Образовательные программы заключают в себе понятие содержания образования. Содержание образования, в свою очередь, должно способствовать взаимопониманию и благоприятному сотрудничеству между людьми невзирая на расовую, этническую, национальную, религиозную и социальную принадлежность обучающихся и обучающих лиц. Также, содержание образовательных программ должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, должно способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
Выбранная тема считается очень актуальной на сегодняшний день, учитывая сложившуюся ситуацию с пандемией COVID-19, в которой очень большое количество образовательных учреждений, в том числе и предоставляющих образовательные программы в сфере юриспруденции, вынуждены обеспечить реализацию образовательных программ методом дистанционного обучения. Вышесказанное определяет научную значимость выбранной темы.
К источникам права, которые регулируют данную тему, прежде всего относится Конституция Российской Федерации. В основном законе РФ вопросы в сфере образования регулируются главой 2 ст. 43 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 года №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года №11-ФКЗ)// СЗ РФ. -2009г.- №1.- Ст. 1; 2014.-№30 (ч. 1).- Ст. 4202.. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» существует отдельная статья (ст.12) Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 31 декабря 2014 года № 519-ФЗ) // СЗ РФ.- 2012.- № 53 (ч. 1).- Ст. 7598; 2015.- № 1 (ч. 1).- Ст. 72., посвящённая образовательным программам. Также некоторые нюансы рассматриваемой темы затрагиваются в Приказах Министерства образования и науки РФ.
Цель данной статьи - анализ образовательных программ в сфере юриспруденции, разбор вопроса о реализации образовательных программ в период сложившейся эпидемиологической ситуации, обзор практических применений изученных навыков на примере дисциплины адвокатура и адвокатская деятельность. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Определить понятие и виды образовательных программ в сфере юриспруденции;
- Изучить типы реализации образовательных программ юридического цикла;
- Рассмотреть типы реализации этих программ в условиях пандемии COVID-19;
- Объяснить важность применения практических навыков в области адвокатуры и адвокатской деятельности.
Понятие образовательной программы «юриспруденция» представляет собой систему документов, разработанную с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы высшего образования. Основная образовательная программа высшего образования регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и профилям и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Нормативную правовую базу разработки основной образовательной программы высшего образования составляют:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 01 декабря 2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
- Федеральный закон от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего образования)»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 № 1367;
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 мая 2010 года № 464, в ред.от 31.05.2011;
- Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации;
- Прочие нормативно-правовые акты организации, осуществляющих образовательных процесс.
Проанализировав официальные онлайн-страницы ведущих ВУЗов Российской Федерации в сети интернет на 2021 год можно выделить следующие основные виды образовательных программ в сфере юриспруденции:
- Юриспруденция: уголовно-правовой профиль;
- Юриспруденция: гражданско-правовой профиль;
- Юриспруденция: административно-правовой-финансовый профиль;
- Юриспруденция: государственно-правовой профиль;
- Правовое регулирование деятельности органов государственной власти;
- Цивилистика и гражданское судопроизводство;
- Адвокатура и адвокатская деятельность;
- Международное право;
- Трудовое и коммерческое право;
- Частное право;
- Правозащитная деятельность;
Также, хотелось бы выделить образовательные программы, с более узкой специализацией, такие как:
- Юрист в сфере транспорта;
- Право цифровых технологий;
- Правовое регулирование деятельности Северного морского пути;
- Расследование экономических преступлений;
- Юридические технологии в сфере кибербезопасности.
Для успешной реализации образовательных программ уголовно-правового и правоохранительного цикла по дисциплине адвокатура и адвокатская деятельность необходимо опираться на общие требования к осуществлению просветительской деятельности изложенные в Статье 12.2 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В данной статье представлены следующие требования:
1. Просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
3. Порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней устанавливается Правительством Российской Федерации.
Также для правильной, грамотной и успешной реализации образовательных программ нужно придерживаться положений статьи 13 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данная статья гласит о возможных формах обучения, о возможности использования дистанционных технологий и электронного обучения, что является действительно важными характеристиками для образования в текущее время.
Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику. Освоение основных профессиональных образовательных программ предусматривает проведение практики обучающихся. Образовательная деятельность при освоении основных профессиональных образовательных программ или отдельных компонентов этих программ организуется в форме практической подготовки. Образовательная деятельность при освоении иных образовательных программ или отдельных компонентов этих программ может быть организована в форме практической подготовки.
Наибольшую роль в реализации образовательных программ уголовно-правового и правоохранительного цикла играют преподаватели. Ведь от их профессионализма и умения предоставлять необходимую для обучающихся информацию зависит общее понимание образовательной программы. Тем не менее, обучающийся обязан в полной мере изучить и усвоить все предоставленные преподавателем материалы, ведь обучение — это не односторонний процесс и задача успешной реализации образовательных программ лежит не только на преподавателе.
В период пандемии, которая настигла нас в 2020 году, большое количество университетов, в том числе и предоставляющих образовательные программы в сфере уголовно-правового и правоохранительного цикла, перешли на дистанционный формат обучения и электронное образование. Данный формат обучения подразумевает проведение семинаров, лекций, практических занятий, лабораторных работ в специальных программах, например – Zoom, Microsoft Teams, Skype.
Безусловно, у данного формата обучения есть свои плюсы и минусы. Говоря о плюсах, хочется, в первую очередь отметить такой фактор как экономию времени и сниженную затрату физических сил учащихся на дорогу до университета. Также неоспоримое преимущество такого формата обучения – возможность использования вспомогательных материалов из сети интернет для более надежного усвоения образовательных материалов. Отрицательные стороны подобного обучения связаны с тем, что большое количество преподавателей, в силу возраста, не умеют корректно пользоваться программами Zoom, Microsoft Teams и Skype, что напрямую влияет на проведение лекций, семинаров, лабораторных работ и практических занятий. Немаловажен и тот фактор, что до сих пор, в некоторых субъектах Российской Федерации, отсутствует стабильное подключение и необходимая скорость работы сети интернет, что сказывается на итоговом качестве знаний обучающихся. Еще одна отрицательная сторона данного метода обучения – возможность студентов пользоваться интернетом во время мероприятий по оценке знаний. Из-за этого пропадает возможность объективной оценки знаний обучающихся, а по итогу, способствует появлению большого количества низкокачественных специалистов.
В общем и целом, дистанционный формат обучения благоприятно сказывается на процессе обучения, делая его более осознанным, ведь в период пандемии студентам приходится в большей степени реализовывать образовательные программы самостоятельно.
Также, хочется отметить, что при реализации программ уголовно-правового и правоохранительного цикла по дисциплине адвокатура и адвокатская деятельность даже в условиях пандемии сохранилась возможность проведения практических занятий, сохранилась возможность присутствовать на судебных заседаниях, ведь это одни из самых важных аспектов получения образования в данной области.
Освоение основных профессиональных образовательных программ предусматривает проведение практики обучающихся. Образовательная деятельность при освоении основных профессиональных образовательных программ или отдельных компонентов этих программ организуется в форме практической подготовки. Образовательная деятельность при освоении иных образовательных программ или отдельных компонентов этих программ может быть организована в форме практической подготовки.
Практическая подготовка может быть организована:
1) непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в структурном подразделении указанной организации, предназначенном для проведения практической подготовки;
2) в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе ее структурном подразделении, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключаемого между указанной организацией и организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Хотелось бы отметить, что именно благодаря такому методу реализации образовательных программ как практика раскрывается весь потенциал обучающегося. Практика позволяет студентам должным образом закрепить и использовать полученные знания.
За весь процесс обучения будущие юристы, адвокаты и следователи проходят учебную, производственную и преддипломную практики. Первая учебная ознакомительная практика, как правило, организуется для студентов младших курсов. Ее студенты проходят чаще всего при вузе (в структурных подразделениях вуза). В ходе учебной практики студенты знакомятся с учредительными и процессуальными документами, изучают организацию делопроизводства в учреждении, предприятии или фирме. Также студенты-практиканты учатся производить учет входящих и исходящих документов, проводить совещания и заседания.
Производственная практика закрепляет и углубляет теоретические знания, полученные в процессе обучения. Как правило, в течение производственной практики студент-практикант самостоятельно готовит проекты юридических и процессуальных документов.
Преддипломная практика является завершающей. В ходе преддипломной практики студент собирает материалы для дипломного проекта. Его основными задачами также являются овладение профессиональными навыками, методами организации труда и управления.
Студенты, обучающиеся на юридических факультетах, проходят практику в прокуратуре, в следственных органах, суде, в органах местного самоуправления и в юридических подразделениях различных организаций.
Кроме вышеперечисленных предприятий, студенты могут получать практические навыки в юридических клиниках вуза. В Клиниках под руководством преподавателей студенты-юристы, начиная с 3-го курса, оказывают юридические консультации гражданам на безвозмездной основе. Будущие юристы записывают вопросы населения по трудовым, наследственным и иным гражданско-правовым проблемам и готовят ответы на основании действующего законодательства. После такой практики большое число студентов остается работать в Клинике по собственному желанию. Особо отличившиеся студенты могут работать в Клинике по трудовому договору в качестве помощников юрисконсультов. Таким образом, по окончании университета они получают не только диплом о высшем образовании, но и трудовой стаж.
Подводя итог хотелось бы отметить значимость образовательного процесса в целом. Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что образовательные программы являются довольно важным и значимым объектом в сфере образования. Их развитие способствует усовершенствованию образовательной деятельности в общем, т. к. они являются их главной основой.
Подводя общие итоги данной работы, можно сказать, что без образовательных программ не может осуществляться учебный процесс в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, потому что именно на них основывается обучение.
Список литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.
- Приказ Минобрнауки РФ от 28.05.2020 № 692 «О деятельности подведомственных министерству науки и высшего образования Российской Федерации организаций в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19) на территории Российской Федерации».
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». (Зарегистрирован 10.09.2020 № 59764).
- Андреев В.А., Пахоменко А.И., Добровольская Н.В., Тимченко В.В. (2014) Проектирование и разработка основных образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по федеральным государственным образовательным стандартам в системе менеджмента качества: методическое пособие. – СПб, СПб ГАПОУ «МТК», 2014 – 97 с.
- Чуракова Р.Г. (2013) Программа развития и основная образовательная программа. Стратегия и тактика проектирования в условиях реализации ФГОС: пособие. – Москва, «Академкнига/Учебник», 2013 – 104 с.