Мировой опыт подтверждает, что для обеспечения конкурентоспособности экономики в различных сферах необходимо обеспечить широкомасштабную поддержку инвестиционной деятельности. Она играет основополагающую роль в поддержании экономического потенциала страны. Динамика инвестиционных показателей – это один из важнейших макроэкономических индикаторов, характеризующих благополучие и степень активности страны на международном рынке. На современном этапе развития расширение глобализации и развитие интеграционных процессов приводят к существенному углублению взаимосвязей в мировом хозяйстве, росту международной торговли, а также более свободному перемещению капитала. Актуальность выбранной темы исследования объясняется также тем, что в настоящее время глобализация и высокая динамичность социально-экономических процессов диктует объективную необходимость развития системы управления устойчивым развитием экономики, ключевым элементом которой является активное привлечение зарубежных инвесторов и реализация совместных инвестиционных проектов в различных областях. Методологической основой написания научной статьи является анализ и синтез экономической и статистической информации, исторический и логический методы, а также аналитический и сравнительный методы.
Международный финансово-экономический кризис, а также санкции ряда стран Запада, вводимые во второй половине 2014 года в отношении РФ в связи с геополитическими событиями в Украине, оказали существенное влияние не только на снижение деловой активности и платежеспособного спроса, замедление темпов экономического роста, но и на привлечение иностранных инвестиций. Стоит отметить, что санкции в отношении России имели не только геополитическую, но и секторальную экономическую направленность на приоритетные и наиболее привлекательные для зарубежного инвестирования отрасли национальной экономики: нефтяная, газовая промышленность, угольная промышленность, металлургия, банковский сектор. [1, с. 2186-2187] Под запретом для иностранного инвестирования оказались крупнейшие национальные банки, которые практически сразу вошли в санкционный список США и ряда стран Запада. Стоит отметить, что санкции в отношении Российской Федерации неоднократно продлевали срок действия с одновременным ужесточением условий и расширением санкционного списка физических и юридических лиц.
Прямые иностранные инвестиции для национальной экономики являются драйвером для ускорения технологического прогресса, модернизации основных производственных фондов и объектов социальной инфраструктуры. Российская экономика обладает значительным потенциалом для привлечения иностранных инвестиций ввиду емкости внутреннего рынка, богатой ресурсной и научной базы. Международный финансово-экономический кризис, а также санкции со стороны ряда Западных держав, вводимые с конца 2014 года, оказали серьезное негативное воздействие на приток иностранных инвестиций в национальную экономику. Наибольший отток инвестиционных ресурсов наблюдался в отрасли металлургического производства, машиностроении, строительстве, которые являются системообразующими для российской экономики. [2, с. 6-8] Ключевым последствием санкций со стороны стран Запада для экономики РФ является, прежде всего, отток иностранных инвестиций и отказ иностранных инвесторов от участия в совместных проектах. Стоит отметить, что введенные в отношении Российской Федерации санкции в значительной степени обострили и усугубили имеющиеся структурные проблемы, такие как неудовлетворительное состояние основных производственных фондов, нехватка собственных финансовых ресурсов и управленческого опыта для реализации крупных инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики, наличие низкокачественных объектов социальной инфраструктуры в регионах РФ, технологическое отставание. [3, с. 34-35]
По данным ЮНКТАД общий объем ПИИ в экономику Российской Федерации составил в 2017 году – 26 млрд. долл. США, в 2018 году – 13 млрд. долл. США, а в 2019 году – 10,8 млрд. долл. США. Значительное падание объемов ПИИ в национальную экономику связано как с геополитической обстановкой, так и со структурными проблемами российской экономики, которые усугубляются из года в год и оказывают негативное воздействие на формирование благоприятного инвестиционного климата. Стоит отметить, что Российская Федерация в 2020 году занимает 55 место в кредитном рейтинге стран мира. Экономический смысл данного рейтинга заключается в оценке способности государства выполнять свои финансовые обязательства перед партнёрами. Результаты рейтинга позволяют потенциальным инвесторам получить достоверную информацию относительно положения стран. Следует подчеркнуть, что кредитный рейтинг страны оценивается исходя из рисков вложения средств, размеров госдолга, уровня коррупции, политической обстановки и динамики инфляции. Позиция Российской Федерации в кредитном рейтинге не позволяет в полной мере использовать экономический потенциал страны для привлечения иностранных инвестиционных ресурсов. Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, привлекающей инвестиционные ресурсы, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополученных капитальных вложений. [5]
В настоящее время экономика Российской Федерации нуждается в привлечении зарубежных инвестиций. Текущий объем прямых иностранных инвестиций в РФ явно не удовлетворяет потребностям национальной экономики в обновлении основных производственных фондов, инфраструктурных объектов, развитию инновационных продуктов. Для совершенствования механизма привлечения иностранных инвестиций в Российскую Федерацию необходимо устранить ряд структурных проблем, препятствующих привлечению зарубежных инвесторов в национальную экономику. Необходимо отметить, что современные проблемы привлечения иностранных инвестиций связаны не только с влиянием западных санкций, но и с наличием ряда проблем российской экономики, которые препятствуют активному привлечению иностранных инвестиций. К числу сдерживающих инвестиционную активность факторов можно отнести наличие административных барьеров и формальностей (выдача лицензий, сертификатов, лицензий), коррупционная составляющая российской экономики, отсутствие информационного сопровождения для иностранных инвесторов.
Стоит отметить, что нестабильность геополитической ситуации, вызванная санкциями ряда стран Запада в отношении России, в настоящее время является ключевой преградой для привлечения иностранных инвесторов. В нынешних условиях необходимо наладить активное сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности, через реализацию совместных инвестиционных проектов. В частности, основной торговый партнёр Российской Федерации – Китай, в настоящее время рассматривается как один из приоритетных зарубежных инвесторов. Особенностью российско-китайского инвестиционного сотрудничества является высокий уровень институциональных отношений – масштабные инвестиционные проекты развиваются по линии межправительственного сотрудничества. При вложении инвестиций в российскую экономику китайские инвесторы получают доступ к сырью и рынку сбыта для отечественной продукции. Стоит подчеркнуть, что в настоящее время приоритетом национальной политики является преодоление зависимости от импортного сырья и оборудования в ряде системообразующих отраслей российской экономики, а также создание условий для активного привлечения инвестиционных ресурсов в регионы РФ. Уровень развития информационной и аналитической инфраструктуры также оказывает существенное положительное влияние на привлекательность регионов для иностранных инвесторов. В Российской Федерации данный вопрос требует существенной проработки на региональном уровне: необходимо создание доступа иностранных инвесторов к платформе с инвестиционными проектами в субъектах РФ для проведения ими комплексного анализа целесообразности и эффективности вложения инвестиционных ресурсов. [4, c. 14-15]
В заключении следует отметить, что ряд проблем Российской Федерации, которые препятствуют активному привлечению иностранных инвестиций, являются глубинными и не могут быть решены только благодаря активному действию органов государственного управления. Относительно низкая инвестиционная привлекательность российского рынка для зарубежных инвесторов связана с влиянием геополитической ситуации и, как следствие, с финансовыми рисками изменения процентных ставок и колебания курса российского рубля. Для решения проблемы привлечения иностранных инвесторов на российский рынок на сегодняшний день необходимо уделить особое внимание развитию современных механизмов привлечения инвестиционных ресурсов: государственно-частного партнёрства, особых экономических зон.
Список литературы
- 1. Горбунова О.А. Привлечение ПИИ в российскую экономику в условиях действия санкций / Российское предпринимательство, 2018. - № 8. - С. 2186 - 2200
- 2. Кесаева Д.М. Проблема привлечения иностранных инвестиций в экономику России / Евразийский Союз Ученых, 2019. - № 6. - С. 6-8.
- 3. Колчина Е. А., Юдина М. В. Международные экономические санкции против России: ожидание и эффективность / Экономика, социология и право, 2016. - №1. - С. 34-36
- 4. Коригова М.М., Шадринова А.С. Инвестиции как источник экономического роста и их социально-экономическая эффективность / Вестник Финансового университета, 2017. - № 5. - С. 1-15.
- 5. ЮНКТАД «Доклад о мировых инвестициях 2019» / URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2019_overview_ru.pdf