КАК ПО НОВОМУ СТАНДАРТУ ПРОВОДИТЬ ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ И УЧИТЫВАТЬ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

КАК ПО НОВОМУ СТАНДАРТУ ПРОВОДИТЬ ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ И УЧИТЫВАТЬ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

2

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 47 (92), Ноябрь ‘22

Дата публикации 15.11.2022

Поделиться

В данной статье автор анализирует особенности перспективного использования проекта Федерального стандарта бухгалтерского учёта «Инвентаризация», который в текущем году представило Министерство финансов РФ. Анализируются основные отличительные моменты данного документа и его влияние на итоговые результаты проведения инвентаризации.

В середине 2022 года Министерство финансов Российской Федерации представило проект нового Федерального стандарта под названием «Инвентаризация». Этот документ устанавливает процедуру инвентаризации различных обязательств и активов, имеющихся у субъектов рыночной экономики. Исключением будут только те предприятия, которые являются государственными. По мнению Министерство финансов Российской Федерации, этот стандарт вступит в силу с 2025 года.

Основная суть правила проведения процедуры инвентаризации в данном стандарте не претерпевает значительных изменений по сравнению с уже существующими правилами. Однако, произойдёт модернизация избыточных или уже устаревших требований, связанных с проведением процедуры инвентаризации. Более того, с помощью стандарта снимаются различные ограничения, которые ранее не позволяли применять новейшие технологии и средства, позволяющие проводить контроль и ревизию.

В соответствии с новым Федеральным стандартам бухгалтерского учёта «Инвентаризация» существует несколько случаев, в соответствии с которыми нужно обязательно проводить инвентаризацию в организации:

  1. Для того, чтобы составить годовую бухгалтерскую отчётность. Например, инвентаризацию основных средств можно проводить один раз в 3 года, а инвентаризацию библиотечных фондов один раз в 5 лет.
  2. В случае с передачей или возвратом активов организации, а также имущества в аренду, управление или безвозмездное пользование.
  3. В случае выкупа, продажи или других операций с активами организации.
  4. На основании смены материально ответственного лица.
  5. Если был определён факт порчи или повреждения различных активов организации.
  6. При наличии пожара, стихийных бедствий или других процессов, которые привели к образованию чрезвычайной ситуации.
  7. Проводится реорганизации компании. Однако, реорганизация в виде преобразования не учитывается. [1, с.138]

Несмотря на тот факт, что новый Федеральный стандарт бухгалтерского учёта «Инвентаризация» имеет принципы ранее существующих документов, в нём также имеются некоторые нововведения. В частности, можно не проводить инвентаризацию в том случае, когда существует процесс реорганизации предприятия, выраженный в форме преобразования хозяйствующего субъекта.

В общем перечне случаев, когда нужно в обязательном порядке провести инвентаризацию, имеется оговорка. Суть в том, что в ходе реорганизации в виде преобразования можно не проводить процедуру инвентаризации. В нынешних действующих правовых актах подобных исключений нет, и всё это обязательно учитывается.

В проекте нового Федерального стандарта бухгалтерского учёта «Инвентаризация» есть значимое уточнение. Его суть состоит в том, что инвентаризацию нужно провести непосредственно перед возвратом или передачей активов предприятия, имущества в аренду, при управлении или при безвозмездном пользовании. Такое полезное уточнение, по мнению автора данной работы, даст возможность не допускать споров между различными контрагентами. Более того, стороны подобных договоров смогут снизить свои финансовые издержки и потери.

Как показывают нынешняя практика, пытаясь сэкономить время и деньги на осуществлении грамотной инвентаризации, возникающие в ходе передачи или возврата различных объектов, которыми считаются имущество, офисы, торговые площади, гостиницы и рестораны, проблемы влияют на арендодателя. Это вызвано тем, что у него нет возможности формировать претензии в случае наличия испорченного или утраченного имущества. На основании этого можно с уверенностью говорить о том, что после модернизации процедуры инвентаризации в соответствии с принятием нового Федерального стандарта бухгалтерского учёта, этот процесс будет не только процедурой формального содержания, а станет одним из значимых инструментов для принятия ключевых управленческих решений руководящими сотрудниками хозяйствующего субъекта.

Немаловажным нововведением в этом проекте выступает позиция, согласно которой инвентаризацию проводят в отношении всего имущества, имущественных прав лиц, которые владеют предприятиями. В этом случае инвентаризация проводится в отношении того имущества, которое не учитывается предприятием в составе активов, и все имущественные права, а также разнообразные обязательства. Нормы пункта 21 представленного Федерального стандарта, который в перспективе будет внедрён, оказывают значительное воздействие на предприятия производственного и торгового сектора. Суть в том, что если инвентаризация активов осуществляется в течении нескольких календарных дней, то при отсутствии инвентаризационной комиссии, данные места следует в обязательном порядке опечатать. Может возникнуть дискомфорт в связи с тем, что на время проведения инвентаризации придётся приостановить торговые и производственные операции, но при этом качество проверочных работ увеличится. [2, с.129]

В новом Федеральном стандарте бухгалтерского учёта «Инвентаризация» запрещается подтверждать фактическое присутствие имущественного комплекса только на основе устного заявления со стороны материально ответственного субъекта, работающего в организации. Более того, взаимный расчёт любых излишков или недостач может быть допущен только при наличии исключительных случаев за одинаковый период проверки. Это может происходить только тогда, когда имущество будет отнесено к одинаковому наименованию, и есть возможность его проанализировать.

Положения нового Федерального стандарта бухгалтерского учёта «Инвентаризация» используют уже существующие правила формирования инвентаризационной комиссии для проведения перерасчёта различных видов активов. Следует на постоянной основе использовать инвентаризационную комиссию, которую создают согласно новым правилам. Если имеется большое количество различных работ, то есть возможность расширить состав комиссии с целью обеспечения эффективной процедуры проведения инвентаризации активов. Руководитель компании утверждает состав такой инвентаризационной комиссии.

С целью подтверждения корректности различных проводимых мероприятий в сфере инвентаризации, по окончанию таких действий предоставляется возможность осуществить контрольно-надзорную проверку со стороны третьих лиц. Сделать эту работу следует до непосредственного открытия складских помещений, секций или кладовых, где ранее проводилась инвентаризация разнообразных активов.

В рамках данных проверок обязательно участие должны принимать все субъекты, входящие в состав инвентаризационной комиссии, а также лица, несущие в организации материальную ответственность. Все результаты проведённой процедуры инвентаризации нужно обязательно зарегистрировать в бухгалтерском учёте, и оформить соответствующие документы. Данными документами в соответствии с новым Федеральным стандартом бухгалтерского учёта «Инвентаризация» являются:

Рисунок 1 – Документы, формируемые по итогам проведения инвентаризации активов

Итоговый документ, который является отчётом о проведении инвентаризации, отражает все необходимые сведения, говорящие о фактическом присутствии и состоянии разнообразных обязательств и активов. Этот документ в соответствии с новым Федеральным стандартам бухгалтерского учёта «Инвентаризация» нужно составлять как минимум в двух экземплярах. Все члены комиссии и материально ответственные лица должны подписать данный документ.

В результате необходимо сделать общий вывод о том, что новый Федеральный стандарт бухгалтерского учёта «Инвентаризация» используют все существующие наработки в сфере организации инвентаризации как важного инструмента для финансового контроля. Также в нём произведено уточнение некоторых важных и проблемных аспектов, которые ранее создавали трудности всем участникам общественных и экономических отношений.

Список литературы

  1. Михайлова М. Э. Анализ проекта нового ФСБУ «Инвентаризация» //Развитие современной науки и образования: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2022. – С. 137-139.
  2. Рыбакова О. М., Гирбасова Е. М. Переход на новые ФСБУ с 2022 года //Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение: проблемы и перспективы. – 2022. – С. 126-133.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее