учителями в темной одежде, а лишь 7 (35%) отметили его стабильность. Эти данные свидетельствуют о том, что преподавателям предпочтительнее носить светлую одежду, так как она положительно влияет на настроение учащихся.
В эксперименте №2 участвовало 10 человек. Ученикам была поставлена задача выучить стихотворение. Первые четверостишья они учили в светлом помещении с большими окнами. Оставшуюся часть стихотворения участники выучили в помещении с темными стенами и тусклым освещением. Результаты каждого ученика фиксировались на секундомер. Статистика результатов учеников, которые учили стихотворение в светлом помещении, представлена в таблице 4.
Таблица 4.
Результаты учеников, учивших стих в светлом помещении
Участник |
Результат (мин) |
Участник №1 |
25 |
Участник №2 |
17 |
Участник №3 |
23 |
Участник №4 |
20 |
Участник №5 |
25 |
Участник №6 |
22 |
Участник №7 |
21 |
Участник №8 |
24 |
Участник №9 |
19 |
Участник №10 |
19 |
Таблица 5.
Результаты учеников, которые продолжили учить стихотворение в темном помещении
Участник |
Результат (мин) |
Участник №1 |
39 |
Участник №2 |
37 |
Участник №3 |
41 |
Участник №4 |
40 |
Участник №5 |
35 |
Участник №6 |
37 |
Участник №7 |
36 |
Участник №8 |
39 |
Участник №9 |
41 |
Участник №10 |
42 |
По результатам представленных выше таблиц видно, что на первом этапе эксперимента в среднем на запоминание четверостиший затрачивалось 21,5 минут. На втором этапе исследования затрачивалось 38,7 минут на изучение стихотворения.
Анализ данных, приведенных в таблицах 4 и 5, показал, что более эффективным будет изучение материала в светлом помещении с хорошим освещением. Это позволит ученикам запоминать информацию быстрее.
В эксперименте №3 я изучала влияние цветных карточек на работоспособность мозга. В течение 7 месяцев я использовала специальную технику для подготовки к рубежным и проверочным работам. Всего за этот период я написала 20 тестов. Для подготовки к 10 работам я применяла специальную технику. При изучении материала я использовала лист желтого картона, который находился в моем поле зрении. Желтый цвет стимулирует деятельность мозга, освещая мысли, и помогает в борьбе с умственным переутомлением. 15 минут я интенсивно работала, затем следующие 2 минуты я смотрела на желтую карточку. Так я чередовала несколько раз. После завершения подготовки я использовала картон синего цвета. Синий цвет снижает работоспособность, позволяет погрузиться в состояние созерцания и размышления. В течении 2-3 минут я смотрела на синюю карточку и снижала напряжение центральной нервной системы.
Подготовка к оставшимся 10 работам проходила в спокойной обстановке без использования хромотерапии.
Результаты данного эксперимента представлены в таблице 6 и 7.
Таблица 6.
Сводная таблица результатов работ, при подготовке к которым использовалась хромотерапия
Номер работы |
Оценка |
Работа №1 |
5 |
Работа №2 |
5 |
Работа №3 |
4 |
Работа №4 |
5 |
Работа №5 |
5 |
Работа №6 |
5 |
Работа №7 |
5 |
Работа №8 |
5 |
Работа №9 |
3 |
Работа №10 |
4 |
Рисунок 4. Диаграмма результатов первых 10 работ
На основе результатов проверочных и рубежных работ на первом этапе исследования видно, что 70% написаны на отлично, 20% на хорошо и 10% на удовлетворительно.
Таблица 7.
Сводная таблица результатов работ при обычной подготовке
Номер работы |
Оценка |
Работа№1 |
4 |
Работа№2 |
4 |
Работа№3 |
5 |
Работа№4 |
4 |
Работа№5 |
3 |
Работа№6 |
4 |
Работа№7 |
5 |
Работа№8 |
4 |
Работа№9 |
3 |
Работа№10 |
5 |
Рисунок 5. Диаграмма результатов оставшихся 10 работ
На основе результатов проверочных и рубежных работ на втором этапе исследования видно, что 30% работ написаны «на отлично», 50% «на хорошо» и 20% «на удовлетворительно».
Анализ данных, приведенных в таблицах 5 и 6, показал, что наиболее эффективной является подготовка по методу хромотерапии. Первый период показал стабильный и достойный результат. Во втором периоде процент работ написанных на «отлично» резко снизился, что подкрепляет надежность метода хромотерапии.
Заключение
На основе результатов, проведенных экспериментов, я делаю вывод, что цветотерапия является хорошим и действенным способом влияния на человека. Она позволяет настроиться на рабочий лад и сфокусироваться на поставленной задаче. Цветотерапия – самый удобный и доступный способ психологической коррекции. Зная влияние цвета на состояние человека, можно применять это на практике. Цветотерапия, или хромотерапия, применяется для коррекции психических состояний и лечения расстройств.
Таким образом, общество всегда уделяет внимание как личности, так и её одежде. Цвет одежды способен значительно влиять на настроение окружающих и формировать атмосферу в коллективе. Хромотерапия может помочь как при подготовке к экзаменам и тестированиям, так и при изучении нового материала.
В результате эмпирических исследований влияния цвета на эмоциональное состояние человека и его работоспособность я изучила цветотерапию, психологию восприятия цвета и другие аспекты психологии. Практическая часть моего проекта позволила наблюдать, как цвет влияет на настроение и продуктивность мозговой деятельности. Я провела исследования, которое показали, что окружающие нас цвета действительно влияют на нервную систему человека. Из этого следует подтверждение моей гипотезы. Цветотерапия может использоваться для улучшения эмоциональной составляющей человека и его работоспособности.
Подводя итоги моего исследования, хочу дать некоторые рекомендации. Для положительного влияния на окружающих, следует надевать одежду светлых оттенков. Для улучшения работы мозга предпочтительнее выбирать светлые помещения с хорошим освящением. Для лучшего запоминания информации, повышения успеваемости и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ рекомендуется использовать метод цветотерапии.
Список литературы
- Галчинова Т. А. Влияние цвета на эмоциональное состояние человека. Электронный ресурс. Режим доступа - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42804577_59874856.pdf
- Зиннатуллина, А. Д. Психология цвета в интерьере - особенности применения цвета в гостиной / А. Д. Зиннатуллина // Проектирование и научное исследование в дизайн-образовании: Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции молодых ученых, преподавателей и студентов, Набережные Челны, 26 апреля 2017 года / Под ред. Э.Г. Ахметшиной. – Набережные Челны: Частное образовательное учреждение высшего образования " Камский институт искусств и дизайна", 2017. – С. 93-95. – EDN VSRWJW
- Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета/ Г. Клар. – М.: Изд. «Питер», 1998. – 175 с.
- Ладыженский, С. Г. Применение теории систематизации и классификации цвета в практической работе дизайнера и живописца: методическое пособие по курсу "Живопись" для студентов, обучающихся по направлению "Дизайн" ГПИ МЭИ / С. Г. Ладыженский; С. Г. Ладыженский; М-во образования и науки Российской Федерации, Нац. исслед. ун-т "МЭИ". – Москва: Изд. дом МЭИ, 2012. – 76 с. – EDN QTACNJ
- Миронова, Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве – Беларусь, 2005. – 152 с.
- Садыкова С. З. Взаимосвязь цвета и темперамента в изобразительной деятельности [Электронный ресурс] / С.З. Садыкова: автореф. дис… канд. психологических наук. – Режим доступа – http://nauka-pedagogika.com (дата обращения 3.02.2025)
- Степанова А. Н. Влияние цвета на психофизиологическое состояние человека. Электронный ресурс. Режим доступа - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43054593_72921121.pdf
- Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство / Р.М.Фрумкина. - М., 1984. – 180 с.
- Финагина, Ю. В. Обозначение оттенков цветов: классификация в учебных целях / Ю. В. Финагина // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: материалы XIV Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22-24 апреля 2015 года. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2015. – С. 122-124. – EDN VOGTEF