Значимость формирования представлений о малой родине у детей младшего школьного возраста

Значимость формирования представлений о малой родине у детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается значимость формирования представлений о малой​ родине у детей младшего школьного возраста. Дети младшего школьного возраста уже имеют определенный объем знаний о своем городе. Круг интересов и представлений значительно шире, а потому, руководствуясь ФГОС ДО, где особое внимание сосредотачивается на целесообразности сознательного усвоения детьми объектов окружающей среды, познавательный материал для ознакомления с родным городом следует отбирать так, чтобы он в большей степени способствовал воспитанию патриотических чувств. Детям следует предоставлять возможность самостоятельно анализировать, сравнивать те явления с которыми их знакомят, развивая таким образом познавательную активность, любознательность.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (70), июнь ‘22

Дата публицакии 20.06.2022

Поделиться

Без знания прошлого не построишь настоящего и не заглянешь в будущее, а для этого необходимо хорошо ознакомиться с историческим опытом предков. Также краеведение сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы, использование которых способствует воспитанию учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, нравственности.

Малая родина предстает в ознакомлении младших школьников как культурная ценность, среда жизнедеятельности ребенка, его саморазвития; пространство узнавания мира и его модель; воспитательная среда и пространство гражданской, экологической и художественно - творческой активности. Любовь к малой родине является определяющим элементом социальной активности, гражданской позиции и позиции ребенка. Понятие любви интегрирует внимание и уважение к малой родине, потребность ценить его как среду своего развития, умение находить в нем красоту, беречь и приумножать ее, выявлять морально - эстетическое отношение к архитектурным формам, желание воспроизводить их в своем творчестве. Развитие младших школьников при формировании представлений о малой родине возможно только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, различные виды деятельности, свойственные младшего школьному возрасту.

Знание младших школьников о родном городе должны нести не только информативную функции. Учителю необходимо умело сочетать прошлое и современность, давать детям попытку самостоятельно оценивать социальные явления, тем самым формировать в них начала общественных и патриотических чувств.

Ознакомление младших школьников с историей малой родины Е.С. Коваленко рассматривает как организованную и управляемую педагогом многогранную познавательную поисково-исследовательскую, общественно-полезный труд детей, направленные на комплексное изучение малой родины (природа, быт, хозяйство, культура), с посильным участием их в охране и сохранении достижений национальной культуры и окружающей природы. Ознакомление младших школьников с историей родного края является одной из важных основ в укреплении связи начальной школы с жизнью, трудом взрослых [3].

Необходимо воспитывать у младших школьников гражданские чувства, умение вести себя во время звучания государственного гимна, с уважением относиться к Гербу и флагу России. Младшие школьники должны знать названия крупных городов России, значимые географические названия, памятные места. Знакомить с выдающимися историческими датами, привлекать к участию в их праздновании [2].

Учить понимать и уважать исконные традиции, обычаи, символы родного края. Знакомить с названием родного края, города, села, с известными памятниками культуры, легендами, рассказами, былями родного края. Дифференциации понятий «родная земля», «родина», «родной край», нахождению отличных черты и сходства способствуют наблюдения на прогулках и экскурсиях, на которых каждое понятие учитель должен мотивировать. Ведь именно от этого зависит качество и конкретность поставленных задач. Наблюдая, учитель обращает внимание на яркие и динамичные объекты (строится дом, школа, кто строит, как возводятся стены и т. д.).

Занятия по формированию представлений о малой родине следует проводить один раз в неделю. При повторном обращении к материалу, краеведческое содержание постепенно обогащается новыми понятиями, ценностями, отношением.Новым для детей начальной школы является понятие «страна», «Россия», «государство», «столица». На шестом году жизни дети должны хорошо ориентироваться на том, что больше - город или село; что большой город имеет центральную часть и районы (микрорайоны) что крупнейший город - столица - меньше, чем государство; что каждое государство имеет свое название, наше государство - Россия. Учитель сообщает детям гражданами какого государства они являются, рассказывает о том, как богата наша страна полезными ископаемыми, что она многонациональная по составу; называет крупнейшие города, реки, горы и тому подобное. Ведущий метод - беседа с привлечением вспомогательных методов и приемов [4].

Таким образом, знания и впечатления младших школьников необходимо постоянно обогащать и расширять, поддерживать интерес ребенка к познанию истории и современности родного города в различных видах деятельности. Дети младшего школьного возраста уже имеют определенный объем знаний о своем городе. Круг интересов и представлений значительно шире, а потому познавательный материал для ознакомления с родным городом следует отбирать так, чтобы он в большей степени способствовал воспитанию патриотических чувств.

Список литературы

  1. Нагорняк, А. В. Содержательно-организационная характеристика патриотического воспитания молодежи в современных условиях / А. В. Нагорняк // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2016. - №3 (31). - С. 99-102.
  2. Андрюнина, А. С. О патриотическом воспитании в детском оздоровительном лагере / А. С. Андрюнина // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 5. – С. 16-21.
  3. Бутов, А. В. Формирование у школьников представлений о родном крае как компонент краеведческого образования / А. В. Бутов // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 391-394.
  4. Коваленко Е.С. Формирование у младших школьников представлений о малой родине/ Е.С. Коваленко // В сборнике: Обучение и воспитание в период детства: современные теоретические и методические проблемы дошкольного и начального образования. сборник статей по материалам научно-методического семинара и круглого стола "Психологическая готовность и адаптация ребенка к обучению в школе". 2021. С. 137-140.
  5. Макарчук, Я. В. Патриотическое воспитание младших школьников в системе дополнительного образования / Я. В. Макарчук // Научный диалог. – 2017. – №1. – С. 280-291.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary