Особенности формирования общих компетенций у современного поколения

Особенности формирования общих компетенций у современного поколения

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной педагогики – становлению инициативной, самостоятельной, ответственной личности выпускника вуза, готового к решению ключевых проблем жизнедеятельности. В статье раскрыты характеристики, которыми должен владеть выпускник высшего учебного заведения, условия формирования общих компетенций, методы активизации студентов в образовательном процессе.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (15), май ‘21

Поделиться

В России высшее образование является частью профессионального образования и регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в действие 1 сентября 2013 года. Современные педагогические технологии формирования общих компетенций являются особым механизмом эффективной интеграции потребностей личности в получении качественного образования, а работодателей и государства в квалифицированных выпускниках.

Разнообразные виды компетенций выпускников рассматриваются в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). В соответствии с ФГОС, компетенции подразделяются на универсальные (общие, ключевые) и профессиональные (профессионально-специализированные).

В ходе формирования компетенций у обучающегося вырабатываются способности к решению профессиональных задач и проблем в повседневной жизни – от бытовых до производственных и социальных. Компетентностный подход не исключает значений знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать приобретенные знания [2,5].

Ведущими тенденциями развития в настоящее время становятся: фундаментализация, усиление гуманистической направленности, духовной и общекультурной среды; получение навыков в области системного подхода к анализу социальных, политических, экономических ситуаций; происходит усиленное развитие стратегического мышления; воспитание профессиональной мобильности. В особенности развитие гражданственности, патриотизма, навыков находить творческое решение проблем требует способностей к самообучению и самосовершенствованию в течение всей жизни [1].

С наступлением XXI в. ученые по-другому взглянули на роль образования в современном информационном мире. Для возможности найти свое место в профессиональной области и жизни в целом, выпускнику вуза необходимо в обязательном порядке владеть следующими характеристиками:

  • гибкая адаптация как важный элемент для существования в быстроменяющемся мире;
  • самостоятельность и критическое мышление;
  • умение сформулировать профессиональную проблему, искать пути рационального решения поставленной проблемы;
  • необходимость разрабатывать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотная работа с информацией;
  • высокий уровень коммуникабельности в разных социальных группах, умение работать в коллективе.

Общие компетенции олицетворяют общее требование к выпускнику высшего учебного заведения, несмотря на область профессиональной подготовки. Для того, чтобы формируемые компетенции стали личностно значимыми, необходимо познание студентом самого себя как целостного существа, своих физических и духовных возможностей, тех особенностей, которые отличают его от других людей, делают неповторимой индивидуальностью. Одним из способов самопознания является рефлексия. Рефлексия предполагает умение сосредоточиться на содержании своих мыслей и переживаний. В качестве результата рефлексии выступает внутренний опыт человека, выраженный в вербальной или эмоционально-образной форме он способствует закреплению формируемых компетенций [6].

В образовательном процессе ОК (общие компетенции) могут быть сформированы у студентов, если создаются следующие условия:

  • включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство;
  • ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности студента за результаты своей деятельности;
  • создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;
  • разработка системы оценивания уровня сформированности той или иной компетенции;
  • демонстрация педагогом своего собственного компетентного поведения.

Основной из простых форм активизации и вовлечения студентов в учебный процесс по-прежнему остается лекция. Она позволяет привлекать внимание к наиболее важным вопросам темы, учитывать особенности аудитории, привлекать коллективный опыт и знания. Чередование различных видов лекционных занятий (лекция – беседа, лекция – мозговая атака, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций) повышает качество усвоения студентами учебного материала, способствует формированию компетенций.

Широко используются игровые методы обучения. В сюжетно-ролевых играх изображаются события и ситуации, возникающие в процессе профессиональной деятельности. Деловая игра – это одна из форм организации эффективного и продуктивного обучения. Она помогает искать решения реальных жизненно и профессионально значимых проблем [3].

Администрации учебного заведения важно иметь представление о динамике формирования общих компетенций будущих специалистов. В связи с тем, что каждый человек является индивидом, профиль компетентности студента в обязательном порядке имеет индивидуальный характер. Безусловно, компетентности конкретного специалиста могут иметь определенную ценность. Невозможно создать единый перечень общих компетенций. В любом случае, решения данной задачи происходит с учётом некоторых особенностей направлений вуза. Вероятно, при одинаковом названии конкретное наполнение отдельных компетенций будет существенным образом иметь отличие для различных специалистов. Например, технологические компетенции будущего инженера-строителя, программиста и менеджера будут совсем непохожими [4].

При получении образования в высшем учебном заведении у студентов формируется целостная система универсальных знаний, умений, навыков. Определенно, совокупность знаний и навыки формируются только с применением эмоционально-волевой сферы структуры личности, в дополнении с субъективной мотивацией к восприятию знаний, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость.

Список литературы

  1. Гериш Т.В. Компетентностный подход как основа модернизации профессионального образования/ Т.В. Гериш, П.И. Самойленко //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. -№2. - С.11-15.
  2. Голуб Г.Б. Оценка уровня сформированности ключевых профессио-нальных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры / Г.Б Го-луб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман //Вопросы образования. - 2008. - №2. - С.161-185.
  3. Дьячкова Л.Г. Вуз и работодатель: практика компетентностного подхода становлению молодого специалиста/ Л.Г. Дьячкова //Стандарты и мо-ниторинг в образовании. - 2006. - №5. -С.46-50.
  4. Иванов Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современ-ном образовании/ Д.И. Иванов // Завуч. -2008. - №1. - С.4-24.
  5. Осмоловская И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования/ И. Осмоловская //Директор школы. - 2006. - №8. - С.64-69.
  6. Баскаев Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу/ Р.М. Баскаев//Инновации в образовании. - 2007. - №1. -С.10-15.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary