ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

32

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (69), июнь ‘22

Дата публикации 09.06.2022

Поделиться

В статье обоснована необходимость профилактики эмоционального выгорания педагогов в условиях дистанционного обучения, проанализированы теоретико-методологические подходы к исследованию феномена эмоционального выгорания, выявлены факторы, влияющие на возникновение эмоционального выгорания педагогов, описаны результаты исследования степени эмоционального выгорания педагогов в условиях дистанционного обучения.

В связи с серьёзностью эпидемиологический ситуации в нашей стране основной формой образовательного процесса стало дистанционное обучение. Безусловно, такая форма не лишена преимуществ, например, можно снять часть нагрузки с учителя путём автоматизации проверки домашнего задания, к тому же уровень новизны получаемых обучающимися знаний повышается ресурсами открытых электронных библиотек. Помимо неоспоримых преимуществ, существует ряд недостатков дистанционного образования. Одним из главных является эмоциональное выгорание педагогов в условиях дистанционного обучения, которое возникает в результате накопления негативных эмоций без возможности освобождения от них, что является серьёзным стрессом для организма на фоне постоянных нагрузок, что влечет за собой истощение эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога. Главной причиной негативных эмоций учителя становится кратное увеличение рабочего времени, проводимого только за компьютером, что влечет нарушение режима работы и отдыха.

Проведение дистанционного урока само по себе является для учителя, особенно старшего поколения, стрессом, где организационный момент урока занимает большое количество времени. Проблемы с техническим оснащением, а именно утрата интернет-соединения, а в сельской местности – его отсутствие, проблемы с энергоснабжением, отсутствие контроля родителей, в результате чего обучающийся старается любыми способами оградить себя от присутствия на дистанционном уроке, что влечет за собой выдачу дополнительного задания отсутствующим, поэтому помимо проведения видеоурока, педагог становится заложником проверки большого количества заданий, присылаемых обучающимися в разное время.

В процессе обучения с применением дистанционных технологий причиной накапливания отрицательных эмоций стало постоянное транслирование негатива телевидением и интернет-ресурсами, ограничение действий человека пространством квартиры, где зачастую каждый член семьи находится в рамках дистанционных обучения или работы, зачастую отсутствие личного пространства и общения с кем-либо, роме членов семьи. Под влиянием этих факторов педагог находится в перманентно подавленном, угнетённом состоянии, что провоцирует эмоциональное выгорание.

Причины нарушения психологического здоровья педагога представлены в ряде работ, например эмоциональное выгорание и его причины описывали В.В. Бойко, В.Е. Орел и др., профессиональную деформацию и деструкцию – С. П. Безносов, Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк и др. [1, c. 3-8]

Наука в наши дни рассматривает эмоциональное выгорания как особый механизм психологической защиты, частично или в полной мере отключающий эмоции, как профессиональную деформацию, как оду из форм профессиональной деструкции, приводящей к снижению устойчивости личности и нарушению её целостности [2, c. 96].

Многие авторы исследуют феномен эмоционального выгорания педагога в ходе профессиональной деятельности (В.Е. Орел, Т. И. Ронгинская, Т. В. Форманюк). Исследователи утверждают, что оно оказывает влияние на состояние педагога, ухудшая эмоциональный фон урока, деструктивизируя его личностные качества, препятствуя развитию эмпатии из-за склонности следовать завышенным стандартам деятельности и выдвигать чрезмерно высокие требования к себе [3, c. 9 ].

Эмоциональные факторы вызывают нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к кризисам в работе, истощению и выгоранию. Сопутствуют этому физические симптомы: частые головные боли, бессонница, головокружение. Далее возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности педагога. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса эмоционального выгорания.

Высокая степень психической напряженности – это неотъемлемая часть педагогической работы. Эта особенность включает способность к переживанию и сопереживанию, что является важнейшим профессиональным качеством учителя.

Все перечисленные выше особенности педагогического труда способствуют формированию синдрома эмоционального выгорания.

Синдром выгорания может быть опознан по трем описанным в определении К. Маслач симптомам [1, с. 15]:

1 Эмоциональное истощение, которое появляется в хронической усталости, снижении настроения, расстройстве сна, диффузных телесных недугах, усилении подверженности различным болезням.

2 Деперсонализация (дегуманизация), негативно отражается на отношении к коллегам, становится во многом циничным, сопровождается чувством вины, при этом избегает нагрузок и «автономно функционирует».

3 Переживание собственной нерезультативности. Человек страдает от недостатка успеха, признания, а также от потери контроля над ситуацией, постоянно чувствует собственную несостоятельность и чрезмерность предъявляемых к нему требований.

Выгорание, как инфекционное заболевание, быстро распространяется среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих». Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса, осуществляющих свою деятельность в сфере коммуникации (человек-человек). Большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания..

Так как данная форма массово реализуется в течение последних двух лет, то с уверенностью можно сказать, что несмотря на неоспоримые плюсы дистанционного формата, педагоги получили дополнительную нагрузку к своей работе. Данный факт может способствовать повышению уровня профессионального выгорания (механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия) среди учителей. Методика «Экспресс-оценка выгорания» (К. Маслач, С. Джексон) была адаптирована для ситуации дистанционного обучения и дополнена математической моделью НИПНИ им. Бехтерева.

Данная методика имеет три шкалы:

    • Эмоциональное истощение проявляется в снижении эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, равнодушием, неспособностью испытывать сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом.
    • Деперсонализация проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – в раздражительности, негативизме и циничном отношении к коллегам и пациентам. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков.
    • Редукция профессиональных достижений проявляется в негативном оценивании себя, результатов своего труда и возможностей для профессионального развития. Высокое значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, в лимитировании своей вовлеченности в профессию за счет перекладывания обязанностей и ответственности на других людей, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей № 24 имени А. В. Корявина» города Сергиев Посад. Выборку составили 42 педагога разного пола и стажа педагогической деятельности (от 2 до 51). В ходе исследования были выявлены следующие результаты: по шкале «Эмоциональное истощение» уровень выше среднего (38 из 54), по шкале «Деперсонализация» средний уровень (12,8 из 30), по шкале «Редукция профессиональных достижений» уровень выше среднего (33,5 из 48).

График 1. Эмоциональное выгорание педагогов

 

Крайне низкий уровень сформированности психоэмоционального истощения зафиксирован у 6,3 % исследуемых, низкий – у 15,6%, средний – 34,4%, высокий – 37,5%, крайне высокий – 6,3%.

Личностное отдаление крайне низко сформировано у 9,4% испытуемых, низко- у 28,1%, средне – 21,9%, высоко – 28,1%, крайне высоко 12,5 %.

Диагностика по методике А. А. Рукавишникова показала, что большинство учителей (90,6 %) в большей или меньшей степени подвержены эмоциональному выгоранию в условиях дистанционного обучения.

Выявленные данные позволяют сказать, что дистанционный формат обучения действительно влияет на эмоциональное выгорание педагогов. Принимая во внимание полученные результаты, нами была разработана и апробирована программа профилактики эмоционального выгорания педагогов в условиях дистанционного обучения, целью которой стало снижении влияния стресса, вызванного вынужденным переходом на новый формат обучения, и повышение профессиональной компетентности педагогического состава. Осуществление поставленной цели проходило путем решения следующих задач:

- преодоление эмоционального напряжения посредством расширения психологического кругозора навыками самопомощи для стабилизации эмоционального фона и преодоления эмоционального истощения;

- повышение цифровой грамотности педагогов как профилактическая мера борьбы с эмоциональным выгоранием педагогов в условиях обучения с применением дистанционных технологий.

Программа включает в себя серию занятий, в ходе которых педагоги осваивают визуализирующие техники борьбы с эмоциональным напряжением, дыхательные гимнастики, техники арт-терапии (рисование песком и нейрографику), открывают для себя возможности «Sferum», «Miro», «Каhoot!», «LearningApps» и других интернет-ресурсов.

Самым ярким показателем результативности программы профилактики является отсутствие сформированности всех трех фаз эмоционального выгорания, по В. В. Бойко, 90,4 % не выявлено двух сформированных фаз, в сравнении с первичной диагностикой, это, в первую очередь, объяснимо их включением в освоение программы профилактики данного синдрома. Такой эффект возымели не только повышение уровня психологической грамотности и цифровой компетенции, но и смена вида деятельности с преподавания на обучение, расширение рутинной коммуникации посредством общения в коллективе испытуемых.

Результаты апробации программы профилактики эмоционального выгорания педагогов в условиях дистанционного обучения подтвердили заявленную нами гипотезу о существовании взаимосвязи между фазами синдрома эмоционального выгорания педагогов и ситуацией педагогической деятельности в условиях дистанционного обучения.

Список литературы

  1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: ИИД Филинъ, 2011. - 472 с.
  2. Котова, Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. / Е.В. Котова. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. - 76 с.
  3. Сергеев, И.А. Проявление симптомов эмоционального выгорания у студентов в условиях эмоционально выгорания [Электронный ресурс] / И.А. Сергеев, А.А. Букатич, А.В. Наумова. - Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 2020. - 5 с.
  4. Чердымова Е.И. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография / Е.И. Чердымова, Е.Л. Чернышова, В.Я. Мачнев. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2019 – 124 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее