В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, принятым 6 октября 2003 года, к ведению муниципальных образований относятся вопросы, которые имеют непосредственное отношение к жизни населения и решаются в пределах соответствующей территории.
К этим вопросам относятся управление муниципальным имуществом, образовательными и медицинскими учреждениями, дорогами и транспортом, благоустройство территорий, обеспечение общественного порядка, разработка устава муниципального образования, а также контроль и защита прав и интересов муниципального образования [3].
Проблемы, связанные с жизнью и деятельностью людей на определённой территории, представляют собой комплекс вопросов, которые касаются всех жителей муниципального образования. Эти проблемы решаются как самими жителями, так и органами местного самоуправления. Они затрагивают интересы каждого человека. Перечень таких проблем определяется уставом муниципального образования. Для городских и сельских поселений существуют отдельные перечни проблем, требующих решения [3].
А. А. Шишикин считает, что вопросы, относящиеся к компетенции органов местного самоуправления, должны решаться при участии жителей муниципального образования. Кроме того, предлагается законодательно закрепить полномочия органов местного самоуправления, что позволит определить круг задач, которые могут быть решены всеми органами местного самоуправления.
Местные органы власти зачастую воспринимаются как автономные организации, которые обеспечивают функционирование населения на конкретной территории. Особенность вопросов местного уровня заключается в том, что они решаются без строгого подчинения и с учётом специфики каждой проблемы.
В своих исследованиях Е.О. Вульф выдвигает гипотезу о том, что основополагающая задача конституционного закрепления института местного самоуправления заключается в определении спектра вопросов, которые население имеет право решать самостоятельно. Это позволяет установить систему компетенций для эффективного разрешения локальных проблем.
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрены разнообразные механизмы вовлечения жителей в процесс принятия решений, касающихся вопросов местного значения. Данный закон определяет конкретные формы такого участия, принимая во внимание специфику и традиции каждого муниципального образования. На местном уровне происходит формирование и развитие различных форм участия населения в решении вопросов местного значения, при этом некоторые аспекты могут быть адаптированы на федеральном уровне.
Решение вопросов, относящихся к сфере деятельности органов местного самоуправления, подразумевает наделение их соответствующими полномочиями. Глава муниципального образования осуществляет издание постановлений и распоряжений по вопросам, входящим в его компетенцию, в строгом соответствии с уставом муниципального образования и федеральным законом №131-ФЗ. Кроме того, он обеспечивает выполнение местной администрацией обязанностей по решению вопросов местного значения, имеющих исполнительный характер и охватывающих практически все аспекты жизни населения муниципального образования.
На всех уровнях государственной власти признаётся, что одной из наиболее острых проблем является недостаток финансирования расходных обязательств муниципальных образований, а также значительная разница в их бюджетной обеспеченности. Это обусловлено как объективными, так и субъективными факторами. Муниципалитеты сталкиваются с трудностями при выполнении ресурсоёмких полномочий, таких как создание и обслуживание инженерных систем, включая системы коммунальной инфраструктуры, такие как электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение. Кроме того, существует возможность оптимизации бюджетной росписи местного бюджета, что позволит более эффективно управлять финансовыми ресурсами на местах.
Основные проблемы финансового обеспечения вопросов местного значения:
- Недостаточность средств, выделяемых на решение вопросов местного значения.
- Отсутствие чёткой правовой регламентации вопросов местного значения.
- Значительные различия в уровне бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
- Расширение полномочий органов местного самоуправления в отраслевых законодательных актах [1].
Также рассмотрим другие важные проблемы в решении вопросов местного значения в современных условиях:
- Недостатки законодательства в деятельности органов местного самоуправления. Необходимо оптимизировать закон № 131-ФЗ, упростив и сделав процесс принятия решений прозрачным.
- Отсутствие эффективных технологий решения вопросов местного значения и исполнения государственных полномочий. Многие вопросы местного значения схожи с государственными полномочиями, что порождает хаос.
- Отсутствие у населения понимания сути местного самоуправления и желания участвовать в его реализации.
- Недостаточная результативность и эффективность решения вопросов местного значения на территориях отдельных муниципальных образований [2].
Список литературы
- Овсепян, Т.А. Финансовое обеспечение вопросов местного значения: проблемы и пути их решения / Т.А. Овсепян // Аллея науки. – 2020. - №4. – С. 177-181
- Кожевников, О.А. О нормативной регламентации вопросов местного значения / О.А. Кожевников // Российский юридический журнал. – 2022. - №4. – С. 55-61
- Сайпулаев, А.В. Вопросы местного значения как элемент компетенции местного самоуправления / А.В. Сайпулаев // В сборнике: Проблемы совершенствования законодательства. Махачкала, 2020. – С. 376-349