ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МАРИИ МОНТЕССОРИ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МАРИИ МОНТЕССОРИ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

64

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 36 (81), сентябрь ‘22

Дата публикации 04.09.2022

Поделиться

В данной статье раскрывается суть педагогической системы Марии Монтессори с ее главными открытиями. Цель системы Монтессори – взращивание полноценной, гармонично развитой личности в психологическом, духовном и физическом аспектах.

Мари́я Монтессо́ри — итальянский врач и педагог, наиболее известная своей уникальной педагогической системой, которая носит её имя. 
Самое значимое ее открытие, как по мне, это феномен «впитывающего разума». Мария выявила, что у ребенка иная ментальность. Они наделены разумом, отличным от разума взрослого. Неосознанным, но от этого ничуть не уступающим нашему. Самый очевидный пример — это язык. Возьмем ребенка из африканского племени, с примитивным языком, состоящим из 10-20 слов и ребенка из Индии, где родители говорят на санскрите (язык с очень сложной синтетической грамматикой). Оба ребенка к 3 годам уже будут владеть языком своих соплеменников, но первый будет говорить на простейшем примитивном языке и 10 слов, а второй на одном из самых сложных языков мира. И все происходит это без сознательных усилий. Он не напрягается и не устает от этого. Т.е дети впитывают окружающую среду вне зависимости от того, как сложно она устроена. Согласитесь, что у взрослых все не так «розово». Выучить примитивный язык они бы смогли легко и быстро, но овладение санскритом им обошлось бы годами упорного труда. Мария Монтессори сравнивала разум взрослых и детей с фотографированием и рисованием. Взрослый – рисует, ребенок – фотографирует. Мы знаем, что чем больше на картине объектов, тем дольше нужно рисовать, тем она сложнее. Фотографирующему же без разницы один объект или их 115, фотография делается с одинаковым усилиями в один щелчок.
  Именно эту особенность и пыталась максимально использовать Мария. Думаю никто не отказался бы узнать как можно больше именно в то время, когда оно не стоит огромных усилий и происходит неосознанно.
  Итак, мы выяснили, что ребенок постоянно, каждую секунду познает этот мир и все, что его окружает, и, сделав то самое «окружение» максимально полезным, мы можем добиться удивительных результатов, чем, собственно, и занялась Мария Монтессори. Она начинает разрабатывать среду для ребёнка, готовит дидактический материал, который даст возможность выделять в чистом и точном виде те или иные признаки предметов, находить их сходства и различия.
В Монтессори–среде в свободном доступе располагаются материалы, призванные помочь ребенку самостоятельно приобрести тот или иной опыт. Материалы подбираются с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей, они устроены таким образом, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая необходимые, интересующие его знания и навыки. Всего выделяют 4 зоны: УПЖ (упражнения практической жизни), сенсорика, язык и математика. Очерёдность имеет значение. В первой зоне мы сначала наращиваем концентрацию и внимательность, во второй - утончение чувств, и только потом мы переходим к изучению языка и математики.  
Немаловажное значение здесь имеет психологический аспект. Ребенок самостоятельно выбирает, чем ему заняться, он чувствует себя хозяином, человеком, который сам принимает решения, отвечает за свои действия, который способен самостоятельно обслуживать самого себя, помогать младшим, выстраивать отношения с другими людьми. Жизнь в среде - это жизнь, максимально приближенная к реальности, но учитывающая возможности и возраст малыша. 
При построении среды Мария Монтессори опиралась на специальные периоды, присущие любому живому существу, которые сама же выявила. Она назвала их «сензитивными». То есть это периоды особой чувствительности ребенка к тому, что происходит вокруг. В это время у детей развивается определенный участок мозга и, следовательно, именно в это время нужно создать вокруг ребенка такую среду, чтобы она способствовала развитию навыков, связанных именно с этим участком.  Тогда ребенок как губка впитывает информацию, легко и быстро овладевает необходимыми навыками. Они протекают в возрасте от 0 до 6 лет и проходят безвозвратно.   Опираясь на сензитивные периоды, на способности и интересы каждого ребенка, Мария Монтессори создала свою педагогическую систему, которая помогает каждому раскрыться и стать полноценной и гармонично развитой личностью. Монтессори ставила во главу угла индивидуальность каждого человека и тот жизненный путь, который наметил ему Создатель, утверждая, что родитель и педагог должны не указывать ребёнку, что ему делать, а помочь ему взойти на этот путь.

Список литературы

  1. Е.Б.Баринова. - Москва: Издательство - Юрайт, 2020. 2.М.Монтессори. Помоги мне сделать это самому/ М.: Издат. дом «Карапуз»,2001.3.Хилтунен Е.А. Практическая Монтессори - педагогика: книга для педагогов и родителей/ Елена Хилтунен. - М.: Астрель: АСТ, 2010
  2. М.Монтессори. Помоги мне сделать это самому/ М.: Издат. дом «Карапуз»,2001.
  3. Хилтунен Е.А. Практическая Монтессори - педагогика: книга для педагогов и родителей/ Елена Хилтунен. - М.: Астрель: АСТ, 2010
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее