Поскольку интерес является достаточно сложным и значимым образованием для человека, его активно изучают многие исследователи, что отражается большим количеством разных определений данного понятия, содержащихся в психолого-педагогической литературе. Рассмотрим те, которыми как мы считаем наиболее точно и ярко выражаются существующие по данному вопросу расхождения:
- Интерес - потребность в знании, ориентирующем человека в действительности (Л.И. Божович, В.М. Мясищев) [1]
- Интерес - эмоциональное проявление потребностей человека (А.В. Петровский) [5]
- Интерес — выражение устойчивой направленности личности, её деятельности, поступков и поведения относительно объекта потребности (Т.К. Панкратов) [4]
- Интерес - мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности (С.Л. Рубинштейн) [6].
Обобщив разнообразные взгляды на сущность интереса, можно выделить несколько направлений, в которых настоящее понятие связывается с потребностью личности, направленностью и мотивационной сферой индивида.
Познание – это процесс открытия спрятанных связей и отношений, это новый процесс проникновения ума в объективную действительность. Познание — это совокупность процессов, методов и процедур по получению знаний об окружающем нас мире. К его главной цели относят выявление закономерностей, регулирующих процессы и явления происходящие в мире, социуме и внутри отдельных людей [7].
Среди авторов нет единого мнения по поводу значения понятия «познавательный интерес», которое трактуется по-разному. По мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес – это ценное личностное образование, выражающее отношение человека к деятельности [12].
Т.И. Шамова считает, что познавательный интерес – это деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности [11, с. 29].
Познавательный интерес, по определению, данному Т.И. Зубковой, является естественным стремлением человека к познанию, характеристикой деятельности, ее интенсивности и интегральным личностным образованием [3, с. 11].
Руководствуясь приведёнными точками зрения авторов, убедительно доказывающими нам, что познавательный интерес – это формируемое качество личности, становится очевидным, что познавательный интерес должен рассматриваться с позиции прижизненно развивающегося сложного личностного образования, обусловливающего качественные характеристики познавательной деятельности.
Анализ научной, методической, психолого-педагогической литературы позволил определить общую линию формирования познавательных интересов. В исследованиях Е. В. Феденковой определены следующие стадии развития познавательного интереса:
- Любопытство - упрощённая, первоначальная стадия, обусловленная внешними, порой неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка.
- Любознательность - ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.
- Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Они содействуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениями, в закономерности познания.
- Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания [9, с. 318].
У детей младшего школьного возраста учебно-познавательный интерес носит ярко выраженный эмоциональный характер. Ребенок торопится завершить действие и немедленно получить результат. В более позднем возрасте подростков можно разделить на теоретиков, стремящихся проникнуть в истину, познать причины, единые принципы, и эмпириков, тяготеющих к жизненным объяснениям и прикладному характеру знаний. Следовательно, опираясь на перспективы развития познавательного интереса, необходимо вводить специальные приемы, воздействующие на его формирование и развитие в сторону теоретического осмысления явлений действительности.
Г.И. Щукиной была представлена наиболее отчётливая структура познавательного интереса. С её точки зрения, познавательный интерес состоит из следующих компонентов:
- Интеллектуальный компонент — выражающийся в направленности на познание объекта, стремлении постичь его сущность.
- Эмоциональный компонент — проявляющийся в положительном эмоциональном отношении к объекту.
- Волевой компонент — рассматривающийся как степень сосредоточенности на данном объекте, применении усилий для достижения поставленной цели и отражающийся в устойчивости интереса [12].
Выделенные компоненты познавательного интереса школьника могут находиться на различных уровнях развития, но при этом они, как части системы, находятся в сложных отношениях взаимовлияния и взаимозависимости. Так, например, положительное эмоциональное отношение к познавательной деятельности стимулирует развитие содержательно-процессуального компонента и наоборот, значительный объем знаний умений и навыков создает позитивный настрой по отношению к учебной деятельности.
Формирование познавательного интереса у школьников является одной из актуальных проблем педагогики. Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения - один из важных факторов успешности в учении. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её в практике. Каждому учителю известно, что ученик не сможет успешно усвоить материал, если он безразлично относиться к знаниям. Поэтому познавательный интерес у школьников нужно формировать и развивать с раннего возраста.
Мысли о необходимости развития познавательного интереса мы находим у Н.Г. Чернышевского. Он критиковал авторитарно-догматическую систему образования, которая подавляет личность детей, в результате чего гаснут их интересы к познанию, и подчеркивал необходимость такой организации педагогического процесса, которая бы способствовала развитию самодеятельности и любознательности, а «подача знаний» была бы представлена в «живом, интересном виде» [10, с. 248].
Н.А. Добролюбов критиковал сухость и формализм обучения: «Самые живые и интересные науки так преподаются, что в них не представляется ничего, что бы говорило сердцу или увлекало воображение» [2, с. 80].
К.Д. Ушинский отмечал, что интерес связан с потребностями человека в деятельности и вниманием, которое возникает тогда, когда предмет познания представляет новость. Учение является напряженным трудом и требует от ребенка активной мыслительной работы. Роль интереса заключается в том, чтобы он побуждал человека учиться всю жизнь [8].
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся.
Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, – это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, т.к. опирается на максимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений.
При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми учение может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения, такие, например, как умение читать (работать с книгой), анализировать и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и т.д. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за счёт прежних приобретать новые.
Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тон учебного процесса – третье важное условие. Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика. Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие – опосредованно. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся – важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения – образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес.
Четвёртое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом – благоприятное общение в учебном процессе. Интересный урок может быть создан благодаря следующим условиям: личность педагога (зачастую хорошо усваивается даже самый скучный материал, который объясняется детям любимым педагогом); содержание учебного материала (когда содержание этого предмета детям просто нравится); методы и приемы обучения. По мнению Г.И. Щукиной, первые 2 пункта далеко не во всех случаях находятся в нашей власти, однако, третий пункт является полем для творческой деятельности каждого учителя [12, с.124-129].
Таким образом, познавательный интерес – это деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности. Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и в дальнейшем профессиональном образовании.
Список литературы
- Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения. М.: Учпедгиз,1955. 256 с.
- Добролюбов Н.А. Избранные педагогические высказывания. М.: ВЛАДОС, 2011. 388 с.
- Зубкова Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. 24 с.
- Панкратов Т. К. Общие педагогические условия развития интересов студенчества. Казань: Изд-во Казан ун -та, 1971. 58 с.
- Петровский А. В. Общая психология. М.: Просвещение, 1976. 479 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Питер, 2020. 734 с.
- Сидоренко Н.С. Познание как философская проблема // Научный вестник Южного института менеджмента. 2015. № 4. С. 83-85.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 2013. 384 с.
- Феденкова Е.В. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Молодой ученый. 2018. №16. С. 317-319.
- Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1983. 336 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Знание, 1982. 96 с.
- Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.