ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО РЕСУРСА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО РЕСУРСА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

3

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (70), июнь ‘22

Дата публикации 18.06.2022

Поделиться

Статья посвящена проблеме внедрении и использовании цифровой образовательной среды для обеспечения эффективной учебной деятельности учащихся. Рассмотрены педагогические технологии применения электронного дидактического ресурс при реализации образовательной программы среднего общего образования. Очерчен круг возможностей применение в электронном дидактическом ресурсе различных видов стимуляции познавательной активности.

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Это соответствует основным идеям ФГОС, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".

В современной системе образования наблюдается противоречие между возрастающими потребностями связанными цифровой образовательной средой  и существующей практикой обучения, учебным программам среднего общего образования и неопределенностью выбора путей наиболее эффективного обучения. Выходом из сложившейся ситуации становится использование педагогических технологий использования электронного дидактического ресурса на уроках.

В. А. Якунин пишет, что «педагогическая технология представляет собой единство основных функций, последовательно и циклично сменяющихся при плакировании, организации и проведении процесса обучения. Педагогическая технология включает следующие функции: диагностики, целеполагания, информации, прогнозирования, проектирования (планирования), принятия решения, организации исполнения, коммуникации, контроля и коррекции при ведущей роли целеполагания» [1, с. 15]

При широком внедрении и использовании цифровой образовательной среды для обеспечения эффективной учебной деятельности учащихся возникает необходимость поиска новых, более эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса в школе. Одним из возможных путей решения этой проблемы становится проектирование, разработка и внедрение педагогических технологий использования электронного дидактического ресурса.

С учетом возрастающих потребностей в углубления своих знаний по отдельным предметам, у учеников возникает потребность в использовании удобных электронных дидактических ресурсов для выстраивания своей индивидуальной траектории обучения.  Учитель может использовать такой сервис, как для организации дистанционного обучения, так и индивидуальной работы учащихся на уроке и дома.

К основным преимуществам можно отнести применение в электронном дидактическом ресурсе различных видов стимуляции познавательной активности:

А) Стимуляция познавательных интересов учащихся при помощи содержания учебного материала.

В школе изучается не всё новое, а с электронным дидактическим ресурсом, благодаря интеграции с цифровым образовательным контентом, учащимся предоставлен доступ к новейшему содержанию материала, который был создан ведущими специалистами в своих областях и прошел специальную проверку на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам. Интеграция с различными ресурсами позитивно влияет и на цифровые навыки каждого ученика. Они учатся постоянно работать с разными образовательными средами и видами материала, что позволяет удерживать внимание и помогает самообучаться в процессе получения новых знаний и умений.

Б) Стимуляция познавательной активности, связанная с организацией и характером обучения.

Многообразие форм и видов работ, учтенных в электронного дидактического ресурса, помогают учителю организовать урок интересно и доступно всем учащимся вне зависимости от их уровня знаний. Игровые типы заданий позволяют заинтересовать учеников с низким уровнем мотивации, а творческие и проектные задания позволяют учащимся с высоким уровнем мотивации получать более глубокие и обширные метапредметные знания. Также успешно протекающая самостоятельная деятельность способствует активной работе все учеников не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Материал учения располагается так, что ученик постепенно, но неуклонно и непременно преодолевает всё более и более сложные его ступени. Рейтинговая система оценивания в процентах и баллах позволяет более точно определить степень владения темой каждого ученика.

В) Зависимость познавательной активности от отношений между участниками учебного процесса.

Отношения между учителем и учениками в электронном дидактическом ресурсе строится на основе комментариев и беседы в чате. Поэтому не только педагог может ответить на интересующий вопрос ученика, но и его одноклассники. Это помогает в формировании ситуации успеха каждого школьника и повышает конкурентоспособность в коллективе. Электронный дидактический ресурс дает учителю новые возможности, освобождает от поиска дополнительных заданий ученикам с различным уровнем усвоения материала.

Интегрирование обычного занятия по изучению темы с электронным дидактическим ресурсом позволяет учителю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс объяснения заданий, так как не приходится повторять инструкции или текст самого задания несколько раз, ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.

Все эти преимущества ведут к повышению познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, индивидуальной работы, возможности каждого ученика работать в своём темпе.

В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности с электронным дидактическим ресурсом и без;

  • актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала) – с электронным дидактическим ресурсом и (или) без него;
  • формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала) - с электронным дидактическим ресурсом и (или) без;
  • применение (применение учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала) - с электронным дидактическим ресурсом и (или) без.

Эффективность применения электронного дидактического ресурса зависит от этапа урока. Уроки с использованием электронного дидактического ресурса повышают уровень познавательной активности учащихся, расширяют и закрепляют полученные знания, и в значительной степени повышают интеллектуальный потенциал учащихся.

Список литературы

  1. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). — Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. - 176 с.
  2. Везиров, Т. Т. Использование интерактивного электронного образовательного ресурса в учебном процессе / Т. Т. Везиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 1064-1066.
  3. Гриценко В.И. Новые информационные технологии в образовании и науке: состояние и перспективы развития / Материалы Международной конференции „ИКТ в образовании для всех”, 21 ноября 2007 г.- К.: Изд-во НАН Украины „Академпериодика”, 2007. -27 с.
  4. Каменева Т.Н. Разработка электронного учебника как компонента информационного образовательного пространства // „Образовательные технологии и общество” (Educational Technology & Society) - 2012. - V.15, №3. - С. 464-478.
  5. Кондратьева Л.Л. Роль и место самообразования в системе непрерывного образования. В сб.: Непрерывное образование, как педагогическая система. — М., 1989.
  6. Краскова О. В. Использование и разработка электронных учебно-методических комплексов / О. В. Краскова // Информационные системы и технологии как модернизационный потенциал современного российского общества / Под общ. Ред. С. Е. Шиянова — Ставрополь: АНО ВО СКСИ, 2016. — С. 92–96.
  7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед кадров / Под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр „Академия”, 2000. - 272 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее