Значение тона в изобразительном искусстве

Значение тона в изобразительном искусстве

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (153), Январь ‘24

Дата публикации 29.01.2024

Поделиться

В статье рассматриваются вопросы о важности тона в изобразительном искусстве. Рассматриваются основные принципы ведения работы с тоном.

Переоценить значение тона в создании убедительной композиции невозможно. В изобразительном искусстве под тоном понимается, как правило, степень светлоты или темноты цвета, или оттенка какого-либо объекта. Другими словами, под тоном подразумевается оттенок ахроматической гаммы, который по силе соответствует натурному хроматическому цвету объекта [3].

Все тоновые проявления можно условно разделить на 3 основные категории: светлые, средние и тёмные тона. Показатель тона может разниться и то, насколько светлым или тёмным будет тон, зависит от конкретного цвета, от источника освещения, от степени освещённости или затемнения объекта, или же поверхности, а также от степени удаления объекта от зрителя с учётом воздушной перспективы. В отличии от изолированного цвета, который мы можем представить и назвать, тон изолировать не получится, так как тон всегда существует в контексте окружающего пространства [2].

Тон – это один из самых важнейших компонентов рисунка или живописи. Именно с помощью тона создаётся объём, ощущение реалистичности, глубина, пространство, а также гармония между изображёнными объектами и целостность всей композиции. Тон является незаменимым инструментом для создания необходимой атмосферы и эмоционального настроения картины. Например, тёмные и мрачные тона могут придавать напряжённость, тревогу, драматичность и таинственную атмосферу, в то время как светлые тона могут привнести в изображение лёгкость, радость и расслабленность. Кроме того, с помощью тона, художник может управлять вниманием зрителя, выделяя точки фокуса. Используя тоновые контрасты, художник способен выделять и подчёркивать необходимые элементы изображения, что даёт возможность последовательно направлять взгляд зрителя от одной части картины к другой [1].

Однако, в следствии некоторых причин можно забыть о работе с тоном. Например, из-за психологического феномена постоянства восприятия, можно пренебречь настоящим, полагаясь лишь на свою память. Другими словами, лимон не всегда жёлтый, а белые стены и вовсе никогда не являются белыми, как мы можем представить их у себя в голове. Объекты всегда находятся под влиянием освещения, которое постоянно меняется в зависимости от времени суток, погоды и так далее. Другой причиной может стать – чрезмерное увлечение цветом. Поглощаясь в работу с огромным количеством цветов и оттенков и прорисовывая детали отдельных объектов картины, забывая про цельность всей композиции, можно пренебречь чувством тона, тем самым рискуя сделать свою работу безжизненной, плоской, и скучной [1].

Как не забывать про тон? Прежде чем прорисовывать какие-либо детали необходимо заранее продумать тоновые отношения между основными элементами задуманного изображения, учитывая свет, которым наполнено окружающее пространство. На начальном этапе крайне важно временно отказаться от деталей, фактур, некоторый форм, цвета и так далее [4].

Важно знать и соблюдать законы по которым работают тональные отношения. На языке живописцев умение показывать тональные отношения называют «брать отношения», что другими словами означает – умение правильно показывать силу освещения, падающего на изображаемые объекты. Великий русский художник И.Е. Репин в шутливой форме раскрыл секрет своего мастерства сказав, что он лишь «кладёт верный тон на верное место» [1].

Светом художник выстраивает форму. В связи с тем, что плоскости из которых состоит объект, находятся под разным углом по отношению к источнику освещения, степень освещенности каждой такой плоскости будет разной. Так, плоскости, которые находятся под прямым углом по отношению к источнику света будут более освещёнными, нежели чем те, которые повёрнуты от света. Плоскости, которые вовсе отвёрнуты, будут покрыты тенью. На закруглённых поверхностях свет распределяется равномерно. Наиболее выпуклые области объекта освещены сильнее, другие менее [4].

А из чего состоит тон? В изобразительном искусстве тон обладает определённой структурой, в которую входит зона света и её противоположность – зона тени. В зону света входит: блик, свет и полутень, а зона тени состоит из тени и рефлекса (отражённый свет). Каждая из составляющих этой структуры должна иметь свой тон. Так, например, свет не может быть светлее блика, а полутень темнее тени. Крайне важно следить за отношениями света и тени, а иначе изображённый объект может получится непонятным по форме и структуре. Чтобы грамотно изображать тон, важно постоянно сравнивать тональные градации с силой тени и света. Чтобы избежать пестроты важно следить за тем, чтобы не преувеличивать силу тональной моделировки. Найдя самую светлую или тёмную точку в композиции важно выдерживать по отношению к ним остальные световые градации, усиливая или наоборот ослабляя их. Кроме того, важно и о цвете не забывать. Хороший художник не будет писать предмет одним цветом, изменяя лишь его тон. Предметы имеют свойство вбирать в себя отражённый свет от других предметов. И чтобы изображаемый объект не выглядел вырезанным и неестественным важно показывать влияние соседствующих объектов, но опять же, не выходя за рамки тоновых отношений [3].

Чтобы создать иллюзию пространства на картине, необходимо уметь видеть все изображаемые элементы одновременно. Другими словами, это означает, что важно постоянно отслеживать взаимозависимость всех частей картины. Важна тональная иерархия, при которой второстепенное подчиняется первостепенному, третьестепенное – второстепенному и так далее. Чтобы этого добиться необходимо разделять изображение на тональные планы. Так, объекты на переднем плане изображаются более контрастными по тону, объекты, расположенные на средних планах, будут более приглушёнными, а объекты на задних планах могут и вовсе сливаться по тону, превращаясь в фон. Необходимо как бы смотреть на предметы заднего плана через предметы переднего плана, чтобы воспринимать всю работу не отдельно, а целиком. В таком случае, если что-то выбивается из общей картины, можно достаточно легко заметить эту ошибку. А чтобы замечать неточности и вовремя их исправлять, важно периодически прекращать работу над картиной и отходить от неё, давая глазам отдохнуть. Далее важно посмотреть на работу издалека, не обращая внимание на детали, чтобы оценить, насколько грамотно были взяты общие тоновые отношения [2].

Список литературы

  1. Как находить тональные отношения в живописи [электронный ресурс] // URL: https://artandyou.ru/technology/tonalnye_otnoshenia_v_zhivopisi/ (дата обращения 27.01.2024).
  2. Ломоносова М.Т. Графика и живопись : учеб. пособие / М.Т. Ломоносова. - М. : Астрель: АСТ, 2003. – 203 с.
  3. Саунина В.М. Тональный рисунок. Основы изобразительной грамоты для начинающих : учеб. пособие / В.М. Саунина, У.Н. Саунина. – Екатеринбург : Издательские решения, 2021. – 120 с.
  4. Эндрю Лумис. Искусство иллюстрации / Лумис Эндрю – М : КоЛибри, 2015. – 298 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary