COVID-19 И ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

COVID-19 И ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

2

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 20 (22), июль ‘21

Дата публикации 13.07.2021

Поделиться

Работа посвящена актуальной на сегодняшний день теме домашнего насилия. Исследованы ключевые вопросы влияния пандемии COVID-19, включая локдаун 2020 года, на общую картину семейно-бытовых конфликтов. Отмечен рост агрессии и уровня тревожности, что привело к деформации семейно-брачных отношений и увеличению числа актов домашнего насилия. Выделены общие рекомендации виктимологической профилактики домашнего насилия, подчеркнута необходимость борьбы с газлайтингом и работы с психологами. Сделан вывод об усложнении борьбы с домашней тиранией ввиду действия ограничительных мер.

Пандемия, вызванная повсеместным распространением коронавирусной инфекции COVID-19, внесла свои коррективы практически во все сферы общественной жизни. В рамках данной проблемы не остались в стороне и семейно-бытовая сфера, включая привычный уклад семьи, отношения супругов друг с другом и с детьми, а также со старшим поколением.

Семейно-бытовые конфликты обладают особыми признаками ввиду того, что связь жертвы домашнего насилия и противоположной стороны – потенциального преступника – является настолько тесной, что осуществление превентивных функций в отношении данных лиц часто не представляется возможным. Взаимодействие сторон основано, как правило, на кровном родстве, глубокой привязанности и близости, а также иных определяющих элементах, которые не регулируются уголовным законом.

Локдаун 2020 года вызвал резонанс в сфере семейно-бытовых отношений. Вынужденная изоляция населения в местах проживания поспособствовала росту числа случаев домашнего насилия. Учитывая тот факт, что до пандемии семейно-бытовые конфликты стали предметом стабильного всеобщего обсуждения, а предупреждение и регулирование законодательством таких споров по сей день остаются пробельными, имеет смысл разъяснить, какие криминологические и виктимологические проявления послужили фактором деформации семейных ценностей, а также как сегодня можно избежать последствий пандемии.

Прежде всего, нужно понимать, что повышение уровня тревожности, агрессии, недостаток одиночества (психологическая составляющая – человеку важно оставаться одному на время) могут служить определенным импульсом срывов даже в тех ситуациях, когда лицо ранее никак не проявляло себя в негативном ключе. В связи с этим последствия могут быть непредсказуемыми. Жертвой насилия может выступить как семейный деспот, так и агрессивный провокатор, а также лицо, представляющее собой пассивный тип жертвы – беспомощный по признакам физиологического бессилия, возрастных особенностей, индивидуальных поведенческих признаков [1, 112-113 с.]. Еще одной особенностью домашнего насилия является то, что девушки, женщины (а именно лица женского пола чаще становятся жертвами семейно-бытовых конфликтов) не всегда понимают, что над ними совершают насилие различного характера – физическое, сексуальное, психологическое. Насилие воспринимается в узком контексте, абьюз – как проявление дурного нрава и дурного характера.

Как правило, первичные акты насилия в семье пресекать практически не представляется возможным, так как значимую роль в данных ситуациях играет «эффект неожиданности». Семейно-бытовые конфликты характеризуются особой эмоциональностью. При этом избежание рецидивов совершения насильственных действий в отношении себя, детей, пожилых родственников, а также действий, которые регулируются Уголовным законом, вполне осуществимо на практике. Виктимологическая профилактика в контексте данной проблемы играет особую превентивную роль.

Общие рекомендации для лиц, пострадавших от домашнего насилия включают в себя следующие составляющие:

– заранее детально продуманный план безопасности;

– обращение за помощью в правоохранительные органы;

– документальная фиксация побоев и иных физических повреждений;

– повторное обращение за помощью в соответствующие инстанции;

– обеспечение своей безопасности в будущем;

– доведение дела до конца [2].

Данные рекомендации обозначены на официальном сайте центра «Насилию.нет» – российской некоммерческой организации, деятельность которой посвящена проблемам домашнего насилия, насилия над женщинами и вопросам гендерного равенства.

План безопасности жертвы домашнего насилия должен включать в себя такие действия, которые позволят избежать повторного насилия. «Насилию.нет» целесообразно говорит о необходимости рассказать о случившемся близким друзьям, родственникам (тем, к кому есть доверие), предупредить соседей и попросить вызвать полицию в том случае, если они услышат крики и иной подозрительный шум из вашей квартиры (дома). Важно подчеркнуть, что проблема сохранения нейтрального отношения к чужим проблемам на сегодняшний день приобретает всю большую актуальность и является наиболее острой, так как представляет собой одну из ключевых криминологических детерминант, связанных с причинами и условиями совершения насильственных преступлений в России [3, с. 239-240].

Помимо прочего, план безопасности обязан включать место – временное убежище, в которое можно уйти в случае возникновения опасности (снова стоит обратиться за помощью к родственникам и друзьям). Но иногда лучше, чтобы такое убежище было тайным, – в таком случае в безопасности будет не только жертва, но и ее родные, так как дальнейшие действия домашнего тирана не всегда можно предугадать.

После первичного случая семейно-бытового насилия необходимо иметь под рукой документы, некоторую сумму денег наличными или на банковской карте, одежду на первое время, лекарства, ключи от квартиры (дома). Из крайних мер «Насилию.нет» приводит в пример необходимость уничтожения вещей, которые помогут насильнику найти свою жертву. Также отмечается, что близкие отношения с тираном позволяет жертве в той или иной степени полагаться на интуицию – нужно ли убегать или есть смысл вести переговоры. Данная рекомендация нам представляется спорной, так как эмоциональный характер ситуации может привести к плачевным результатам, которые исправить не удастся.

Одна из самых настоятельных рекомендаций жертве домашнего насилия определяет посткриминальные ситуативные вариации ее поведения. Речь идет о необходимости обращения за помощью в правоохранительные органы. Как показывает официальная статистика, только после седьмого случая совершения насильственных действий семейным тираном жертва обращается с заявлением в полицию [4]. Это связано не только с личным страхом возмездия или неготовностью «выносить сор из избы», но и с несерьезным отношением законодателя и правоохранительных органов к случаям домашнего насилия. Сейчас в делах о домашнем насилии используются, как правило, ч. 1 ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116.1 УК РФ (нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию) и ст. 6.1.1 КоАП РФ (побои). Напомним, в начале 2017 года побои в отношении близких родственников из разряда уголовных преступлений были переведены в административные правонарушения, если такое действие было совершено впервые [5].

Если сотрудники МВД отказываются принять заявление, стоит потребовать встречи с руководством, а также направление на судебно-медицинскую экспертизу. Все побои и повреждения, в целях обеспечения дальнейшей безопасности жертвы, должны быть зафиксированы. Необходимо обратиться в ближайший травмпункт или поликлинику и рассказать, при каких обстоятельствах были получены побои. Все данные о побоях должны быть зафиксированы дежурным врачом в медицинской карте. В этой же карте врач опишет характер полученных повреждений и какая медицинская помощь была оказана. Ключевым элементом относительно фиксации побоев является справка, которая побудит органы полиции взяться за это дело. Самостоятельная фиксация побоев и повреждений с сохранением копий также необходимы ввиду того, что доказательства агрессии могут быть утеряны.

Важно отслеживать, на какой стадии находится дело. На следующий день рекомендуется оставить еще одно заявление дежурному полицейскому. По телефону 112 подскажут, куда лучше и ближе подать заявление по частному обвинению. К сожалению, как показывается российская практика, нужно быть дотошным, чтобы добиться правовой защиты по таким делам.

Психологическая помощь жертвам насилия оказывается по Всероссийскому телефону доверия для женщин, пострадавших от насилия в семье (указан на сайте «Насилию.нет»). Для обеспечения безопасности в отдельных городах России были созданы специальные кризисные центры помощи женщинам и детям. Временные убежища также предоставляют религиозные учреждения.

Если уголовное дело возбудили, то, скорее всего, его доведут до суда. Важно помнить о том, что жертва должна ходатайствовать о назначении экспертизы по медицинским документам. Экспертиза призвана определить тяжесть вреда, нанесенного здоровью жертвы. Процесс может длиться не один месяц, но дело необходимо довести до конца.

Помимо вышеперечисленных мер профилактики рецидивов домашнего насилия, следует отметить необходимость пересмотра жертвой отношения к себе и восприятия окружающей действительности. Борьба с газлайтингом (форма психологического насилия, подразумевает убеждение жертвы в неправильности восприятия чего-либо – форма абьюза) должна быть включена не только в общую виктимологическую профилактику, но и в работу психологов.

Ограничительные меры, вызванные распространением коронавирусной инфекции, привели к деформации не только предкриминального этапа домашнего насилия, но и усложнили получение помощи жертвам такого насилия даже в тех случаях, когда дело дошло до суда. В целом виктимологическая профилактика приобрела условный характер, что в дальнейшем может привести к увеличению количества жертв, к смене уклада семейно-бытовых отношений и утрате семейных ценностей и стабильности института семьи в целом.

Список литературы

  1. Ривман Д.В. Криминальная виктимология / Д.В. Ривман // Учебники для вузов. – Спб. : Питер, 2002, 304 с.
  2. Что делать, если в столкнулись с домашним насилием / Рекомендации с официального сайта центра «Насилию.нет» [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения: 04.07.2021).
  3. Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М., 2006. 344 с.
  4. В МВД назвали число пострадавших от домашнего насилия женщин / РБК, деловая газета [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5dd6844f9a794787117e082d (дата обращения: 04.07.2021).
  5. «Столько у нас стоит совершить акт насилия в семье». «Зона права» изучила статистику по делам о побоях / Коммерсантъ, общественно-политическая газета, выпуск от 28.04.2020 [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения: 04.07.2021).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее