МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

7

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (50), февраль ‘22

Дата публикации 28.01.2022

Поделиться

В данной статье рассматриваются значимые проблемы, с которыми столкнулся малый и средний бизнес в период пандемии коронавирусной инфекции. Подчеркнуто, что малый и средний бизнес значим как для экономики государства в целом - это рост экономики региона за счет налоговых отчислений в бюджет и занятость граждан, а также конкурентоспособность региона. Вынужденная административная блокировка и ограничение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на фоне пандемии, вызвавшие резкое падение деловой активности, выручки, частичного сокращения занятых, компенсировались целым рядом экстренных мер государственной поддержки бизнеса. Малый  и средний бизнес  может стать одной из первых сфер, которая восстановиться в полном объеме в кратчайшие сроки.

Сектор малого и среднего бизнеса в Российской Федерации является молодым и относительно неразвитым. Малое и среднее предпринимательство играю важную роль в экономике страны, как один из главных ресурсов государства, обеспечивающих высокий уровень экономики и экономическую безопасность всей страны.[1]. Государство заинтересовано в развитие малого и среднего бизнеса и стимулирует его путем предоставления налоговых льгот, субсидируемых кредитов, приоритетного доступа к государственному заказу и других преференций. Но положение дел и возможности развития были приостановлены вспышкой коронавируса в декабре 2019 года, когда весь мир узнал о редком заболевание, которое получило название COVID-19. Государства всего мира начинают предпринимать меры по предотвращению вспышки вируса среди населения: закрываются границы между странами, отменяются массовые мероприятия, вводятся ограничения на передвижение граждан на территории. Чтобы обеспечить безопасность в стране, Россия также вводит ограничительные меры.

Изначально, основной финансовый удар пандемии приняли на себя представители малого и среднего бизнеса: парикмахерские, маникюрные салоны, студии квест-игр и прочие представители сферы услуг. Введение карантина в России лишило кафе и рестораны шанса на полноценную работу. В таких условиях функционировать могли только те субъекты, которые осуществляли онлайн-продажу продукции: онлайн-кинотеатры, интернет-магазины, кафе и рестораны с доставкой и др. Развлекательные площадки из-за коронавируса потеряли больше половины клиентов. По данным Delivery Club, в период пандемии к их сервису подключилось около 4000 новых ресторанов. Это способствовало увеличению оборотов компании. В мае компания вышла на рекордные для себя обороты - 5,5 млн заказов в месяц. Самые большие убытки несли турбизнес и авиакомпании. Еще в начале года вспышка вируса в Китае значительно повлияла на российский туристический сектор. По данным Росстата в 2018 году за период января-марта Российскую Федерацию посетили 4,4 млн туристов, в 2019 году - 4,2 млн, но уже в 2020 году в этот период в страну въехало 3,6 млн туристов. Таким образом, сфера туризма за период февраля-марта потеряла около 600 тыс. потребителей услуг данного сегмента.

Следует отметить основные изменения в секторе малого и среднего бизнеса за время пандемии.

Во-первых, изменилась модель потребительского поведения. С падением доходов, ростом безработицы и ожиданием второй волны пандемии население больше  предпочитает сберегать, нежели тратить. Малый и средний бизнес, особенно в сфере услуг, фиксирует падение спроса.

Во-вторых, далеко не все сферы бизнеса начали снова полноценно работать. Все эти факторы позволяют говорить о том, что кредитование субъектов МСП будет иметь только восстановительный характер, период которого зависит вовсе  не от экономики, а от эпидемиологической ситуации и принимаемых в связи с этим мер государства.

Вследствие самоизоляции и тотального падения спроса на многие товары, большое количество субъектов малого и среднего бизнеса не смогло пережить кризис. Впрочем, ситуация в секторе МСП могла бы быть значительно хуже, если бы не государственные меры поддержки занятости россиян, которые смогли компенсировать падение доходов малого и среднего бизнеса.

Принудительные административные блокировки и ограничения деятельности малого и среднего бизнеса, повлекшие резкое падение деловой активности, выручки, снижение занятости и уровня жизни, были компенсированы рядом экстренных мер государственной поддержки бизнеса [2].

В мае 2020 году наблюдается увеличение числа зарегистрированных экономических субъектов (6 035 035) по отношению к 2019 году - 5 916 906. И становится непонятно, почему в условиях пандемии происходит рост числа субъектов МСП, а не уменьшение за счет банкротства бизнеса. Данное явление можно объяснить принятием Постановления Правительства РФ, которое постановление мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников. Это означает, что заявления кредиторов о признании должника банкротом, поданные в арбитражный суд в период действия моратория, суд вернет обратно.

Государство не оставило без внимания сложившуюся не очень простую ситуацию с малым и средним бизнесом. Правительство объявило, что для борьбы с пандемией и ее последствиями был сформирован антикризисный фонд.  Для оказания помощи малому и среднему бизнесу Правительство РФ стало вводить льготы и выделение средств на развития бизнеса граждан. Также была введена отсрочка по всем налогам, отсрочка арендных платежей и др.

В настоящий момент для преодоления барьеров продолжена разработка различных программ и проектов, направленных на поддержку, в том числе и на уровне государства. Существует несколько видов государственной поддержки малых предприятий и среднего бизнеса в целом.

Согласно ФЗ – 209, ст. 7 к данным мерам можно отнести:

-специальные налоговые режимы;

-упрощённое ведение бухгалтерского учета;

-упрощённую статистическую отчётность;

-меры, которые касаются обеспечения прав и законных интересов предпринимателей;

-меры в области обеспечения финансовой поддержки МСП[3].

Тем не менее, несмотря на поддержку со стороны государства субъектов малого и среднего бизнеса, ограничительные меры, введенные на фоне пандемии COVID-19, оказали внушительное влияние на развитие бизнеса, что в итоге привело к целому ряду негативным экономическим тенденциям. Такие негативные тенденции обусловлены, прежде всего, тем, что помимо уже имеющихся проблем, существенно ограничивающих развитие отечественного предпринимательства, появились совершенно новые, вызванные распространением COVID-19.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить то, что для подхода к решению данной проблемы было сделано много, но на данный момент недостаточно. Поэтому в настоящее время по всей России создаются организации по помощи в борьбе с COVID-19, а также помощи тем, кто потерял бизнес в период самоизоляции. Поскольку малые и средние предприятия достаточно быстро занимают сферы деятельности, в которых не заинтересован крупный бизнес, от их развития зависит функционирование экономики государства, это помогает преодолеть стагнационные явления в экономической системе страны [5]. Поэтому, малый и средний бизнес имеет все шансы для восстановления после коронавирусной пандемии.

Список литературы

  1. Малое и среднее предпринимательство [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://75.ru/okrae/ekonomika/maloe-i-srednee-predprinimatel-stvo (дата обращения: 29.09.2020)
  2. Глоба, А. П., Соколов, А. П. Малое и среднее предпринимательство в период пандемии в россии: государственная поддержка и оценка влияния на экономику [Текст] / Индустриальная экономика. - 2020. - №3. – С. 39-42.
  3. Байдыбекова, С. К. Состояние и перспективы развития малого бизнеса в условиях пандемии и глобального кризиса [Текст] / Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. – 2021. – №1. – С. 158-160.
  4. Мусинова, Н. Н., Сергиенко, Н. С. Государственная поддержка малых и средних предприятий в условиях пандемии: зарубежная и российская практика [Текст] / Вестник ГУУ. – 2021. – №2. – С. 5-7.
  5. Хамидуллин, Ф.Ф. Развитие методологии исследования малого бизнеса [Текст] / Ф.Ф. Хамидуллин // Проблемы современной экономики. – 2020. – № 3/4 (19/20). – С. 28-32.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее