Ознакомление с трудом взрослых как средство социального становления детей дошкольного возраста

Ознакомление с трудом взрослых как средство социального становления детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены теоретические вопросы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ в процессе ознакомления детей с окружающим миром и трудом взрослых. Выявлены педагогические условия, необходимые для развития трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста; разработана и экспериментально апробирована технология воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с социальным миром.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 17 (62), апрель ‘22

Дата публицакии 19.04.2022

Поделиться

Актуальность исследований, посвященных знакомству с работой взрослых как средством социального воспитания детей дошкольного возраста, заключается в том, что профессиональная деятельность занимает важное место в жизни каждого человека. Проблема формирования представлений детей дошкольного возраста о мире труда и труда недостаточно развита в образовании, хотя, по-видимому, все понимают большую роль представлений детей о работе и работе. Поэтому, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессии является необходимым и актуальным процессом в современном мире.

Трудовое образование является одним из необходимых и наиболее важных условий успешной подготовки детей к школе. Рассматривая дошкольников как базовый уровень формирования личности, концепция непрерывного образования определяет сущность нового метода дошкольного образования, основанного на видах деятельности, которые интересуют дошкольников.

Знакомство с работой взрослых играет очень важную роль в процессе социального воспитания детей дошкольного возраста.

В ходе опытно-экспериментальной работы использовалась для наблюдения за детьми  методика А.М. Щетининой в методическом пособии «Диагностика социального развития ребенка». Проведенная диагностика показала, что для многих детей на констатирующем этапе характерен недостаточный уровень социального развития. Мы предполагаем, что эффективным средством социального становления детей дошкольников может стать работа, направленная на их ознакомление с трудом взрослых.

Центральным компонентом опытно-экспериментальной работы стал формирующий этап. Участниками работы стали только дошкольники из экспериментальной группы. Цель состояла в том, чтобы расширять и укреплять знания детей о труде и профессиях взрослых. В ходе работы мы стремились формировать у детей представление о роли труда в жизни человека и общества, учили детей творческим сюжетно-ролевым играм, играть в больших группах, выбирать тему, распределять роли по способностям и желанию каждого участника, думать и выбирать для реализации игрового замысла необходимые признаки, планировать игровые действия и следовать правилам игры. В результате дети стали лучше понимать значение общественной направленности и лучше ориентироваться в социальных мотивах, усвоили представления об их отношении к труду, об общественном характере труда и отношениях в процессе деятельности, на основе взаимоуважения и помощи. У детей сформировались социальные мотивы, чувство коллективизма, своей ответственности за отношения с окружающими. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы позволила сделать вывод о том, что в контрольной группе содержательных изменений в уровне социального развития не произошло. С другой стороны, в экспериментальной группе мы зафиксировали довольно существенные изменения, которые касаются большого количества дошкольников – почти все дети, участвовавшие в проведенной работе, повысили свой уровень социального развития. В экспериментальной группе увеличилось число детей, которые проявляют участие по отношению к другим людям, эмоциональный отклик на переживания ровесников и взрослых.

На контрольном этапе высокий уровень социального развития характерен для 40% дошкольников в экспериментальной группе (на 16% больше) и для 24% детей в контрольной; средний уровень – для 60% дошкольников в экспериментальной группе и 64% детей в контрольной; низкий уровень – для 12% дошкольников в контрольной группе.

Таким образом, на основе полученных данных мы сделали вывод о том, что процесс социального становления детей дошкольного возраста действительно стал более эффективным в ходе ознакомления детей с трудом взрослых. То есть, гипотеза исследования подтвердилась. Задачи работы были решены, цель работы была достигнута.

Список литературы

  1. Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А. М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1998.
  2. Логинова В. И., Мишарина Л. А. Формирование представлений о труде взрослых // Дошкольное воспитание. - 1978. - № 10.
  3. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2019. — 320 с.
  4. Усова Н.И., Полищук Н.И. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. — 2018. — С. 107 — 112.
  5. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 88 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary