Роль информационной сферы в современном обществе все возрастает, в связи с глобализацией, что существенным образом влияет на приоритет вопроса национальной безопасности в этой сфере. И чем дальше продвигается технический прогресс, тем большее влияние информационная сфера будет оказывает на государство и общество.
Начало XXI века характеризуется скачком научно-технического прогресса, повлекшее за собой проникновение информационных технологий во все сферы жизни, что повлекло за собой изменение типа общества с индустриального на информационный. В связи с такой обстановкой приоритетом становится обеспечение информационной безопасности – защита интересов личности, общества и государства от информационных угроз, а также реализация прав и свобод граждан и безопасности государства.
Поэтому для эффективного использования информационных технологий была утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. В ней под информационной безопасностью понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Доктрина также выделяет интересы общества, личности и государства:
- обеспечение интересов гражданин связанно с доступом к информации и ее использование для не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также защиту личных данных человека
- обеспечение интересов личности в информационной сфере связанно с упрочением демократии, созданием правового государства, достижением и поддержанием общественного согласия
- обеспечение интересов государства связанно с созданием условий для развития российской информационной инфраструктуры, обеспечением незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, поддержанием законности и правопорядка.
Выделяются в доктрине и национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере:
- защита конституционных прав и свобод человека и гражданина, неприкосновенности частной жизни, обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации
- обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры и единой сети электросвязи Российской Федерации
- развитие в Российской Федерации отрасли информационных технологий и электронной промышленности, а также совершенствование деятельности производственных, научных и научно-технических организаций по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности
- доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире, применение информационных технологий в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области культуры
- содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также на защиту суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве
Таким образом можно выделить объекты, которым может быть нанесен вред информационным воздействием: индивидуальному, групповому и массовому сознанию.
Для нормального функционирования общества необходимо что бы индивиды, входящие в него, могли объективно воспринимать действительность. Угрозой этому может послужить информация направленная на создание ложной действительности, фактов и ценностей у человека.
Социальные группы это необходимая индивиду форма существования. И благополучие членов социальной группы зависит от этой самой группы, продвигаемой ей идеологии и ценностей. Угрозы социальной группе могут исходить от других групп в виде действий направленных на разрушение общности, затруднение реализации интересов, психологическому давлению.
Так же у всех социальных групп есть общие интересы, так как они находятся и проживают на одной территории, что соответственно объединяет их в нацию, которая имеет единые духовные, культурные, нравственные ценности отражающиеся как в групповом, так и в индивидуальном сознании. А значит все информационные угрозы направленные на разрушения этих ценностей, а так же искажение или предоставление заведомо ложной информации об остальном мире является угрозой массовому сознанию.
Подводя итоги, можно сказать, что главным интересом Российской Федерации в информационной сфере является обеспечение информационной безопасности, защита личности, общества и государства. Эти интересы являются основой для направлений развития информационных средств и технологий, так же национальной безопасности России. Можно отметить что эти приоритеты интересов в информационной сфере не статичны, а развиваются в зависимости от внешней и внутренней политической обстановкой в стране, и соответственно в зависимости от появления новых угроз информационной направленности.
Список литературы
- Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. №149-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31. – Ст. 3448.
- Указ Президента РФ "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" от 05.12.2016 №646// Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 50. – Ст. 7074.
- Гонежук З. Н. Основные направления совершенствования законодательства Российской Федерации в информационной сфере / З. Н. Гонежук // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2015. — № 114. — С. 727–736.
- Евдокимова К. Н. Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации: уголовно-правовые и криминологические аспекты / К. Н. Евдокимова, Н. Н. Таскаев // Обеспечение национальной безопасности России в современном мире : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 26–27 мая 2016 г. — Иркутск : Изд-во Байкал. гос. ун-та, 2016. — С. 66–74.
- Пушков, А. К. Внешняя политика России и ее национальные интересы в XXI веке / А.К. Пушков. - М.: МГИМО-Университет, 2016. - 114 c.
- Бабурин С. Н. Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологический аспект / С. Н. Бабурин, М. И. Дзлиев, А. Д. Урсул. — М. : Магистр : Инфра-М, 2014. — 512 с.
- Возжеников А. В. Национальная безопасность в контексте современного политического процесса России: теория и политика обеспечения : дис. … д-ра полит. наук : 23.00.02 / А. В. Возжеников. — М., 2002. — 391 с.