ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА МАЛЫЙ БИЗНЕС

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА МАЛЫЙ БИЗНЕС

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

22

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 8 (53), февраль ‘22

Дата публикации 16.02.2022

Поделиться

В статье рассматриваются проблемы, которые испытывает малый и средний бизнес в связи пандемией коронавируса. В случае распространения новых штаммов коронавируса и ухудшения эпидемиологической обстановки необходимо усовершенствовать меры государственной поддержки  малого бизнеса. В связи с карантином многие компании были вынуждены временно закрыться или продолжают закрываться, происходит сокращение совокупного спроса и увеличилась доля безработных,  происходят изменения в рабочей силе, выплаты по болезни, снижение заработной платы, увольнения и т.д.

Последствия COVID-19 для российской экономики имеют долгосрочный характер, поэтому несмотря на то, что ограничительные меры постепенно отменяются, перед бизнесом по-прежнему стоит вопрос принятия решений в условиях данного кризиса.

Целью работы над данной статьей  является изучение влияния пандемии и разработка мер по минимизации негативного воздействия COVID-19 на работу малого и среднего бизнеса

Задачи, формулируемые для достижения цели:

1) с какими проблемами сталкивается малый и средний бизнес в условиях нового экономического кризиса, спровоцированного пандемией;

2) раскрыть проблемы и меры государственной поддержки малых и средних предприятий в условиях пандемии COVID-19.

Новизна исследования обусловлена тем, что пандемия оказала огромное влияние как на мировую, так и на российскую экономику. COVID-19 скорректировал функционирование рынка рабочей силы. Многим компаниям и предприятиям пришлось провести сокращения или в разы урезать заработную плату, оставив минимальные выплаты. В связи с карантином многие компании были вынуждены временно закрыться, произошло сокращение совокупного спроса и увеличилась доля безработных. Последствия COVID-19 для российской экономики имеют долгосрочный характер. 25 млн человек, что составляет 0,6 % от общего объема трудоспособного населения мира (4,5 млрд) остались без работы. Особенно сильно пострадали малые и средние предприятия. Как говорится в ежегодном докладе бизнес-омбудсмена Бориса Титова, который он направил президенту В. В. Путину: «Пандемия COVID-19 в России затронула порядка 4,17 млн компаний и ИП от общего числа 6,05 млн, то есть до 67 % малых, средних и крупных предприятий и ИП» [1].

Малый бизнес является одним из важных сегментов развития экономики любого государства, однако именно он подвержен наиболее сильному воздействию со стороны факторов внешней среды под влиянием нестабильных экономических ситуаций текущего времени. Деятельность малого бизнеса ориентирована на оперативное реагирование на рыночные факторы, что, с одной стороны, приводит к большей чувствительности к тенденциям рынка, но, с другой стороны, формирует долгосрочные угрозы бизнесу, не обладающему защитным потенциалом от быстрых изменений, приводящих к его гибели.

Постепенно на сцену выходят экономические последствия и компании разделятся на три класса:

  • пострадавшие от кризиса (потеряют часть рынка, клиентов, выручки и команды);
  • те, кто смогут к нему адаптироваться (сохранят свой бизнес без особых потерь);
  • бенефициары (воспользуются новыми открывшимися возможностям и укрепят рыночные позиции) [2].

К основным причинам банкротства в период пандемии, в первую очередь, можно отнести невозможность выполнять свои долговые обязательства по банковским кредитам. Значительная часть малого и среднего бизнеса в России крайне закредитована, а сокращение или даже полное прекращение доходов в период ограничительных мер привели к невозможности осуществлять кредитные платежи. Несмотря на такую меру, как введение кредитных каникул, многие предприниматели все равно были вынуждены платить по кредитам, а выполнять свои кредитные обязательства они не могли.

Высшие органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечили и организовали комплекс мероприятий в связи с COVID-19, некоторых из них: вводились ограничения на площади открываемых объектов торговли непродовольственными товарами и предельное количество лиц, которые могут одновременно находиться в торговом зале объектов торговли, минимальная дистанция между людьми должна была составлять 1,5 метра, проводился контроль температуры тела работников при входе в организацию и в течение рабочего дня, соблюдался масочный режим всеми работающими на предприятиях и организациях любой организационно-правовой формы, запрещалось юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим организацию зрелищно-развлекательных мероприятий, оказывающим услуги общественного питания, их проведение, оказание в период с 23:00 до 06:00 часов, оборудование умывальников для мытья рук с мылом и дозаторов для обработки рук кожными антисептиками в местах общественного пользования[3].

С декабря 2019 года отмечается сокращение количества субъектов малого предпринимательства. В декабре 2019 количество субъектов составляло 224898, в апреле 2020 г. – 222 144, в июне 2020 г. – 221 691, в августе 2020 г.  – 218 477. В марте и апреле 2020 наблюдалось сокращение количества работников МСП, в мае-июне произошел рост, а с июля количество работников снова сократилось[4].

Наиболее пострадавшие отрасли: общественное питание, автоперевозки, воздушный транспорт, туризм, выставочная деятельность, гостиницы, сфера развлечений и досуга, культура и спорт, бытовые услуги, непродовольственный ритейл, стоматологические услуги, дополнительное образование.

Глава Ростуризма Зарина Догузова оценила убытки отрасли в 500 млрд рублей. Из-за карантина закрылись границы, поездки по стране ограничили, поэтому туристические агентства, отели, гостиницы и экскурсионные фирмы потеряли клиентов, в первую очередь иностранных. В первой половине лета часть ограничений в регионах сняли, поэтому начал активно развиваться внутренний туризм.

По исследованиям Росстата установлено, что оборот в системе общественного питания за время карантина снизился почти в два раза по сравнению с тем же периодом 2019 года. Чтобы компенсировать часть расходов, рестораны и кафе работали на вынос и доставку. После снятия ограничений в июле открылись летние веранды, в августе и сентябре разрешили открыть залы, но с ограничениями по количеству посетителей и требованием выполнять рекомендации Роспотребнадзора[5].

В розничной торговле убытки понёс сектор непродовольственных товаров. По данным Росстата, в апреле оборот отрасли снизился на 36,7 % по сравнению с апрелем 2019 года, это больше 400 млрд рублей. В мае падение замедлилось до 19,2 %.

Очевидно, что малый и средний бизнес настигли негативные последствия от коронавируса, которые выражались в снижении различных показателей компании. Государство было заинтересовано в развитии малого бизнеса и стимулировало его различными путями. Поэтому Правительством Российской Федерации были предложены следующие меры поддержки в условиях осложнения эпидемиологической обстановки для поддержки среднего и малого бизнеса.

Безвозмездная финансовая помощь в мае-июне: выплачено с 12 мая 31,6 млрд руб. Получили 601,5 тыс. ИП и МСП, в них работают 80% от всех занятых в ИП и МСП из наиболее пострадавших отраслей – более 2,6 млн чел.

Для предотвращения регресса экономики были приняты меры для поддержки бизнеса со стороны налоговой службы РФ. ФНС дал отсрочку на уплату налогов компаниям, которые несли потери из-за коронавируса. Срок её действия – 3 месяца, начиная с 30 марта.

Также было выдвинуто предложение по отмене налогов для самозанятых на период сложной ситуации с коронавирусом. Самозанятые в этот период не имеЛИ никакой компенсации, отпусков, больничных, в отличие от наемных работников, и, из-за резкого сокращения заработка, им было тяжело платить налог.

На время прекратилось и личное общение инспекторов и налогоплательщиков: выездные проверки, выемки, осмотры, допросы – всё взаимодействие с личным присутствием было приостановлено. Выездные проверки проводились только в случаях крайней необходимости.

Для малого и среднего бизнеса также облегчили выплаты арендной платы государству в 2020 году.

В рамках антикризисной политики предоставлялись льготные кредиты малому и среднему бизнесу. Увеличились субсидии и снизились по максимуму ограничения. Были введены налоговые каникулы для авиакомпаний и сферы туризма по платежам, которые они должны были внести.

Помощь бизнесу оказывал и центральный банк. Физлица могли осуществлять переводы по номеру телефона в размере до 100 тысяч рублей. Если сумма больше, комиссия составляла 0,5%, но не больше 1,5 тыс. руб. Коэффициенты риска по ипотеке снизились. Изменилась программа рефинансирования кредитов для малого и среднего бизнеса. Кредиты, рефинансируемые в рамках лимита 175 млрд рублей, получили снижение ставки с 6% до 4%, а конечная ставка для заемщика не должна была превышать 8,5%.

Поддержка субъектов МСП составила 835,5 млрд руб.

      Также были проведены такие меры как:

  • снижение ставки страховых взносов до 15%;
  • мораторий на банкротство;
  • кредитные каникулы;
  • беспроцентные кредиты на заработную;
  • кредит на возобновление деятельности под 2%;
  • продление срока уплаты административных штрафов с 60 до 180 дней[6];

Малый бизнес достаточно гибок, он может быстро реагировать на изменения рынка и адаптироваться к новым реалиям, переосмысливая свою бизнес-модель и оптимизируя свои расходы. Предприниматели старались справиться сами:

  • Оптимизировали расходы (сокращали расходы на маркетинг, рекламу, оплату труда работников, аренду помещений, производственные расходы, расходы на IT-решения и сервисы, соцпакет для работников);
  • Запускали новые направления (переходили в онлайн, подстраивались под спрос;
  • Перераспределяли существующие ресурсы (понижение в должности, многозадачность, адаптация, диверсификация ассортимента) [5].

Таким образом, несмотря на изменение внешней среды, которое обусловлено пандемией и всеобщим экономическом экономическим кризисом, предприятия такого масштаба остаются уязвимы перед серьезными экономическими изменениями, в том числе и перед глобальными. Однако содействия и помощи государства не всего достаточно: не все предприятия могут получить господдержку либо не в полной мере. Основные вызовы для малого бизнеса условиях пандемии COVID-19 – это финансовая неустойчивость, снижение спроса, риск заражения персонала, функционирования предприятия как такового.

 

Заключение

Пандемия коронавируса вызвала глобальный кризис, который, в отличие от большинства других кризисов в мировой истории, влечет за собой шоки как предложения, так и спроса. Малые и средние предприятия в России столкнулись со значительными убытками, вызванными периодом самоизоляции, падением спроса вследствие сокращения доходов россиян, затратами на осуществление мер профилактики случаев заболевания коронавирусом на рабочем месте, трудностями со сдачей отчетности, выплатой налогов и многими другими проблемами. Часть из этих проблем была решения мерами государственной поддержки малых и средних предприятий – представителей наиболее пострадавших отраслей. Для наиболее пострадавших отраслей введены особые меры поддержки: компенсация 100 % кредита на развитие, если предприятие сохранит 90 % сотрудников и более по сравнению с 1 июня 2020 г., и 50 %, если сохранит 80 % сотрудников.

В результате решения второй задачи было установлено, что за время пандемии (по состоянию на 10.03.2021 г.) численность микропредприятий в России сократилась на 133102, или на 5,75 %, малых предприятий – на 8288, или на 4,19 %, а средних предприятий – увеличилось на 631, или на 3,89 % (рост числа таких предприятий связан с действенностью мер поддержки).

Вышеозначенные проблемы и трудности способствовали смене формата деятельности и максимальному переходу бизнеса в онлайн-среду, в тех сферах, где подобная трансформация оказалась возможной. Смена формата коснулась как организации рабочего процесса части сотрудников (уход на удаленную работу), так и смены способов организации деятельности и доставки – во многих компаниях (особенно в регионах страны) получили распространение ранее отсутствовавшие услуги заказа через Интернет и безопасной доставки продукции потребителю.

Вместе с тем, уже сегодня можно говорить, что общее снижение доходов населения снизило потребительскую активность, ожесточив конкурентную борьбу за потребителя, что, наиболее вероятно, приведет к уходу с рынка части субъектов малого и среднего предпринимательства.

Список литературы

  1. Антикризисные меры. [Электронный ресурс РБК].
  2. Сетевое издание Газета «Ведомости». [Электронный ресурс].
  3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. [Электронный ресурс].
  4. Бизнес после пандемии: восстановление от шока. [Электронный ресурс].
  5. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс].
  6. Коронавирус: как пандемия повлияла на бизнес? [Электронный ресурс].
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее