Малый бизнес является важной составляющей экономики любой страны, обеспечивая рабочие места, инновации и развитие отраслей. Однако, несмотря на свою значимость, малый бизнес сталкивается с рядом проблем, которые влияют на его развитие и устойчивость. В частности, малый бизнес испытывает недостаток квалифицированных специалистов, особенно в области управления и маркетинга [4, с. 285]. И качественное экономическое образование, основанное на получении практически полезных навыков для создания собственного бренда, уникального продукта, поможет решить данную проблему.
Обозначим для начала ключевые проблемы малого бизнеса по состоянию на начало 2024 года. И ключевой проблемой, большинство исследователей выделяют недостаток финансирования. Это одна из первоочередных проблем малого бизнеса, который часто испытывает сложности с получением долгосрочного и краткосрочного финансирования, что ограничивает их рост и развитие. Хотя по данным ЦБ, 2023 год оказался рекордным как по объему выдач, так и по общему размеру портфеля кредитования МСП. Банки выдали в 2023 году таким клиентам 15,9 трлн руб., что почти на 40% превысило результат 2022 года [3, с. 7 ].
Наравне с ограничениями в финансовом вопросе прослеживается также высокий уровень конкуренции. Малый бизнес сталкивается с проблемами в выходе на новые рынки, так как крупные компании имеют больше ресурсов и возможностей для конкуренции. При этом в рамках профессионального образования и методики преподавания экономических дисциплин актуальны кейс-технологии. Также большинство управленческих теорий укореняются в крупных компаниях, а затем опыт переносится на предприятия малого и среднего бизнеса.
Например, впервые компания Xerox Corporation прибегла к бенчмаркингу в 1979г. Причиной послужило то, что цена на копировальные аппараты компании Fuji стала существенне ниже себестоимости продукции Xerox Corporation. Поскольку ответить на такие действия ответным снижением цен было невозможно, компания Xerox начала анализировать продукцию конкурента. Все копировальные аппараты, представленные на рынке, были изучены и проанализированы с точки зрения производственных затрат, дизайна, управления и ряда других характеристик. В ходе исследования были определены использованные инновации, которые Xerox смогла внедрить в свое производство, снизив затраты и значительно укрепив свои конкурентные позиции. [1, с. 42]
Этот пример может быть адаптирован в рамках кейс-технологии или даже ситуационных игр, так студенты смогут не только ознакомиться с историей компании Fuji, но и получить полезные навыки – анализа, синтеза, критического мышления и развить так называемые «мягкие навыки».
А также отметим еще одну проблему малого бизнеса – высокая налоговая нагрузка: Малый бизнес должен платить те же налоги, что и крупные корпорации, что может быть трудно для малых предприятий с ограниченными ресурсами. Так малый бизнес платит: налог на прибыль (20% от дохода), НДС (до 20% в зависимости от вида товара или услуги), социальные взносы в пользу Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования.
Таким образом, до половины дохода малый бизнес вынужден отдавать в пользу государства. Минимизация налоговой нагрузки может быть достигнута путем правильного выбора системы налогообложения, учета расходов и использования налоговых льгот и преференций [2, с. 105]. Но для того, чтобы правильно выбрать налоговый режим, необходимо иметь достаточно высокий уровень налоговой грамотности. Для этого необходимо не только с большим вниманием относиться преподавателям-методистам к дисциплине «Налоги и налогообложение», но и в рамках предпринимательской деятельности рассматривать налоговые режимы для малого бизнеса, налоговую ответственность самозанятого и так далее.
Это не единственные проблемы малого бизнеса, но на занятиях по экономике молодые студенты могут решить эти проблемы, пусть и теоретически, так студенты профессионального образования:
- Изучают основы экономики – экономические принципы, законы и т.д. Это поможет им лучше понять, как работает экономика и как она влияет на малый бизнес.
- Анализируют проблемы малого бизнеса такие как конкуренция, доступ к финансированию, управление рисками и т.п. На основе проведенного анализа студенты могут предложить стратегии для решения этих проблем. Эти стратегии могут включать в себя улучшение маркетинга, снижение затрат, улучшение управления и т. д.
- Создают бизнес-планы. Студенты также могут создать бизнес-план, который поможет малому предприятию решить свои проблемы. Бизнес-план может включать цели предприятия, анализ рынка, стратегию маркетинга и финансовую модель.
Список литературы
- Верзун, А. А. Пути повышения конкурентоспособности малого бизнеса / А. А. Верзун, Д. В. Рынева, Е. А. Боркова // Вестник науки. – 2022. – Т. 4, № 12(57). – С. 40-44
- Золотарева, Г. А. Влияние налоговой нагрузки на развитие малого бизнеса / Г. А. Золотарева, А. А. Шипунова, Д. В. Шипунов // Индустриальная экономика. – 2023. – № 1. – С. 104-108
- Кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства, декабрь 2023: Статистический бюллетень// Банк России. – №12(43). – Москва: Центральный Банк РФ – 2024. – 21 с.
- Демидова Н.Е., Шершова Е.В. Анализ малого и среднего бизнеса в Росси: проблкмы и перспективы // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 12-2. – С. 284-290