ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА НАСТРОЕНИЕ И ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ ЧЕЛОВЕКА

ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА НАСТРОЕНИЕ И ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ ЧЕЛОВЕКА

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

95

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 17 (218), Апрель ‘25

Поделиться

В научной статье рассматривается влияние цвета на психологическую составляющую человека. Цель моего исследования заключается в изучение влияния цвета на настроение человека. Гипотеза моего исследования сформулирована следующим образом: цветотерапия может применяться для улучшения эмоционального состояния человека и его работоспособности. В данной работе, во-первых, был проведен анализ цветового спектра, классификация его по группам и подробный анализ отдельных цветов. Во-вторых, мною были проведены три эксперимента, позволяющие погрузиться в данную тему. Результатом моего исследования является подтверждение поставленной гипотезы.

Введение

Хромотерапия предназначена для коррекции психических состояний и устранения расстройств. Каждый из нас подсознательно применяет эти принципы при выборе одежды или оформлении окружающего пространства. Профессиональная цветотерапия может существенно снизить уровень тревожности, помочь справиться с депрессией, повысить самооценку и улучшить качество жизни в целом.

Цвета одежды, выбираемой человеком, также имеют огромное значение. Люди вокруг нас способны оказывать влияние на наше внутреннее состояние, а выбор цветовой гаммы в их нарядах может значительно сказаться на нашем настроении

Изучение влияния цвета на человека берет свое начало в Древнем Египте, однако как самостоятельная наука – психология восприятия цвета – сформировалась лишь в XIX веке. Этот раздел психологии занимается исследованием взаимосвязи между энергией цветовых оттенков и состоянием здоровья, настроением, а также общим состоянием человека. Кроме того, цветотерапия используется для лечения различных психопатологий.

Цель работы: изучение влияния цвета на настроение человека.

Задачи работы:

1. рассмотреть общее понятие о цвете;

2. дать характеристику цветов;

3. рассмотреть влияние цвета на психологическое состояние человека;

4. провести исследование влияния цвета на настроение человека.

Объект анализа: цвет.

Предмет исследования: настроение и работоспособность школьников, формируемое цветовым воздействием.

Методы исследования: тестирование, анализ и синтез выводов.

Гипотеза исследования: цветотерапия может применяться для улучшения эмоционального состояние человека и его работоспособности. 

Теоретическая значимость: в данном исследовании представлена систематизированная теоретическая информация, которая освещает воздействие цвета на психическое состояние человека.

Практическая значимость: материалы, полученные в ходе данного исследования, могут быть применены в практике психологов, дизайнеров, педагогов и администрации образовательных учреждений.

1. Теоретическая часть

1.1 Общее понятие о цвете

Цвет – это оптическое явление, чувственное ощущение, создаваемое глазом и мозгом. Цвет не является физической переменной и, следовательно, не имеет физических единиц измерения. Сами по себе предметы не являются цветными: ощущение цветности возникает как результат воздействия световых излучений. Видимый солнечный свет, который воспринимается как белый, освещает предмет и частично отражается. Следовательно, объект, который находится в красной зоне видимого спектра, воспринимается окрашенным в красный цвет. Объект, полностью отражающий излучение всего видимого спектрального диапазона, как правило, кажется белым, а объект, полностью поглощающий излучение, – черным.

 

Отдельные составляющие, используемые для описания цвета в системе восприятия «глаз и мозг»: цветового стимула как физически измеримого излучения, отражаемого наблюдаемым предметом, и спецификации цветовых стимулов как результата визуального восприятия наблюдателя.

 

Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические. Ахроматические – это белый, черный и вся гамма оттенков серого.

 

К хроматическим цветам относятся все цвета видимого спектра от красного до фиолетового и их оттенки, а также коричневый (его нет на цветовом круге).

 

Используя эти цвета в различных комбинациях, мы получим всю бесконечность цвета.

 

Также цвета делятся на тёплые и холодные [4].

 

Характеристиками цвета также являются: светлота, цветовой тон (цвет), насыщенность или интенсивность, чистота цвета.

 

Цветовой тон – совокупность цветовых оттенков, сходных с одним и тем же цветом спектра. Любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому спектральному цвету. Оттенки, сходные с одним и тем же цветом спектра (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону. При изменении тона, к примеру, синего цвета в зеленую сторону спектра он сменяется голубым, в обратную — фиолетовым.

 

Насыщенность – это интенсивность определённого тона, то есть степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического (серого) цвета. Насыщенный цвет можно назвать сочным, глубоким, менее насыщенный – приглушённым, приближённым к серому. Полностью ненасыщенный цвет будет оттенком серого.

 

Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Чистота цвета – это скорее психологическое понятие, нежели физическое: «не чистый» оранжевый тоже может быть представлен в спектре волнами определённой длины.

 

Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Это свойство, выражающее близость, хроматических и ахроматических цветов к белому или черному цвету относительная яркость цвета по отношению к образцу. Черно-серо-белая (т.е., ахроматические цвета) краска имеет только светлоту, а цветные – и светлоту, и цвет [9].

 

Любой хроматический цвет можно сравнить по светлоте с ахроматическим цветом. Цветные краски можно сравнивать по светлоте друг с другом. Уровень светлоты окрашенных объектов определяется при сравнении их с ахроматическими (серыми) объектами и при выявлении степени их приближения к белому цвету.

 

Яркость – одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью яркости. К примеру, при уменьшении яркости синий цвет постепенно приближается к чёрному [6].

 

1.2 Характеристика цветов

Как известно, красный цвет — это теплый тон, который придаёт организму энергию и жизненные силы. Его еще называют цветом жизни, из-за того, что он наполняет силы, способствует избавлению от грусти и депрессии.

 

Этот цвет, который активирует функции всех органических систем. Во время цветотерапии красный помогает при различных заболеваниях крови, и содействует увеличению производства эритроцитов, а также улучшает работу сердца и состояние кожи.

 

Однако, у этого цвета есть противопоказания: людям, страдающим от раздражительности и нервозности, стоит избегать большого количества красного. Также он не рекомендуется тем, у кого повышенное артериальное давление, а иногда даже может усугубить их состояние. Также известно, красный цвет может стимулировать восстановление язв и ран, но его не стоит использовать при воспалительных процессах в организме. Красный является очень ярким оттенком, поэтому важно ограничить длительное воздействие этого цвета на организм.

 

Рассмотрим оранжевый цвет. Он обладает рядом лечебных свойств, схожих с красным. В цветотерапии он положительно воздействует на систему кроветворения, согревает холодные области тела, но не рекомендуется для людей с нервной системой, подверженной легкому возбуждению. Он может вызывать негативные эффекты при длительном использовании. Этот цвет улучшает секрецию ряда желез и органов дыхательной системы, помогает при заболеваниях почек и имеет общие регенерирующие свойства.

 

Перейдем к розовому цвету. В отличие от красного, он менее яркий и действует мягче. Приносит тепло и поднимает настроение во время сеансов цветотерапии, обладает успокаивающим эффектом на нервную систему, улучшает качество сна и способствует миорелаксации.

 

Следующий цвет – желтый. Он ассоциируется с интеллектом и духовным ростом. Цветотерапия желтым стимулирует деятельность мозга, структурирует мысли, и помогает в борьбе с умственным переутомлением. Также он способствует улучшению упругости кожи и ее омоложению [3].

 

Самый часто встречающийся цвет на земле – это зеленый. Цвет, который символизирует гармонию и процветание. Он уравнивает работу всех систем организма, особенно кровеносной и нервной. Лечение зеленым цветом активно способствует росту положительных клеток, что делает его полезным для беременных и людей с переломами. Но, как и любой избыток, злоупотребление зеленым цветом может вызвать негативные эффекты, чрезмерную апатию и не желание вести активный образ жизни.

 

Перейдем к синему цвету. Он преимущественно обладает охлаждающим эффектом, что делает его полезным в цветотерапии при лечении ожогов и лихорадки. Это цвет успокаивает. Все оттенки синего активно воздействует на нервную систему, помогая справиться с беспокойством, страхами и стрессом. Он усиливает протективные функции организма и пополняет энергетические резервы. Этот цвет также применяется в борьбе с бессонницей и различными нервными расстройствами. Широко изучено успокаивающее влияние синего цвета на мозг. Он обеспечивает ясность мышления, способствуя более глубокому размышлению.

 

Рассмотрим один из оттенков синего отдельно. Голубой цвет известен в цветотерапии своим обезболивающим эффектом. Он ассоциируется с чистотой сознания и здоровым духом, нормализуя работу всех систем тела. Людям с избыточной массой тела следует обратить внимание на голубой цвет, так как он помогает снизить аппетит и улучшает пищеварение, а также способствует избавлению от нервных тиков и бессонницы. Хотя длительное воздействие голубого цвета может нарушить энергетические потоки и вызвать некоторые эмоциональные сбои в организме.

 

Еще один оттенок синего или ультра - синий цвет (или как его принято называть последнее десятилетние) цвет индиго. Он символизирует космическую бездну и очищает на духовном уровне, проясняя запутанные мысли и открывая доступ к более высоким уровням сознания. Этот цвет издавна использовался для лечения душевных болезней, и он обладает, так называемым, вяжущим эффектом. Чрезмерное присутствие индиго может привести к головным болям и повышенной сонливости.

 

Фиолетовый цвет считается источником вдохновения и творчества. Он не только помогает расслабить сознание, он создает легкость в теле и стимулирует духовность. Он положительно воздействует на легкие, сердце и сосудистую систему. В цветотерапии фиолетовый активно используется для лечения заболеваний ушей, глаз и носа, используется при частых простудах [2].

 

Рассмотрим последние три базовых цвета:

 

Белый цвет обладает выдающимися очищающими свойствами в терапевтических практиках. Он помогает организму преодолевать болезни, избавляя от негативных накоплений все органы на глубоком уровне. Именно поэтому белый цвет так часто встречается в медицинских учреждениях: он является наилучшим средством для снятия боли и общего оздоровления.

 

Серый цвет выполняет защитную функцию, ограждая от негативных воздействия и стрессов, смягчая влияние неприятных событий на психику и физическое состояние.

 

Черный цвет в терапии применяют редко и с осторожностью из-за его мощной энергетики, которая может негативно сказаться на здоровье. Тем не менее, при правильном использовании черный цвет помогает при заболеваниях, связанных с холодом и влагой, стабилизируя работу почек и регулируя давление [5].

 

1.3 Влияние цвета на психологическое состояние человека

Восприятие цветов человеческим мозгом определяется целым рядом факторов, в том числе физиологией, психологией и культурными традициями. Изначально исследования в этой области концентрировались на колориметрии, но позже заинтересовали этнографов, социологов и психологов. Научно подтверждено, что разные оттенки цветов способны вызывать различные эмоции, например, радость, грусть или тревогу. Более того, даже вариации одного и того же цвета могут передавать разные эмоциональные состояния и влиять на эффективность различных видов деятельности (в частности, обучения).

 

Теплые цвета обычно ассоциируются с энергией, а холодные - с релаксацией и умиротворением. Наиболее приятными для восприятия считаются светлые, приглушенные оттенки основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего, которые широко распространены в природе.

 

Красный цвет символизирует как любовь и силу, так и опасность. Желтый цвет связан с жизнью и радостью, а оранжевый создает ассоциации с теплом и активностью. Фиолетовый цвет отражает величие, синий – вечность и верность, зеленый – покой и надежду. Белый цвет символизирует чистоту, а черный ассоциируется с серьезностью. Исследования показывают, что воздействие цветов на психофизиологическое состояние индивида может варьироваться.

 

Коричневый цвет относится к спокойным и сдержанным оттенкам, создающим атмосферу уюта и тепла, а также способствующим миролюбивому настроению. Это цвет, наиболее часто используется в жилье, цвете мебели. Если говорить о термине Эко, то это цвет преобладает в этой теме. Этот цвет ассоциируется с надежностью и здравым смыслом. Тем не менее, при выборе коричневого следует проявлять осторожность, выбирать светлые его оттенки, так как некоторые из них могут вызывать негативные эмоции. Исследования показывают, что тусклый и мрачный коричневый цвет предпочитают люди, оказавшиеся в конфликтных ситуациях, что может говорить о пониженном жизненном тонусе.

 

Зеленый цвет считается наиболее благоприятным для человека, оказывая на многих успокаивающее и целебное воздействие. Он способствует легкому и непринужденному общению, помогает расслабиться и положительно влияет на кровяное давление, создавая ощущение гармонии и способствуя релаксации.

 

Известен факт, что в 2000 года по нормам Сан Пина все доски в школах были заменены с темных (коричневых и черных) на зеленые. Черные доски оставлены только в кабинетах черчения.

 

Синий цвет характеризуется спокойствием и пассивностью, под его влиянием работоспособность может снижаться, а человек впадает в состояние созерцания и размышления. Однако тусклый синий цвет может вызывать чувство страха и ощущение потерянности.

 

Фиолетовый цвет, особенно в глубоких и насыщенных оттенках, ассоциируется с творчеством. Этот цвет предпочитают художники и любители искусства. Фиолетовые оттенки считаются одним из самых пассивных, так как их воздействие замедляет жизненные процессы и может негативно сказываться на работоспособности, даже при кратковременном воздействии.

 

Согласно мнению ученых, предпочтение белого цвета указывает на стремление к абсолютной свободе. Белый цвет, излучая энергию, придаёт человеку силы. Люди, выбирающие этот цвет, как правило, аккуратны в общении, хорошо чувствуют собеседника и отличаются благородством.

 

Серый цвет имеет множество оттенков. Чистый серый цвет способствует расслаблению и ощущению уверенности. Он создает впечатление стабильности и здравого смысла, однако некоторые его оттенки могут быть унылыми и вызывать грустные эмоции, а темно-серые оттенки способны даже подавлять.

 

Черный цвет, по мнению психологов, символизирует агрессивное упрямство и психологическую защиту. Существует мнение, что черный цвет выбирают люди, которые сознательно восстают против своей судьбы. Постоянное предпочтение черного может свидетельствовать о кризисном состоянии и агрессивном неприятии мира или себя. Известно, что в больших количествах черный цвет угнетает, снижая настроение и работоспособность. Однако он также может быть динамичным, способствовать пониманию и придавать достоинство. Психологи отмечают, что предпочтение белого и черного цветов часто наблюдается у людей, переживающих психологический кризис, а также у подростков в период пубертата.

 

Итак, выбор цветовых предпочтений непосредственно связан с основными чертами характера индивида и в некоторой степени отражает его внутренний мир. Цвет в данном случае является не только способом самовыражения человека, но и средством достижения внутренней гармонии [4].

 

2. Практическая часть

2.1 Организация и методика исследования

Для подтверждения теории о влиянии цвета на настроение человека были проведены 3 эксперимента.  В первом эксперименте участвовали 20 учащихся 10 класса. Для проведения исследований использовались следующие диагностические инструменты: опрос, самонаблюдения.

 

Эксперимент №1 проходил в течение двух дней. В первый день учителей, работающих с этим классом, попросили надеть одежду светлых и ярких оттенков. Через неделю, в тот же день, они должны были одеться в темные тона. 

 

В течение двух дней эксперимента участники заполняли таблицу, представленную ниже. Тестирование проводилось с согласия участников в индивидуальном порядке в кабинетах с преподавателями. Участникам были выданы специальные бланки для заполнения. Мной были подготовлены напечатанные таблицы для дальнейшего анализа. Выбор диагностического инструментария был полностью адаптирован к возрасту исследуемых? Содержание урока было приблизительно одинаковым.

Таблица 1.

Анкета для участников эксперимента

Вопрос

Ответ

1. Сколько у Вас сегодня уроков?

5 / 6 / 7

2. Как Ваше самочувствие?

Хорошее/удовлетворительное/плохое

3. Наличие проверочных работ сегодня?

Много/ немного/ совсем нет

4. Наличие выполненного домашнего задания на сегодня?

Есть / нет

5. Изменилось ли ваше настроение во время урока?

Улучшилось/ухудшилось/не изменилось

 

Ученики заполнили представленную таблицу дважды. Благодаря статистике ответов на данные вопросы можно наглядно рассмотреть зависимость настроения учеников от внешнего вида учителей.

 

2.2 Результаты исследования и их обсуждение

Данное исследование дало возможность объединить полученные результаты в одну сводную диаграмму, которая представлена ниже (рисунок 3). В ней отражены данные участников проекта на начальном этапе эксперимента, когда преподаватели были одеты в светлую и яркую одежду. Показательным вопросом данного эксперимента является вопрос №5 «Изменилось ли ваше настроение во время урока?»

 

Таблица 2.

 

Сводная таблица результатов изучения настроения учащихся в конце дня на начальном этапе проекта

№ испытуемого

Настроение во время проведения урока

1

улучшилось

2

ухудшилось

3

улучшилось

4

улучшилось

5

улучшилось

6

улучшилось

7

не изменилось

8

улучшилось

9

улучшилось

10

улучшилось

11

не изменилось

12

улучшилось

13

не изменилось

14

улучшилось

15

улучшилось

16

улучшилось

17

улучшилось

18

не изменилось

19

улучшилось

20

улучшилось

 

 Рисунок 1. Сводная таблица результатов изучения настроения учащихся во время проведения урока

Анализ собранных данных показывает, что у 4 участников (20%) наблюдалось отсутствие изменений в настроении, в то время как у 15 человек (75%) оно улучшилось, 1 респондент (5%) отметил ухудшение настроения. Это позволяет сделать вывод о том, что светлая одежда оказывает положительное влияние на учащихся.

Далее перейдем к анализу результатов исследования при использовании темной одежды. На данном этапе ученикам была предоставлена та же таблица, что и на первом этапе.  В таблице 3 отражены данные участников проекта на конечном этапе эксперимента, когда преподаватели были одеты в темную одежду.

Таблица 3.

Сводная таблица результатов изучения настроения учащихся во время проведения урока

№ испытуемого

Настроение во время проведения урока 

1

не изменилось

2

ухудшилось

3

не изменилось

4

ухудшилось

5

ухудшилось

6

ухудшилось

7

не изменилось

8

не изменилось

9

не изменилось

10

не изменилось

11

не изменилось

12

ухудшилось

13

ухудшилось

14

ухудшилось

15

ухудшилось

16

ухудшилось

17

ухудшилось

18

ухудшилось

19

ухудшилось

20

ухудшилось

 

Отобразим полученные данные на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Сводная таблица результатов изучения настроения учащихся во время урока

Анализ данных, представленных в таблице, выявил, что у 13 участников наблюдалось ухудшение настроения (65%), в то время как у 7 человек (35%) оно осталось стабильным. Эти результаты позволяют заключить, что темная одежда в большинстве случаев оказывает негативное воздействие на учащихся.

Сравнение данных начального и конечного результатов представлено на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Сравнение результатов начального и конечного результатов

На сравнительной гистограмме видно, что 15 учащихся (75%) отметили улучшение настроения при виде учителей в яркой и светлой одежде, в то время как у 4 (20%) настроение не изменилось и лишь у 1 учащегося (5%) настроение ухудшилось. Напротив, 13 (65%) учащихся испытали ухудшение настроения при встрече с учителями в темной одежде, а лишь 7 (35%) отметили его стабильность. Эти данные свидетельствуют о том, что преподавателям предпочтительнее носить светлую одежду, так как она положительно влияет на настроение учащихся.

В эксперименте №2 участвовало 10 человек. Ученикам была поставлена задача выучить стихотворение. Первые четверостишья они учили в светлом помещении с большими окнами. Оставшуюся часть стихотворения участники выучили в помещении с темными стенами и тусклым освещением. Результаты каждого ученика фиксировались на секундомер. Статистика результатов учеников, которые учили стихотворение в светлом помещении, представлена в таблице 4.

 Таблица 4.

Результаты учеников, учивших стих в светлом помещении

Участник

Результат (мин)

Участник №1

25

Участник №2

17

Участник №3

23

Участник №4

20

Участник №5

25

Участник №6

22

Участник №7

21

Участник №8

24

Участник №9

19

Участник №10

19

 

Таблица 5.

Результаты учеников, которые продолжили учить стихотворение в темном помещении

Участник

Результат (мин)

Участник №1

39

Участник №2

37

Участник №3

41

Участник №4

                                    40

Участник №5

35

Участник №6

37

Участник №7

36

Участник №8

39

Участник №9

41

Участник №10

42

 

По результатам представленных выше таблиц видно, что на первом этапе эксперимента в среднем на запоминание четверостиший затрачивалось 21,5 минут. На втором этапе исследования затрачивалось 38,7 минут на изучение стихотворения.

Анализ данных, приведенных в таблицах 4 и 5, показал, что более эффективным будет изучение материала в светлом помещении с хорошим освещением. Это позволит ученикам запоминать информацию быстрее.

В эксперименте №3 я изучала влияние цветных карточек на работоспособность мозга. В течение 7 месяцев я использовала специальную технику для подготовки к рубежным и проверочным работам. Всего за этот период я написала 20 тестов. Для подготовки к 10 работам я применяла специальную технику. При изучении материала я использовала лист желтого картона, который находился в моем поле зрении. Желтый цвет стимулирует деятельность мозга, освещая мысли, и помогает в борьбе с умственным переутомлением. 15 минут я интенсивно работала, затем следующие 2 минуты я смотрела на желтую карточку. Так я чередовала несколько раз. После завершения подготовки я использовала картон синего цвета. Синий цвет снижает работоспособность, позволяет погрузиться в состояние созерцания и размышления. В течении 2-3 минут я смотрела на синюю карточку и снижала напряжение центральной нервной системы.

Подготовка к оставшимся 10 работам проходила в спокойной обстановке без использования хромотерапии.

Результаты данного эксперимента представлены в таблице 6 и 7.

Таблица 6.

Сводная таблица результатов работ, при подготовке к которым использовалась хромотерапия

Номер работы

Оценка

Работа №1

5

Работа №2

5

Работа №3

4

Работа №4

5

Работа №5

5

Работа №6

5

Работа №7

5

Работа №8

5

Работа №9

3

Работа №10

4

 

Рисунок 4. Диаграмма результатов первых 10 работ

На основе результатов проверочных и рубежных работ на первом этапе исследования видно, что 70% написаны на отлично, 20% на хорошо и 10% на удовлетворительно.

Таблица 7.

Сводная таблица результатов работ при обычной подготовке

Номер работы

Оценка

Работа№1

4

Работа№2

4

Работа№3

5

Работа№4

4

Работа№5

3

Работа№6

4

Работа№7

5

Работа№8

4

Работа№9

3

Работа№10

5

 

Рисунок 5. Диаграмма результатов оставшихся 10 работ

На основе результатов проверочных и рубежных работ на втором этапе исследования видно, что 30% работ написаны «на отлично», 50% «на хорошо» и 20% «на удовлетворительно».

Анализ данных, приведенных в таблицах 5 и 6, показал, что наиболее эффективной является подготовка по методу хромотерапии. Первый период показал стабильный и достойный результат. Во втором периоде процент работ написанных на «отлично» резко снизился, что подкрепляет надежность метода хромотерапии.

Заключение

На основе результатов, проведенных экспериментов, я делаю вывод, что цветотерапия является хорошим и действенным способом влияния на человека. Она позволяет настроиться на рабочий лад и сфокусироваться на поставленной задаче.  Цветотерапия – самый удобный и доступный способ психологической коррекции. Зная влияние цвета на состояние человека, можно применять это на практике. Цветотерапия, или хромотерапия, применяется для коррекции психических состояний и лечения расстройств.

 

Таким образом, общество всегда уделяет внимание как личности, так и её одежде. Цвет одежды способен значительно влиять на настроение окружающих и формировать атмосферу в коллективе. Хромотерапия может помочь как при подготовке к экзаменам и тестированиям, так и при изучении нового материала.

 

В результате эмпирических исследований влияния цвета на эмоциональное состояние человека и его работоспособность я изучила цветотерапию, психологию восприятия цвета и другие аспекты психологии. Практическая часть моего проекта позволила наблюдать, как цвет влияет на настроение и продуктивность мозговой деятельности.  Я провела исследования, которое показали, что окружающие нас цвета действительно влияют на нервную систему человека. Из этого следует подтверждение моей гипотезы. Цветотерапия может использоваться для улучшения эмоциональной составляющей человека и его работоспособности. 

 

Подводя итоги моего исследования, хочу дать некоторые рекомендации. Для положительного влияния на окружающих, следует надевать одежду светлых оттенков. Для улучшения работы мозга предпочтительнее выбирать светлые помещения с хорошим освящением. Для лучшего запоминания информации, повышения успеваемости и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ рекомендуется использовать метод цветотерапии.

Список литературы

  1. Галчинова Т. А. Влияние цвета на эмоциональное состояние человека. Электронный ресурс. Режим доступа - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42804577_59874856.pdf
  2. Зиннатуллина, А. Д. Психология цвета в интерьере - особенности применения цвета в гостиной / А. Д. Зиннатуллина // Проектирование и научное исследование в дизайн-образовании: Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции молодых ученых, преподавателей и студентов, Набережные Челны, 26 апреля 2017 года / Под ред. Э.Г. Ахметшиной. – Набережные Челны: Частное образовательное учреждение высшего образования " Камский институт искусств и дизайна", 2017. – С. 93-95. – EDN VSRWJW
  3. Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета/ Г. Клар. – М.: Изд. «Питер», 1998. – 175 с.
  4. Ладыженский, С. Г. Применение теории систематизации и классификации цвета в практической работе дизайнера и живописца: методическое пособие по курсу "Живопись" для студентов, обучающихся по направлению "Дизайн" ГПИ МЭИ / С. Г. Ладыженский; С. Г. Ладыженский; М-во образования и науки Российской Федерации, Нац. исслед. ун-т "МЭИ". – Москва: Изд. дом МЭИ, 2012. – 76 с. – EDN QTACNJ
  5. Миронова, Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве – Беларусь, 2005. – 152 с.
  6. Садыкова С. З. Взаимосвязь цвета и темперамента в изобразительной деятельности [Электронный ресурс] / С.З. Садыкова: автореф. дис… канд. психологических наук. – Режим доступа – http://nauka-pedagogika.com (дата обращения 3.02.2025)
  7. Степанова А. Н. Влияние цвета на психофизиологическое состояние человека. Электронный ресурс. Режим доступа - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43054593_72921121.pdf
  8. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство / Р.М.Фрумкина. - М., 1984. – 180 с.
  9. Финагина, Ю. В. Обозначение оттенков цветов: классификация в учебных целях / Ю. В. Финагина // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: материалы XIV Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22-24 апреля 2015 года. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2015. – С. 122-124. – EDN VOGTEF
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее