Государственное и международное регулирование внешней торговли: проблемы и возможности

Государственное и международное регулирование внешней торговли: проблемы и возможности

В статье рассматривается понятие государственного регулирования внешней торговли, понятие международного регулирования внешней торговли, объясняются проблемы современного товарооборота и факторы, способствующие их возникновению.

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 39 (84), сентябрь ‘22

Дата публицакии 24.06.2022

Поделиться

На современном этапе как для Российской Федерации, так и для зарубежных стран одним из наиболее важных элементов внешнеэкономической политики является регулирование внешней торговли, без которого невозможно интегрирование в мировую экономику и формирование системы международного разделения труда.

Государственное регулирование внешней торговли – это система закрепленных нормативными актами мер и методов воздействия государства на внешнеторговую деятельность субъектов национальной экономики, предпринимательского сектора, направленную на достижение определенных целей государства, неразрывно связанных и определенных экономической политикой самого государства. В это время международное регулирование внешней торговли представляет собой согласованную систему мер и воздействий нескольких государств на экономическую политику, направленную на регулирование товарообмена между ними и содействие его сохранению и развитию.

Одной из существующих проблем государственного и международного регулирования внешней торговли является отсутствие систематизации и четкого выделения уровней торгового регулирования, что обуславливает сложность закрепления мер воздействия на деятельность субъектов правовыми актами, а также затрудненный поиск и разработку моделей внешнеторгового обмена.

События в экономике 2020 года, охватившие весь мир, которые были связаны непосредственно с распространением пандемии коронавируса значительно повлияли на внешнюю торговлю всех стран и значительно отличались от периода кризиса 2008 года. Сети международной торговли, а также внешняя торговля и внешнеэкономическая политика претерпели весомый ущерб, заставивший активизировать поиск наиболее оптимальных решений для стабилизации ситуации. Одним из ключевых факторов, отличающим 2008 и 2020 года, было падение эластичности спроса, вследствие чего доля импортах в странах снизилась, в том числе и в России. Падение эластичности спроса товаров для потребления в 2020 году ударило по международной торговле намного сильнее, чем падения спроса на импорт для инвестиций: это видно в разрезе с потребительским спросом - Вклад потребительского спроса в снижение импорта в 2009 г. составлял лишь 6%, тогда как в 2020 г. – уже 38% (соответственно, вклад инвестиционного спроса снизился с 55 до 25%). Наиболее пострадавшей при данном кризисе была сфера услуг в силу ограничения передвижения человеческих ресурсов, мобильность была крайне ограничена. В данной связи следует отметить особую значимость либерального режима для международной торговли услугами. Барьеры в торговле, по всей видимости, более значимы, чем для товаров, поскольку есть убедительные доказательства, отмечающие, что в результате либерализации услуг экспорт и объем производства отраслей обрабатывающей промышленности существенно возрастает, и это воздействие – большее, чем просто снижение тарифов. Вместе с тем, с точки зрения современных трендов регулирования международной торговли, Д. Родрик (профессор международной политической экономии Гарвардского института государственного управления им. Дж. Ф. Кеннеди) справедливо отметил, что сектора сферы услуг в большей степени подвержены постоянным (и высоким) торговым барьерам, и эти барьеры, прописанные в национальных правовых актах, менее заметны, чем товарные тарифы. Здесь особую роль сыграли действия, направленные на компьютеризацию экономики, ее либерализацию, активное внедрение инновационных технологий, направленных на предоставление возможности удаленной работы. Значит, с одной стороны, таможенная политика и установление товарных барьеров в кризисе такого характера играет меньшую роль, чем тенденция к либерализации сферы услуг, ведь сказанное ранее подтверждает, что увеличение либерализации услуг увеличивает экспорт и производственную активность предприятий. Следует предположить, что ограничителем и проблемой внешнеторговой политики как для конкретного государства, так и для всех участников такого оборота является характер и условия кризисной ситуации, ведь с появление все более новых условий возникает необходимость поиска новых решений и их нормативного обоснования.

Международная торговля услугами в условиях пандемии значима не только с точки зрения преодоления карантинных ограничений. Общеизвестно, что исторически развитие глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС) способствовало снижению барьеров для участия развивающихся стран в международном обмене и усилило глобализацию международной торговли в целом. Необходимо учитывать соотношение между товарами и услугами в международной торговле и валовом внутреннем продукте (ВВП). Если рассматривать взаимосвязь между ростом международной торговли и ВВП, то все же следует указать на большую изменчивость торговли по сравнению с ВВП. Это определяется, в частности, тем, что большая часть международной торговли приходится на промышленные товары (75 %), тогда как в структуре мирового ВВП, напротив, 75% приходится на услуги. Промышленные товары в большей степени изменяются в течение делового цикла, чем услуги, поэтому перспективы международной торговли еще более неопределенны, чем динамика ВВП. Некоторые эмпирические исследования, например, проведенные в Цюрихском университете, указывают на быстрое восстановление международной торговли в 2020 г. ввиду существенного снижения экспортных ограничений и торговых издержек, падения цен на нефть, адаптации фирм к карантинным ограничениям. В 2019– 2021 гг. доля промежуточных товаров в международной торговле оставалась стабильной (50%). На это указывает ограничение распространения шоков пандемии через каналы ГЦСС.

Для восстановления торгового баланса и стабилизации внешней торговли был принят ряд мер: усиление фискальной и денежно-кредитной политики по сравнению с 2008 годом, что предотвратило резкое снижение спроса; экономическая активность была удержана от падения благодаря адаптации компаний, их переходу на удаленную работу, что частично позволило возобновить работу ГЦСС; проведение странами – членами ВТО сдержанной политики в свою очередь не позволило международной торговле полностью попасть под тиски протекционизма, а многосторонняя торговая система сумела в целом поддержать международный обмен. Таким образом, поддержание тенденции свободной торговли и либерализация многих сфер, при участии информационных технологий для поддержания деловой активности, позволило восстановить на период до 2022 года уровень международного товарного оборота и оптимизировать внешнеторговый баланс.

По окончанию пандемии можно сделать вывод, что уменьшение протекционизма, но усиление «торговой свободы» вместе с ограничительными мерами и адаптацией рынка через информационно-технологические средства значительно улучшило положение торговли и увеличило экспорт многих стран. А значит, проблемой регулирования внешней торговли непосредственно стала необходимость поиска новых средств и способов удержания уровня товарооборота. Это означает, что с появлением все более новых угроз возникает проблема несостоятельности различных аспектов регулирования международной и внешней торговли как в Российской Федерации, так и для других стран, необходим поиск все более новых решений, которые способны поддерживать стабильный уровень товарооборота, сферы услуг и многого другого. Преодоление проблем, таких как риск кризиса, отраслевой специализации в рамках международного разделения труда, ограничение поставок топлива и сырья, особенностей национального импорта/экспорта, необходимости вмешательства роли государства или же комплекса государств-участников и др. обеспечат эффективность регулирования как государственного, так и международного, внешней торговли и стабильность торгового оборота.

Список литературы

  1. Государственное регулирование внешней торговли на современном этапе в России/ С.И. Махненко
  2. Нетарифные меры в системе  государственного регулирования международной торговли/ Трошкина Татьяна Николаевна
  3. Современные тенденции развития государственного регулирования внешней торговли России со странами Европейского союза/ Макарова Г.В
  4. Государственное регулирование внешней торговли: уровни и модели/ Ю.Б. Вашкевич

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary